Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Количество вещества
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : количество вещества, моль, молярная масса.
Т р е б о в а н и я : знать важнейшие химические понятия «моль», «молярная
масса»; уметь вычислять количество вещества по массе, массу по количеству
вещества.
О б о р у д о в а н и е : в стаканах 1 моль воды (18 мл), 1 моль NaCl (58,5 г), 1
моль сахарозы (342 г).
Х о д у р о к а
I. Фронтальный опрос.
– Где в Периодической системе находятся элементы, соответствующие
простым веществам металлам?
– Где в Периодической системе находятся неметаллы?
– Каковы общие физические свойства металлов?
– Что такое аллотропия?
– Приведите пример аллотропии.
– В чем причины аллотропии?
– Докажите, что между металлами и неметаллами нет резких границ.
II. Объяснение нового материала.
Химики, проводя эксперименты, заметили, что состав продуктов некоторых
реакций зависит от того, в каких соотношениях были взяты реагирующие
вещества.
Например, если уголь сжигать в избытке кислорода, получается углекислый
газ:
а если кислорода взять в 2 раза меньше, то получается угарный газ:
,
.
В первом случае с 1 атомом углерода прореагировала 1 молекула кислорода,
а во втором случае одна молекула кислорода – с двумя атомами углерода.
Возникает вопрос: как измерить определенное число атомов или молекул?
Легко измерить массу вещества (с помощью весов) или объем газа или
жидкости (с помощью мерной посуды). Значит, нужна физическая величина,
позволяющая перевести число атомов или молекул в массу или объем.Проведем несложные вычисления: масса самого легкого атома – водорода
1,66 ∙ 1024 г, эта масса принята за единицу относительной атомной массы: Ar (H)
= 1. А теперь предположим, что мы взяли 1 г атомов водорода. Сколько в этой
массе будет атомов? Для расчета нужно массу порции водорода разделить на
массу 1 атома водорода: 1 г : 1,66 ∙ 1124 г
23 атомов.
≈
6,02 ∙ 10
В массе (в граммах) любого элемента, численно равной относительной
атомной массе, будет содержаться столько же атомов этого элемента.
В массе (в граммах) любого вещества, численно равной его относительной
молекулярной массе, будет содержаться столько же молекул. Это величина
постоянная, она называется числом Авогадро, обозначается NA.
Количество вещества, содержащее 6,02 ∙ 1023 структурных единиц вещества,
называется молем.
Моль – единица измерения количества вещества.
Количество вещества – физическая величина, введенная для связи числа
структурных единиц вещества и его массы или объема.
Количество вещества обозначается n (эн) или (ню) (устаревшее), измеряется
в молях.
n [моль]
1 моль любого вещества имеет массу, численно равную относительной
молекулярной массе, но имеющую единицу измерения г/моль.
Эта масса называется молярной, обозначается М.
Mr = M [г/моль]
Учитель демонстрирует 1 моль воды, соли, сахара.
Количество вещества и масса связаны следующим соотношением:
Количество вещества и число структурных единиц N связаны следующим
соотношением:III. Упражнения.
1. Определите молярную массу воды.
2. Найдите количество вещества воды, соответствующее 36 г.
3. Найдите массу пяти молей воды.
4. Сколько молекул воды в одном моле воды?
5. Сколько молекул воды в двух молях воды?
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 15, упр. 1–3 (письменно).