Тема: Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде».
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
27.03.2017
Цель урока: Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина
Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»Формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности
Развивать интерес к чтению, образное мышление, память, речь
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.
31.docx
31 урок
Тема: Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде».
Цель урока: Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина
Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»Формировать у учащихся тип правильной
читательской деятельности
Развивать интерес к чтению, образное мышление, память, речь
3
мин.
10
мин.
20
мин.
Деятельность учителя
I
Организационный момент. Приветствует
учеников. Для создания психологической
атмосферы проводит игру «Путаница».
I. Проверка пройденного материала.
По методу «Ромашка Блума»
осуществляет проверку домашней работы.
Кроссворд «Герои сказок Пушкина» (слайд 10)
По горизонтали:
1.Кем оборотился князь Гвидон в первый раз, когда
полетел к отцу?
2.Ядро золотого ореха.
3.Одна из трёх девиц в сказке о царе Салтане.
4.Имя царя из «Сказки о золотом петушке».
5.Имя князя, сына царя Салтана.
6. Имя царя в сказке А.С. Пушкина.
7.Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне».
8.Сеть для ловли рыбы.
9.Жених юной царевны.
10.Волшебный предмет из сказки А.С. Пушкина.
11.Кто помог Дадону избавиться от неожиданных
набегов врагов.
12.Дядька прекрасных витязей.
(Ответы по горизонтали:
1.Комар. 2.Изумруд. 3.Ткачиха. 4.Дадон. 5.Гвидон.
6.Салтан. 7.Соколко. 8.Невод. 9.Елисей. 10.Зеркальце.
11.Звездочёт. 12.Черномор.
По вертикали: 1. Михайловское.)
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения
материала. По методу «Кубизм» осуществляет
усвоение нового материала. Контролирует выполнение
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся на
группы. Осмысливают
поставленную цель.
Демонстрируют свои
знания, умения по
домашней работе.
Нагляднос
ти
Разноуровн
евые
карточки
Работая в группах,
ученики самостоятельно
изучают новый материал.
Учебник записей учащимися.
сегодня
«Сказка о попе и работнике его Балде» была написана
А.С.Пушкиным в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой
послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в
Михайловском.
Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь
писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские
народные … совершенно русские». И далее об этой сказке:
«Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть
невообразимая».
При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые
она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по
цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца:
«Жилбыл купчина Кузьма Остолоп // По прозванию
ОсиновыйЛоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму».
Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка
была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в
изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом
Остолопом.
Игра «Выбери слово»
А) Жилбыл поп,
Толоконный лоб.
… поп по базару
Посмотреть койкакого товару.
Б) Поп ему в ответ «Нужен мне ….:
Повар, конюх, плотник.
Поживика на моем подворье,
Окажи свое усердье и проворье»
В) Живет Балда в поповом доме,
…., ест себе на соломе,
Ест за …. Четверых,
Работает за семерых. (
IX. Игра «Кто это сказал?»
«Ладно. Не будет нам обоим накладно
Поживика на моем подворье,
Окажи свое усердье и проворье»
«Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…»
Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя корчить»
«Здравствуй, Балдамужичок;
Какой тебе надобен оброк?»
5. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» IV.Итог урока.Организует систематизацию и
обобщение совместных достижений. Организует
индивидуальную работу по личным достижениям.
Работа в парах «
1 группа Расшифруй имена героев сказки»
Из данных букв составьте слова – имена героев сказки
ОПП
ДАБАЛ
КАЗАЙ
НОКСЕБЕ
ДЬЯПАПО
2 группа . Определение типа сказки: авторская или
народная
Сюжет какой народной сказки лег в основу «Сказки о
попе …»?
Есть ли в сказке Пушкина признаки народной сказки?
(повторы, устойчивые выражения и эпитеты,
устаревшие слова, народная речь)
Внимательно изучите таблицу (слайд 35) и объясните
народной или авторской является «Сказка о попе…»
Сделайте вывод («Сказка о попе…» является
авторской сказкой, но написана по сюжету народной
сазки)
3 группа Главные герои сказки.
Назовите положительного героя сказки. Каким мы
видим Балду в сказке?
(Добрый, трудолюбивый, хитрый, доверчивый,
наивный….)
На какого героя русских народных сказок он похож?
(Балда похож на Иванадурака, Емелю.)
Есть в сказке отрицательный герой? Какие
отрицательные черты характера высмеиваются в образе
попа? (Ненасытный, жадный, глупый.) (слайд 37)
Найдите отрывок и прочитайте, как был наказан поп?
Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?
Проводит рефлексию.
Понравился ли вам урок?
Что было трудным для вас?
Что вам больше понравилось?
Объясняет особенности выполнения домашней работы.
10
мин.
2
мин.
Оценивают работу своих
одноклассников.
На стикерах записывают
свое мнение по поводу
урока.
Фишки
Стикеры
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
Тема: Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде».
Тема: Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде».
Тема: Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.