Тема: К. Тангрыкулиев «Верблюд и мальчик»
Цели: познакомить с произведением К. Тангрыкулиева «Верблюд и мальчик»;
формировать интерес к чтению;
умение анализировать, делать вывод;
развивать умение рассуждать, высказывать своё мнение, работать с текстом,
творческое воображение;
воспитывать чувство доброты, взаимовыручки, внимания, заботы к
окружающим, умение дорожить дружбой.
Ход урока:
1. Огрмомент.
2. Психологический настрой.
- Я очень люблю уроки литературного чтения, а вы любите их?
- За что вы любите уроки литературного чтения?
- Ребята, а что вы хотите получить от сегодняшнего урока? Начинайте свой ответ с этих слов:
«Сегодня на уроке мне хотелось бы…»
А чтобы у нас все получилось на уроке, что нам необходимо:
Мы с вами нацелим себя на серьёзную работу. Пусть у нас все получится.
Тема: К. Тангрыкулиев «Верблюд и мальчик»
Цели: познакомить с произведением К. Тангрыкулиева «Верблюд и мальчик»;
формировать интерес к чтению;
умение анализировать, делать вывод;
развивать умение рассуждать, высказывать своё мнение, работать с текстом,
творческое воображение;
воспитывать чувство доброты, взаимовыручки, внимания, заботы к
окружающим, умение дорожить дружбой.
Ход урока:
1. Огрмомент.
2. Психологический настрой.
Я очень люблю уроки литературного чтения, а вы любите их?
За что вы любите уроки литературного чтения?
Ребята, а что вы хотите получить от сегодняшнего урока? Начинайте свой ответ
с этих слов:
«Сегодня на уроке мне хотелось бы…»
А чтобы у нас все получилось на уроке, что нам необходимо:
Мы с вами нацелим себя на серьёзную работу. Пусть у нас все получится.
3. Проверка домашнего задания.
4. Актуализация знаний.
1) Как называется раздел, над которым мы начинаем работу? ( Золотая душа)
Как вы понимаете это выражение? ( Человек, который совершает добрые дела,
хорошие поступки, у которого золотое сердце)
2) Ребята, сегодня на уроке познакомимся с рассказом «Верблюд и мальчик». Автор
этого произведения Тангрыкулиев – туркменский писатель.
Можете ли вы предположить по названию, о чем пойдет речь? Где могут
происходить действия?
А что вы знаете о верблюде? Какой он?
3) Теперь, чтобы проверить наши предположения надо прочитать рассказ. Откройте
учебники на странице 117.
5. Словарная работа.
В тексте могут встретиться такие слова, значение которых надо объяснить.
А) Что такое вязанки?
Вязанки это связка дров. Ребята, обратите внимание, где дано значение этого слова у
вас в учебнике? (в сносках)
Б) Кто знает, что такое саксаул? Саксаул вид дерева, которое растет в полупустыне.
В) Такыр твердая, ровная земля, где по весне собираются вешние воды.
Г) Коварный – таящий угрозу, внешне дружелюбный или безопасный
Д) Что такое трясина?Трясина – зыбкое болотистое место.
Кибитка дорожная повозка
А теперь мы готовы прочитать рассказ
6. Изучение новой темы.
1. 1 часть (читает учитель)
А) чтение 1 абзаца.
Что обозначает Байыр?
Б) Чтение 2 абзаца
Почему верблюду перестали давать? От чего он затосковал? Как это характеризует
Байыра? (любит работать) на ватмане
В) Чтение 3 абзаца до слов « полататься».
Что вы узнали о мальчике из этого отрывка? Какой мальчик?
(добрый)
Прикрепить
А какой верблюд?
(добрый)
Записать
Г) Чтение до слов «помогал людям»
Когда верблюд снова почувствовал, что нужен людям? Кто ему помог?
Д) Озаглавьте 1 часть
2 часть (читают дети)
А) Чтение до слов « в зенит»
О каком качестве мальчика вы узнали из этого отрывка?
( трудолюбивый прикрепить)
Б) Чтение до слов «потянул к себе»
Почему Байыр не пускал мальчика вперёд? О чём это говорит? ( Инстинкт
самосохранения подсказывал Байыру, что дальше идти нельзя)
В) чтение до слов « не обратил на это внимания».
Что может произойти с мальчиком?
Г) Чтение до слов « от странного места»
Что проявил верблюд? ( ум, смелость)
( умный, смелый – дописать)
Д) Чтение до слов «не двигался»
Почему верблюд не двигался, что ему грозило?
Е) Чтение до слов «побежал к дому»
Какие чувства пережил мальчик, когда верблюд попал в трясину?
Почему мальчик подложил ветки верблюду под живот?
Посмотрите на иллюстрацию.
( Чтобы ветки помогли верблюду продержаться дольше, не утонуть)Как это характеризует Мурада? ( слабый, смелый прикрепить)
Ж) озаглавить 3 часть
Релаксация для глаз.
Чтение 3 части самостоятельно про себя.
Что двигало мальчиком, когда он добирался до дома? ( любовь к верблюду, сила
воли, решительность) – прикрепить
Найдите и прочитайте отрывок, где говорится о том, с какими трудностями мальчик
добирался.
Чем закончилась эта история?
7. Закрепление.
А) Как вели себя герои рассказа в трудный час? ( герои рассказа в трудный момент не
растерялись и помогли друг другу, не смотря ни на что)
Б) Ребята, давайте прочитаем наши кластеры о мальчике, о верблюде.
Можно ли сказать, что у Мурада золотая душа?
В) – Чему учит этот рассказ) ( Не бросать друзей в беде)
4. Ребята, какая из этих пословиц отражает тему и главную мысль рассказа? (слайд 8)
Старый друг лучше новых двух.
Дружба крепче не лестью, а правдой и честью.
Друг познается в беде.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
5. Какие рассказы о дружбе людей с животными вы знаете?
8. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение.
4. На уроке я сегодня узнал…
5. Мне захотелось…
6. Мне понравилось на уроке…
Дерево дружбы.
Ребята, нарисуйте в тетрадях дерево дружбы и напишите на нем , что означает для вас
слова «дружба», или «дружить».
Вот и «расцвело» наше дерево, ребята, наше Дерево Дружбы.
Будьте добрыми, отзывчивыми.
Дорожите дружбой.
Ведь приносят счастье добрые дела.
10. Итог урока.
На этом наш урок закончен.
11. Оценивание.
12. Домашнее задание.
Стр. 117120 читать выразительно