Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Основные сведения о строении атома.
Состав ядра
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : атомы, строение атома, ядро (протоны и
нейтроны), электроны, изотопы.
Т р е б о в а н и я : знать понятия «атом», «химический элемент»; уметь
объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента.
О б о р у д о в а н и е : Периодическая система химических элементов, таблицы
по теме «Состав и строение атома».
Х о д у р о к а
Объяснение нового материала (с опорой на знания учащихся).
– С греческого языка «атом» переводится как «неделимый». Атом не
разрушается при химических явлениях, элементы не превращаются друг в друга.
Поэтому мы можем дать такое определение:
Атом – химически неделимая частица вещества.
Открытия ученых в XIX–XX веках показали, что атом имеет сложное
строение.
Сейчас известно, что атом состоит из положительно заряженного ядра и
вращающихся вокруг него электронов, несущих отрицательный заряд. Заряд
ядра численно равен числу электронов, поэтому атомы электронейтральны. Ядро
имеет ничтожные размеры по сравнению с диаметром атома, но в нем
сосредоточена вся масса атома.
В ядре находятся протоны – частицы с массой, равной 1 а. е. м., и зарядом +1,
1
они обозначаются p1
есть нейтроны – частицы с массой 1 а. е. м., не несущие заряда, n1
нейтронов равно разнице массового числа А и атомного номера элемента.
. Число протонов равно заряду ядра. Кроме этого в ядре
0
. Число
Порядковый или атомный номер элемента Z показывает заряд ядра, число
протонов и число электронов в ядре.
Теперь запишем схему в тетрадь и приведем примеры:Z – атомный номер элемента
А – массовое число элемента.
Например:
Алюминий Z = 13, А = 27
Заряд ядра +13
Число ē 13
Протонов 13
Нейтронов 27 – 13 = 14
Атомы одного и того же элемента должны иметь одинаковый атомный
(порядковый) номер в Периодической системе, а значит, у них одинаковый заряд
ядра.
Отсюда следует еще одно определение химического элемента как
совокупности атомов с одинаковым зарядом ядра.
А вот число нейтронов у атомов одного химического элемента может быть
различным. Так, в природе существуют атомы хлора с массовыми числами 35 и
37, атомы меди – 63 и 65, водорода – 1, 2, 3; кислород 16, 7, 18 и т. д. Их
записывают так: Cl
и Cu
и Cl
и т. п.
37
17
35
17
63
29
, Cu
65
29
Атомы одного химического элемента с разными массами называют
изотопами.
Упражнения:
1) Определите заряд ядра, состав ядра и число электронов у следующих
изотопов:
23
11
Na
37
17
; Cl
75
33
; As
;
208
82
Pb
.
2) Найдите в Периодической системе химические элементы, у которых в ядре
число протонов равно числу нейтронов.
(О т в е т : H, C, N, O, S, Ne, Mg, Ca, Si, Ar.)3) По Ar предположите массовые числа изотопов калия, азота, углерода.
Изотоп с каким массовым числом преобладает?
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 6, упр. 5; § 7, упр. 1, 2, 6.