Тип урока: изучение нового материала
Цель. Сформировать представление о населении Африки.
Способствовать формированию умений выделять причинно-следственные связи; работать с текстовым и картографическим материалом; работать в группах.
Планируемые результаты УУД
Предметные УУД: знать численность населения Африки, его национальный и этнический состав, плотность, размещение по территории, особенности культуры коренного населения; уметь анализировать содержание карт, объяснять причины неравномерного размещения населения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции деятельности.
Коммуникативные: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.
Личностные УУД:формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.
Оборудование: компьютер, проектор, атласы, презентация, раздаточный материал, настенная карта «Население Африки».
Тема. Население Африки.
Тип урока: изучение нового материала
Цель. Сформировать представление о населении Африки.
Способствовать формированию умений выделять причинно следственные
связи; работать с текстовым и картографическим материалом; работать в
группах.
Планируемые результаты УУД
Предметные УУД: знать численность населения Африки, его национальный
и этнический состав, плотность, размещение по территории, особенности
культуры коренного населения; уметь анализировать содержание карт,
объяснять причины неравномерного размещения населения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выбор
наиболее эффективных способов решения задач, установление причинно
следственных связей.
осуществление учащимися учебных действий, умение
Регулятивные:
прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции
деятельности.
Коммуникативные: осуществление планирования учебного сотрудничества,
взаимодействие учащихся в парах и группах.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению,
готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных
интересов.
Оборудование:
материал, настенная карта «Население Африки».
компьютер, проектор, атласы, презентация, раздаточный
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.1. Проверка письменного домашнего задания (№ 31, 32, 33 в рабочих
тетрадях) по шаблону (Приложение 1).
Работают три пары, в каждой паре один обучающийся должен
быть сильным (правильность выполнения заданий, у них, учитель
проверяет до урока). Учитель раздает проверяющим учащимся
шаблоны с правильно выполненными заданиями и критериями
анализирует,
оценивания.
выставляет отметку,
При
выступлении проверяющего учитель:
смотрит рабочую тетрадь проверяемого;
корректирует отметку при необходимости;
выставляет отметку проверяющему.
свое решение аргументирует.
Проверяющий ученик,
проверяет,
2. Вопрос классу:
Каково влияние человека на природу Африки?
3. Заслушивание сообщений «Заповедники и национальные парки
Африки».
4. Заслушивание результатов проверки письменного домашнего
задания
III. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Ребята, а давайте вспомним, что мы уже знаем об Африке?
(Слайд 1)
(учащиеся называют, учитель открывает пазлы на экране)
А каких пазлов нам еще не хватает, чтобы сложилась полная картина?
Учащиеся: население и страны
Учитель: Но чтобы нам решить, какой пазл мы сегодня еще добавим к нашей
картине, я предлагаю решить ребус (Слайд 2).
Учитель: Ребят, как же звучит тема нашего сегодняшнего урока?
(Слайд 3) (учащиеся определяют тему урока и записывают ее в тетрадь)
Учитель: А какова цель нашего урока?(Слайд 4)
необходимости).
(формулируют цель урока, учитель корректирует при
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Замечательно! Но получить новые знания по данной теме
невозможно, не вспомнив те, которые вы получили еще в 6 классе.
Давайте заставим нашу голову работать в нужном нам направлении.
( Актуализация знаний курса 6 класса по теме « Население»).
1. На какие основные расы делится население Земли?
2. Чем отличаются представители каждой расы друг от друга?
Ну, теперь, когда наши знания настроились на нужный лад, пришло время
для знакомства с новым материалом.
Задание.
Откройте карту атласа «Народы» и определите, какие народы проживают на
территории Африки?
А к каким расам они относятся? Давайте найдем ответ на этот вопрос в
учебнике с.129.
( учащиеся работают с текстом учебника, находят ответ на вопрос,
дают устный ответ)
Молодцы, ребята! А теперь запишите их в тетрадь.
Задание.
Теперь зная африканские народы, давайте расселим их по «адресам».
«Адресами», в нашем случае, будут природные зоны и формы рельефа.
«Адресная книга» у вас уже есть – это рабочая тетрадь с.52 № 38.
Давайте добавим в нее жильцов, пользуясь с.130131 учебника и атласом!
