Тема: Ковалентная связь

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала ковалентная связь.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Тема: Ковалентная связь Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :   ковалентная (полярная и неполярная) связь; понятие о валентности и степени окисления. Т р е б о в а н и я :   уметь   определять   ковалентный   тип   связи   в   соединениях, валентность и степень окисления элемента в соединении. О б о р у д о в а н и е :  таблицы по теме «Типы химических связей». Х о д   у р о к а I. Проверка домашнего задания.  Опрос  у  доски  –  объяснить  образование  ионной  связи  на  примере  NaCl (один учащийся). Выполнение упр. 2 на доске. II. Объяснение нового материала.  – Итак, если встречаются атомы металла и неметалла, электроны от металла переходят к неметаллу, образуются ионы, а между ними – ионная связь. А как поведут себя атомы неметалла при взаимодействии? Рассмотрим   самый   простой   пример   –   атом   водорода,   у   него   на   внешнем уровне 1ē, до завершения первого уровня ему не хватает 1 ē, но «отобрать» его у точно   такого   же   атома   водорода   он   не   сможет,   потому   что   электроны   этих атомов   с   равной   силой   удерживаются   ядром.   Поэтому   здесь   будет   другой механизм   завершения   внешнего   энергетического   уровня   –   обобществление электронов. Схематично это изображают так: Эта   схема   обозначает,   что   общая   электронная   пара   в   равной   степени принадлежит   обоим   атомам,   то   есть   вокруг   каждого   атома   вращаются   2 электрона, у каждого атома энергетический уровень завершен. Химическая   связь,   образованная   электронными   парами,   называется ковалентной. Одна   общая   электронная   пара   соответствует   одной   связи,   такая   связь называется  простой, или  одинарной. Так как каждый атом водорода с равнойсилой   притягивает   к   себе   электронную   пару,   связь   называется  неполярной ковалентной. Механизм обобществления электронов называется обменным. Рассмотрим образование связи между молекулами фтора, кислорода, азота, следуя алгоритму: 1) Записать знак элемента. Определить по номеру группы число электронов на внешнем уровне. 2) Расставить по 4 сторонам по 1 электрону, оставшиеся электроны ставить по 1 (снизу по часовой стрелке). 3) В зеркальном отображении изобразить такой же атом. 4) Обвести собственные электроны атома и неспаренные электроны другого атома так, чтобы в комплекте оказалось 8ē. У второго атома – так же. 5) В общей обводке окажутся общие электронные пары. По числу общих электронных пар определяется  кратность  связи (простая, двойная, тройная). 5) одна общая электронная пара – связь простая. О т в е т ы :       две общие пары – связь двойная       три общие пары – связь тройнаяЭти  же  электронные формулы  можно  изобразить  в  виде  структурных формул. Н – Н;             F – F;             О = О;             N  Число общих электронных пар, которое может образовать атом, называется  N.≡ валентностью. Валентность   неметаллов   определяется   числом   неспаренных   электронов, которое можно вычислить так: 8 – номер группы. Д о м а ш н е е   з а д а н и е : § 10, упр. 2, 3, 4, 5.