Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Классификация и свойства оксидов
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : основные классы неорганических веществ.
Т р е б о в а н и я : уметь характеризовать свойства основных классов
неорганических веществ.
О б о р у д о в а н и е : колба, ложка для сжигания веществ, спиртовка, спички,
красный фосфор, вода, лакмус, растворы: NaOH, CaO, фенолфталеин, раствор
HCl.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания (5–7 минут).
II. Экспрессконтроль.
I, III варианты – воспроизведение схемы на листочках (3 минут).
II, IV – работа по вариантам в тетрадях (7 минут).
Потом наоборот.
I
II
III
IV
Дать характеристику основанию
KOH
Fe(OH)3
Cu(OH)2
NaOH
Дописать уравнения реакций, одно из них записать в ионном виде
KOH+CO2
Fe(OH)3
Ca(OH)2+HCl→
NaOH+N2O5→
KOH+H3PO4 Fe(OH)3+H2SO4→ Ca(OH)2+Na2CO3→ NaOH+H2SO4→
NaOH+FeCl2→
KOH+P2O5→
KOH+CuCl2
Al(OH)3
NaOH+SiO2→
NaOH+MgSO4→
Mg(OH)2
AgOH
III. Объяснение нового материала.
– Оксиды – это бинарные соединения кислорода, в которых он проявляет
степень окисления –2.
Оксиды делят на несолеобразующие – они не реагируют с кислотами и
щелочами, не образуют солей. Это: N2O; NO; CO; SiO.
Остальные оксиды являются солеобразующими.Среди них выделяют
оксиды, которым соответствуют
основания (как правило, они образованы металлами) и кислотные оксиды,
которым соответствуют кислоты (они образованы неметаллами и переходными
элементами в степенях окисления выше +4).
основные
Упражнения:
составьте формулу
соответствующего основания или кислоты: CaO, N2O4, SO2, ZnO, SO3, CrO3, CrO,
Na2O.
определите характер оксида,
Химические свойства оксидов
Учитель демонстрирует опыт: получение P2O5, его растворение в воде и
щелочи. Учащиеся записывают уравнения реакций.
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
P2O5 + 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2O.
Далее учитель показывает взаимодействие CaO с H2O (фенолфталеин
доказывает наличие щелочи), с HCl. Учащиеся записывают уравнения.
CaO + H2O = Ca(OH)2
CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O.
Оксиды реагируют между собой:
3CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 40, упр. 1–3; после § 38 упр. 6; после § 39 упр. 5.