РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Урок 83 (103, 104).
Тема: Изменение имён прилагательных по падежам
Цели:
– овладение системой словоизменения имён прилагательных, формирование умений устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными и определять их признаки.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
1 2 3 1 – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Беседа. – Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. (В. Агафонов) – Как «прикладываются», как связываются имена прилагательные с именами существительными? Есть ли в связи какая-то закономерность?
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
II. Формулирование проблемы.
|
1 3 3 Постановка основного вопроса урока. Работа по учебнику. Чтение вслух письма Майкла Игорю и Оле. Работа по заданиям с формулировкой вопроса: – Как нужно изменять имена прилагательные? – Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
|
III. Открытие новых знаний. |
2 3 3 4 5 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 210 – наблюдение над изменением имён прилагательных. – Одинаковые или разные окончания имён прилагательных при склонении? – От чего это зависит? (От падежа и числа.) Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются.
2. На доске записаны слова: озеро, река. – Составьте словосочетания с ними, используя прилагательное лесной. – Что вы заметили? (Прилагательное изменило свой род и окончание.) Сделайте вывод: От чего зависит род имён прилагательных? (От рода имён существительных.) 3. – Ответьте на вопрос, который возник при чтении письма Майкла (Как изменяются имена прилагательные?), и исправьте текст письма, дав комментарий по каждому случаю употребления формы прилагательного. 2. Работа с текстом определения в рамке. Ученики сравнивают свой вывод с законченным определением на с. 140 учебника, отвечают на вопросы и выполняют задания после текста (с. 41–42).
|
|
IV. Развитие умений. |
3 4 5 6 1 3 2 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 211 – развивается умение склонять имена прилагательные и устанавливать закономерности в склонении. Выводы после выполнения упражнения: 1) Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, от которого оно зависит. 2) Падежные окончания прилагательных в м. и ср.р. одинаковые. 2. Упр. 212 – развивается умение вычленять из текста словосочетания существительных с прилагательными, определять их признаки. Комментированное выполнение по образцу. Дополнительно: – Прочитайте слова в рамке. Какие это цвета‘? Какие из этих слов являются синонимами? (Багряный, багровый.)
2. Работа в рабочей тетради. – Выполните задание № 2, тема 8. – Что нужно знать, чтобы сделать правильный выбор? (Значение прилагательного багряный.) – Как его можно узнать? (Посмотреть в толковый словарь.) Выберите ответ. Сверьте с ключами. 3. Запись под диктовку. Осенний старательный ветер листву по дорогам разнёс (М. Исаковский). Старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки (И. Тургенев). Было чудесное летнее утро. Дни стоят морозные. Задания: 1) Выделить окончания имён прилагательных, определить и надписать род, число, падеж. 2) Выделить корень в словарных словах. Обозначить орфограмму. 3) Разобрать по составу сложное слово: черногруд ый . – Прочитайте последнее предложение. Какой признак мы укажем для слова дни, но не укажем для слова морозные? (Род.) Почему? (Во мн.ч. род у прилагательных отсутствует.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
V. Итог урока.
|
4 4 – Выполните задание № 4, тема 8 в рабочей тетради. Взаимопроверка. – Сколько признаков нужно назвать у имён прилагательных, приведённых в предложении? (2) – Какой признак отсутствует? Почему?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
VI. Домашнее задание. |
Упр. 4, с. 56, выписать ключевые слова из правила об изменении имён прилагательных (с. 140) и уметь на их основе рассказать правило.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.