Тема: Общие представления об органических веществах.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Общие представления об органических веществах.docx
ЗЯБКИНА О.А. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ МИТРОФАНОВСКОЙ СОШ Тема: Общие представления  об органических веществах. Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :   первоначальные   сведения   о   строении органических веществ. Ц е л ь :  сформировать   представление   о   составе   и   строении   органических соединений,   их   отличительных   признаках;   выявить   причины   многообразия органических   веществ;   продолжить   формирование   умения   составлять структурные   формулы   на   примере   органических   веществ;   сформировать представление об изомерии и изомерах. О б о р у д о в а н и е : образцы органических веществ (уксусная кислота, ацетон, аскорбиновая кислота, сахар – в фабричных упаковках с этикетками), бумага, свеча,   спиртовка   со   спиртом,   сухое   горючее   (уротропин),   нефть,   образцы изделий из пластмассы  и  синтетических  волокон  (линейки, ручки, капроновые ленты,   пуговицы,   цветочные   кашпо,   полиэтиленовые   пакеты   и   т.   д.);   спички, фарфоровая чашка, тигельные щипцы; шаростержневые модели метана, этилена, ацетилена,  пропана, бутана, изобутана, циклогексана;  на  каждый ученический стол – набор шаростержневых моделей. Х о д   у р о к а I. Изучение нового материала. У ч и т е л ь   р а с с к а з ы в а е т ,   как   произошел   термин   «органические вещества»,  о б ъ я с н я е т ,   что   раньше   органическими   считались   вещества, образующиеся в живых организмах или под их воздействием; в настоящее время синтетически   получено   множество   веществ,   по   своим   свойствам   являющихся органическими. Каковы же отличительные признаки органических веществ?  Учитель  п о к а з ы в а е т   о б р а з ц ы   органических   веществ,   называет   их   и, если возможно,  у к а з ы в а е т   м о л е к у л я р н у ю   ф о р м у л у   (для некоторых веществ   формулы   записаны   заранее   на   доске):   уксусная   кислота  С2Н4О2, ацетон  С3Н6О, этиловый спирт (в спиртовке)  С2Н6О, сухое горючее уротропин C6H12N4,   витамин   С   или   аскорбиновая   кислота  С6Н8О6,   сахар  С12Н22О11, парафиновая   свеча   и   нефть,   в   состав   которых   входят   вещества   с   общей формулой СхНy, бумага, состоящая из целлюлозы (C6H10О5)n.  У ч и т е л ь .   Что   общего   вы   заметили   в   составе   этих   веществ?   Какое химическое   свойство   вы   можете   предположить   для   этих   веществ?  (Во   все перечисленные соединения входит углерод и водород. Они горят.)У ч и т е л ь   д е м о н с т р и р у е т   горение   уротропина,   свечи   и   спиртовки, обращает   внимание   на   характер   пламени,   вносит   последовательно   в   пламя спиртовки, уротропина и свечи фарфоровую чашку, показывает, что от пламени свечи   образуется   копоть.   Далее  о б с у ж д а е т с я   в о п р о с   о   том,   какие вещества образуются в ходе горения органических веществ.  У ч и т е л ь .   Не   все   органические   вещества   способны   гореть,   но   все   они   обугливаются. разлагаются   при   нагревании   без   доступа   (Демонстрация обугливания сахара при нагревании.)    кислорода,   З а д а н и е .   Определите   вид   химической   связи   в   органических   веществах, исходя из их состава. Далее   ученики   в   тетрадях   записывают  п р и з н а к и   о р г а н и ч е с к и х в е щ е с т в : 1. Содержат углерод. 2. Горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов. 3. Связи в молекулах органических веществ ковалентные. У ч и т е л ь . Изучение органических веществ в XIX веке столкнулось с рядом затруднений. Одно из них – «непонятная» валентность углерода. Так, например, в  метане  СН4  валентность   углерода   IV,  в  этилене  С2Н4,  в   ацетилене  С2Н2,  в пропане С3Н8 соответственно II, I и 8/3. Полученные валентности маловероятны. Значит,   к   органическим   веществам   нельзя   применять   методы   неорганической химии. На   самом   деле   в   строении   органических   веществ   есть   особенности: валентность углерода всегда IV, атомы углерода соединяются между собой в углеродные цепочки.  