(работа проводится в парах (письменно) ответы устно)
(Слайд 5) Видеоролик «Бушмены»
Ребята, а вот вы, работая с картой «Население и хозяйство Африки»,
«Народы», ничего не заметили?
Правильно, население размещено неравномерно! На каких территориях
сосредоточена большая часть населения? С чем это связано?
(ответы учащихся)
(ответы учащихся)Физкультминутка
Телеграф
Учащиеся шепотом называют расу или народ сзади сидящему ученику.
Последний ученик встает и называет свое слово. Если эта раса или народ уже
встречались, встает тот ученик, который его (ее) называл. Тогда последний
ученик называет новое слово, и так до тех пор, пока не назовет слово еще не
прозвучавшее.
Работа в группах
Класс делится на 5 групп.
(Слайд 6)
Задание. На контурной карте Африки (Приложение 2), пользуясь
материалом учебника, дополнительной литературой и картами атласа, создать
модель, отражающую особенности и хозяйственную деятельность населения
материка. Условные знаки придумайте сами.
Выступление групп
(на задание отводится 57 минут)
V. Первичное закрепление нового знания.
Игра «Цепочка»
( каждый ученик, по цепочке, называет, что он узнал на уроке).
(Слайд 7)
VI. Домашнее задание: п. 23, вопросы №1,2 на с. 133 учебника
Творческое задание: нарисовать рисунок отображающий уклад жизни
африканского населения ( на примере конкретного народа).
Итог.
Выставление и комментирование отметок.
(Слайд 8)
Рефлексия.
VII.
VIII.Ребята, вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. У вас на столах
лежат анкеты, я попрошу их заполнить и передать мне (Приложение 3).
(Слайд 9)
СПАСИБО ЗА УРОК!
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Приложение 1
Проверка д/з (шаблон)
№ 31 с.51 (р.т)
Задание. На территории каких природных зон в Африке создано больше
всего национальных парков и заповедников? Почему?
Ответ: Больше всего национальных парков и заповедников в Африке
расположено на территории саван и влажных экваториальных лесов т.к в
данных ПЗ обитает огромное количество разнообразных видов животных и
самый разнообразный видовой состав растительного мира.
Критерии оценивания:
Оценка «5» ставиться если, ответ полный (полностью раскрыта суть вопроса);
Оценка «4» ставиться если, ответ полный, но есть неточности в его формулировке;
Оценка «3» ставиться если, ответ неполный, имеются недочеты в формулировке;
0ценка «2» ставиться если, д/з отсутствует или вопрос не раскрыт имеются грубые
нарушения в формулировке.
Проверка д/з (шаблон)
№ 32 с.51 (р.т)
Задание. Какие стихийные бедствия случаются на материке? С процессами в
каких оболочках Земли они связаны?
Ответ: Для территории Африки наиболее характерны засухи и наводнения
(период дождей). Все эти явления связанные процессами происходящими в
атмосфере и биосфере.
Критерии оценивания:
Оценка «5» ставиться если, ответ полный (полностью раскрыта суть вопроса);
Оценка «4» ставиться если, ответ полный, но есть неточности в его формулировке;
Оценка «3» ставиться если, ответ неполный, имеются недочеты в формулировке;0ценка «2» ставиться если, д/з отсутствует или вопрос не раскрыт имеются грубые
нарушения в формулировке.
Проверка д/з (шаблон)
№ 33 с.51 (р.т)
Задание. Оцените последствия увеличения площади Сахары.
Ответ: В связи с тем, что площадь Сахары увеличивается, увеличивается и
число негативных природных явлений характерных для пустынных
территорий (пыльные бури, опустынивания земель, изменения в растительном
и животном мире).
Критерии оценивания:
Оценка «5» ставиться если, ответ полный (полностью раскрыта суть вопроса);
Оценка «4» ставиться если, ответ полный, но есть неточности в его формулировке;
Оценка «3» ставиться если, ответ неполный, имеются недочеты в формулировке;
0ценка «2» ставиться если, д/з отсутствует или вопрос не раскрыт имеются грубые
нарушения в формулировке.Приложение 2Приложение 3
Рефлексия (раздаточный материал)
Анкета
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным