Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Химия: с древности до наших дней
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : Периодическая система химических
элементов, группы и периоды Периодической системы химических элементов.
О б о р у д о в а н и е : Периодическая система (на столах учащихся).
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания (в форме фронтального опроса).
– Какие явления называются физическими, химическими? Приведите
примеры (упр. 1).
Проверка упражнений 2–5. Как вы поняли, что такое наблюдение, описание,
эксперимент, моделирование?
II. Изучение нового материала (в форме рассказа учителя и беседы).
(Можно привлечь диафильм или видеофильм об истории химии.)
По всей видимости, химия зародилась в Древнем Египте, где за 3–4 тысячи
лет до нашей эры получали металлы, стекло, керамику, краски и духи.
Очень долго шел этап накопления химических сведений, на основании
которых в V веке до н. э. Демокрит высказал идею об атомах.
Древние химики умели проводить не только наблюдения и описания, они
ставили эксперименты, путем проб и ошибок, а иногда случайно, получали
нужные им вещества. Объяснить, как и почему происходят превращения
веществ, они не могли.
В Средние века появляется наука – алхимия, целью которой является
превращение всех металлов в золото с помощью философского камня.
Алхимики также пытались получить эликсир вечной молодости и
универсальный растворитель. Их цели, как мы теперь понимаем, были
антинаучны. Но алхимики принесли очень много пользы для развития медицины,
промышленности, методов работы с веществами. Они изобретали новые
химические приборы и открывали химические вещества и элементы.
В XVIII веке ученые пытались объяснить причины происходящих с
веществами изменений.
Огромен вклад в химическую науку М. В. Ломоносова: он продолжил
развитие атомномолекулярного учения и сформулировал закон сохранения
массы веществ: «масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ,получившихся в результате ее». На основании чего становилось понятно, что
сущность химической реакции заключается в перегруппировке атомов
веществ, вступивших в нее.
К середине XIX века человечеству было известно 63 химических элемента,
возникла необходимость систематизации знаний о них. В 1869 г. Д. И.
Менделееву удается создать систему химических элементов, в которой каждому
элементу нашлось место в соответствии с выведенной Д. И. Менделеевым
закономерностью. Эта таблица элементов дополняется по сей день. Теперь уже
люди не ищут химические элементы в природе, а сами синтезируют их.
Периодическая система – главный справочник химика, и вы должны
научиться пользоваться им.
Для этого давайте рассмотрим структуру периодической системы. У каждого
элемента – своя «клетка», в которой указаны: название и символ элемента, его
порядковый номер и масса. «Клетки» имеют свои координаты по вертикали и
горизонтали. Они называются периодами (горизонтальные ряды), их 7, в 1
м периоде – 2 элемента, во 2 и 3м – по 8, в 4 и 5м по 18, в 6м – 32, в 7м также
будет 32 элемента. Группы – вертикальные столбцы, их 8. Они делятся на
подгруппы: главные и побочные. В главные подгруппы входят элементы с 1го
по 7й периоды, а в побочные – только начиная с 4го периода.
Вы должны уметь определять «координаты» химических элементов и
находить элемент по заданным координатам.
III. Игра «Цепочка».
Учитель называет координаты, первый ответивший ученик имеет право
назвать следующий элемент или его координаты и т. д.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : читать § 3, 4, упр. 5 (письменно).