Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Ионная связь
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : ионная связь, ионы, катионы и анионы.
Т р е б о в а н и я : знать понятие «ион»; уметь определять ионный тип связи в
соединениях.
О б о р у д о в а н и е : таблица «Образование ионной связи».
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У д о с к и :
– изменение строения и свойств атомов в периоде (один учащийся);
– изменение строения и свойств атомов в главной подгруппе (другой
учащийся).
Фронтально: упр. 1, подобные упражнения.
II. Объяснение нового материала.
Как вы знаете, в природе атомы большинства элементов не существуют
разрозненно, а соединяются между собой.
Причиной их объединения является стремление к наиболее устойчивому
энергетическому состоянию, которое достигается при завершении внешнего
энергетического уровня.
Взаимодействие между атомами, приводящее к образованию устойчивых
многоатомных структур (молекул, ионов, кристаллов), называются химической
связью.
Как мы уже выяснили, металлы отдают электроны, неметаллы – принимают.
Если атомы металла и неметалла окажутся рядом, между ними произойдет
переход электронов.
Н а п р и м е р :Натрий переходит в устойчивое состояние за счет того, что у него
оказывается внешним завершенный второй уровень, а у хлора – третий уровень.
Натрий отдает электрон, поэтому заряжается положительно, хлор принимает
электрон – заряжается отрицательно. Заряженные частицы, полученные из
атомов путем присоединения или отдачи электронов, называются ионами.
Положительные ионы называются катионами, отрицательные – анионами.
Между разноименно заряженными частицами возникает притяжение, которое и
называется ионной связью.
Каждый ион имеет заряд, который равен разнице между зарядом ядра и
числом электронов.
Упражнение. Показать образование ионной связи между атомами:
1) кальция и фтора;
2) бария и кислорода;
3) лития и азота;4) алюминия и фтора.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 9 (до конца), упр. 2 (письменно).