Цели
1. расширить и обобщить знания детей о космосе;
2. закрепить навыки аналитико-синтетической деятельности;
3. совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
4. совершенствовать навыки связной выразительной речи;
5. формировать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный человек.
6. развивать умения детей взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды, фрагмент мультфильма, обручи.
Ход занятия.
Просмотр фрагмента мультфильма «Тайна третьей планеты».
Беседа.
Логопед: Как звали главную героиню этого фильма?
На экране проектора появляется героиня мультипликационного фильма Алиса.
Алиса: Здравствуйте, ребята. Я очень рада приветствовать вас.
Логопед: Алиса – гостья из будущего с вашей помощью, ребята, надеется узнать о Земле, истории развития космонавтики и космических исследований. Мы для Алисы соберем материал, который она разместит в космическом музее.
Алиса: Ребята, я могу путешествовать в космосе, жить на разных планетах, но родилась я на планете Земля. А вы где живете?
(На экране слайд с изображением Солнечной системы)
Цели
Тема: Космос.
закрепить навыки аналитикосинтетической деятельности;
1. расширить и обобщить знания детей о космосе;
2.
3. совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
4. совершенствовать навыки связной выразительной речи;
5. формировать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый,
образованный человек.
6. развивать умения детей взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды, фрагмент мультфильма, обручи.
Ход занятия.
Просмотр фрагмента мультфильма «Тайна третьей планеты».
Беседа.
Логопед: Как звали главную героиню этого фильма?
На экране проектора появляется героиня мультипликационного фильма Алиса.
Алиса: Здравствуйте, ребята. Я очень рада приветствовать вас.
Логопед: Алиса – гостья из будущего с вашей помощью, ребята, надеется узнать о
Земле, истории развития космонавтики и космических исследований. Мы для Алисы соберем
материал, который она разместит в космическом музее.
Алиса: Ребята, я могу путешествовать в космосе, жить на разных планетах, но родилась я на
планете Земля. А вы где живете?
(На экране слайд с изображением Солнечной системы)
Чтение детьми стихов о планете Земля.
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката?
Что за планета, скажите ребята?
Это милая Земля
Во всем пригодна для жилья.
Мы летим на шарике
Без крыльев и руля,
На нашем теплом шарике
По имени Земля.
Логопед: Почему вы сравниваете землю с воздушным шариком?
(Потому что Земля имеет форму шара, есть вода, кислород и тепло)
Логопед: Ребята, какие планеты вы еще знаете?
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Логопед: Дети, какие вы молодцы, вы знаете так много о планетах Солнечной
системы.
Алиса: Все планеты такие похожие и такие разные, но все удивительные и красивые. Давайте
устроим парад планет.
Игра «Парад Планет». На ватмане изображено Солнце и орбиты планет, ниже
круги разной величины. С одной стороны круга изображение планеты, с другой стороны
задание. Дети выполняют задание и помещают планеты на свои орбиты)
Меркурий (чтение).
Венера (какую планету называют утренней звездой?)
Земля (чтение).
Марс (СКСС – звуковой анализ).Юпитер (какая планета состоит из жидкости и газа? )
Сатурн (чтение)
Уран (КСКС – звуковой анализ)
Нептун (чтение)
Плутон (ССКСКС – звуковой анализ)
Логопед: Люди давно стремились узнать о том, что окружает нашу голубую
планету. Как люди изучали космос? (На слайде телескопы)
Алиса: Что делают с помощью телескопа астрономы?
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Логопед Люди пытались подняться над Землей. На чем поднимались люди в
воздух? (На экране картинки крыльев, воздушного шара, аэростата, самолета.)
Логопед: Удалось ли людям вырваться в космос?
(когда конструкторы смогли сконструировать первый космический корабль, началось
исследование космоса. Сначала в космос отправились беспилотные зонды, потом полетели
собачки, а потом и человек.)
Дидактическая игра «Образуй слово» (Используются карточки)
Самолет
Вертолет
Звездолет
Космолет
Лунолет
Алиса: На чем из названных летательных аппаратов можно полететь в космос?
снегоход
вездеход
пароход
луноход
Логопед: 12 апреля День Космонавтики. В 1961 году в космосе побывал первый
человек – наш соотечественник летчик Ю. Гагарин. Это праздник, прежде всего космонавтов и
тех, кто участвует в создании космических ракет. 2011 год объявлен в России годом
космонавтики. Послушайте внимательно и назовите родственные слова.
Космос, космонавт, косметика, космодром, космолет, косметолог, космический, компас.
Логопед: Какими должны быть космонавты? (подбор прилагательных)
Умными,
целеустремленными, терпеливыми, дружными, выносливыми, решительными…
Дидактическая игра «Родственные слова»
ответственными,
внимательными,
здоровыми,
смелыми,
сильными,
Подвижная игра «Космонавты»
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
Космонавты, полетим!»
взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
«Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
На полу раскладываются обручи – «ракеты». С последним словом дети отпускают руки и бегут
занимать места в «ракетах». Тех, кому не хватило места в «ракетах», остаются на
«космодроме». Затем все снова встают в круг, и игра повторяется.
Алиса: Набираю команду для путешествия на космическом корабле «Пегас». Отправится в
полет тот, кто правильно подберет картинку к слову космический (ая, ое, ие)
Алиса: Молодцы, вы все достойны, называться космонавтами!
Упражнение «Составление предложений с использованием схем предлогов».
Ракета стартовала с космодрома.
Ракета летит в космос.
Ракета удаляется от Земли.
Логопед: Составим рассказ по сюжетным картинкам.
Мы уверенно в полет отправились,
Ракета приближается к Земле.
Ракета вернулась на Землю.
Условия не тепличные,Проявили все свои способности,
Приспособились к невесомости –
Итог занятия – рефлексия.
Но мы ко всему привычные,
И команда у нас отличная.