Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Ковалентная полярная связь
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Опрос у доски: ковалентная неполярная связь, образование, кратность,
валентность (один учащийся), проверка упр. 2–5.
II. Объяснение нового материала.
Если связь образуется между атомами разных неметаллов, она также будет
ковалентной, но общая электронная пара будет в большей степени притягиваться
к одному из атомов.
Направление смещения электронной пары определяется таким свойством
атомов, как электроотрицательность – способность атомов притягивать к
себе общие электронные пары.
Сравнить
электроотрицательность
атомов можно по ряду
электроотрицательности.
Самый электроотрицательный элемент – F. Связь, образованная неметаллами
с разной электроотрицательностью, называется полярной.
Рассмотрим образование ковалентной полярной связи на примере HCl.
1) Изобразим атомы с электронами (неспаренные электроны атомов должны
быть повернуты друг к другу).
2) Объединим электроны так, чтобы у каждого атома завершился уровень (у
Н – до 2ē, у Cl – до 8ē.)
3) Переведем электронную формулу в структурный вид.
Н – Cl
4) Определим более электроотрицательный атом и покажем смещение
электронной плотности к нему стрелкой.5) Атом, к которому сместилась электронная плотность, приобретает
(δ–), от которого сместилась –
частичный отрицательный заряд
частичный положительный заряд (δ+).
6) Связь ковалентная полярная, одинарная, валентность водорода и хлора
равна I.
Здесь мы введем еще одну характеристику ковалентной связи – степень
окисления. Это число, которое показывает, сколько электронов сместилось к
атому (–n) или от атома (+n). Степень окисления численно равна заряду иона,
если бы вещество стало ионного строения.
Выполнение упражнений на примере OF2, NH3, СН4.
О т в е т ы :Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 11, упр. 2.