З а д а н и е . Постарайтесь построить структурные формулы  СН4, С2Н4, С2Н2, С3Н8, зная эти особенности. Учащиеся в тетрадях строят структурные формулы и выносят их на доску.   Для   сравнения   учитель   демонстрирует   шаростержневые   модели этих веществ. У ч и т е л ь . Посмотрите на Периодическую систему. Сейчас открыто более 110 химических элементов, и все они входят в состав неорганических веществ. Однако   на   сегодня   известно   менее   миллиона   неорганических   соединений.   В состав же природных органических веществ входят немногие элементы: углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор, некоторые металлы. В последнее время синтезируют элементорганические вещества, расширяя этим спектр элементов,входящих   в  состав  органических   веществ.   В 1999  году   зарегистрировано  18­ миллионное   органическое   вещество.   В   чём   же   причины   такого   многообразия органических веществ? Учитель   демонстрирует   модели   молекул   этана,   этилена,   ацетилена, бутана, изобутана и циклогексана. Учащиеся   в   тетради   записывают  п р и ч и н ы   м н о г о о б р а з и я о р г а н и ч е с к и х   с о е д и н е н и й : 1. Соединение атомов углерода в цепи разной длины. 2.   Образование   атомами   углерода   простых,   двойных   и   тройных   связей   с другими атомами и между собой. 3.   Разный   характер   углеродных   цепочек:   линейные,   разветвлённые, циклические. 4. Множество элементов, входящих в состав органических веществ. У ч и т е л ь . Есть ещё одна, пятая причина. (Оставьте для её записи место в тетради.) Её вы найдёте сами. Для этого мы выполним лабораторную работу. Вам выданы шарики и стержни: 4 чёрных шарика с 4 отверстиями в каждом – это атомы   углерода;   8   белых   шариков   с   одним   отверстием   в   каждом   –   атомы водорода; 4 длинных стержня для соединения атомов углерода между собой, 8 коротких стержней – для соединения атома углерода с атомами водорода. З а д а н и е :   используя   весь   «строительный   материал»,   постройте   модель молекулы   органического   вещества.   Изобразите   структурную   формулу   этого вещества в тетради. Постарайтесь сделать как можно больше разных моделей из одного и того же «строительного материала». Работа   проходит   в   парах.   Учитель   проверяет   правильность   сборки моделей   и   изображения   структурных   формул,   помогает   учащимся,   у которых   возникли   затруднения.   На   работу   отводится   10–15   минут   (в зависимости   от   успешности   работы   класса),   после   этого   структурные формулы выносятся на доску и обсуждаются следующие вопросы:  – Что у всех этих веществ одинаково?  – Чем отличаются приведённые вещества?  У ч и т е л ь . Итак, мы выяснили, что одинаковым является состав, разным – строение. Такие вещества, состав которых одинаков, а строение и свойства – разные,   называются  изомерами.   Под   строением   вещества   подразумевается порядок соединения атомов, их взаимное расположение в молекулах. Явление существования изомеров называется изомерией.Определения   понятий   «химическое   строение»,   «изомеры»   и   «изомерия» записываются учащимися в тетрадь после структурных формул изомеров. А в   причины   многообразия   химических   веществ   вносится   пятый   пункт   – явление изомерии органических соединений. Умение   строить   структурные   формулы   изомеров   отрабатывается   на следующих примерах: С2Н6О (этанол и диметиловый эфир), С4Н10  (бутан и изобутан). Домашнее   задание:  построить   структурные   формулы   изомеров   состава С6Н14; выучить записи в тетради, § 32, упр. 1, 2.