Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Окислительновосстановительные
реакции
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : окислительновосстановительные реакции;
окислитель и восстановитель.
Т р е б о в а н и я :
знать понятия «окислитель» и «восстановитель»,
«окисление» и «восстановление»; уметь составлять уравнения окислительно
восстановительных реакций.
О б о р у д о в а н и е : Na, кристаллизатор с водой, спиртовка, спички, ложка
для сжигания веществ, сера, колба, щипцы, магниевая стружка, растворы HCl,
CuSO4.
Х о д у р о к а
Объяснение нового материала.
В реакциях ионного обмена составные части веществ переходили в состав
других веществ без изменений, степени окисления элементов и заряды ионов не
менялись.
Однако существует огромное множество реакций, в ходе которых меняются
степени окисления элементов. Такие реакции называются окислительно
восстановительными.
Например, взаимодействие простых веществ между собой:
Степень окисления железа изменялась с 0 до +2, значит, атом железа отдал 2
электрона; атом серы принял 2 электрона, поэтому его степень окисления
изменилась с 0 до –2.
Элемент,
отдающий электроны,
а
принимающий электроны – окислителем. Процесс отдачи электронов
называется окислением, а принятия – восстановлением.
называется
восстановителем,
В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе
восстановления – понижается.
Эти процессы неразрывно связаны между собой, число принятых окислителем
электронов должно быть равно числу отданных восстановителем электронов. Наэтом основании составляется электронный баланс и расставляются
коэффициенты.
Среди изученных нами реакций к окислительновосстановительным
относятся:1. Взаимодействие металлов с неметаллами.
Учитель демонстрирует горение магния, записывает уравнение и электронный
баланс.
2. Взаимодействие неметаллов между собой.
3. Взаимодействие металлов с водой.
4. Взаимодействие металлов с кислотой.
5. Взаимодействие металлов с солью.6. Горение и окисление сложных веществ.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 43, упр. 1, 3, 7, выписать типичные окислители и
восстановители (с. 234–235).