В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становятся для детей привлекательным и доступным. В то же время детям младшего школьного возраста трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень привлекают учащихся только те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт. В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на три периода - младший (7-11 лет), средний, или подростковый (12-15 лет), и старший, или юношеский (16-18 лет) школьный возраст.В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становятся для детей привлекательным и доступным. В то же время детям младшего школьного возраста трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень привлекают учащихся только те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт. В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на три периода - младший (7-11 лет), средний, или подростковый (12-15 лет), и старший, или юношеский (16-18 лет) школьный возраст.
Тема: «Особенности обучения и развития физических качеств в
младшем школьном возрасте»
В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного
анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений.
Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становятся для
детей привлекательным и доступным. В то же время детям младшего школьного возраста
трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные упражнения
и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень
привлекают учащихся только те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая
тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные
особенности и двигательный опыт. В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на
три периода младший (711 лет), средний, или подростковый (1215 лет), и старший, или
юношеский (1618 лет) школьный возраст.
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием
опорнодвигательного аппарата. Однако длина тела в этот период увеличивается быстрее,
чем масса. Суставы детей отличаются подвижностью, а связочный аппарат эластичностью,
скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Большую подвижность сохраняет до
89 лет позвоночный столб. Мышцы детей имеют тонкие волокна и содержат в своем
составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей
развиты больше, чем мелкие.
При занятиях с младшими школьниками, учитывая их бедный двигательный опыт, следует
уделить внимание методу обеспечения наглядности. Но уже с начальных классов следует с
помощью доходчивых образных объяснений органически связывать наглядность с глубоким
осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д.
При обучении движениям детей младшего школьного возраста следует прибегать к
внешним “ регуляторам” и “ ограничителям” параметров движения, они помогут,
почувствовать правильно ли выполняется движение. Работая с младшими школьниками,
чаще пользуются методом целостного выполнения упражнения, при этом действия в
начале упрощают за счет второстепенных деталей и облегчают путем замедленного
выполнения, использование вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и
т.д. Большое место имеет применение игровой формы выполнения задания, которая
помогает легко выполнить упражнение, поддержать интерес детей при многократном
выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его
для развития физических качеств. Естественной для детей младшего школьного возраста
является потребность в высокой двигательной активности. При этом у девочек такая
потребность проявляется в меньшей степени, чем у мальчиков. Девочки в меньшей степени
проявляют двигательную активность самостоятельно. Вот почему рекомендуется больше
привлекать их к участию в организационных формах физического воспитания.
Навыки, приобретаемые в школьном возрасте, являются переходными формами навыков
взрослого человека, и они должны быть “гибкими”, “вариативными”, поддающимися
изменениям, поэтому учитель должен думать о сочетании методов стандартноповторногои переменного упражнения при обучении, чтобы обеспечить выше названные свойства
двигательного навыка. Особое место здесь занимают методы, позволяющие варьировать
двигательные действия и условия их выполнения.
Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности.
Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Я считаю что,
важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного
становления организма это всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок и
функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих
факторов особенностям этапов возрастного развития. Чтобы совершенствовать
координацию движений, их точность и экономичность, в уроки я включаю усложняющие
задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров
движения, а также упражнения на “расслабление” и на “равновесие”. Упражнения на
“равновесие” и на тренировку вестибулярного аппарата требуют особого внимания. При
развитии физических качеств необходимо учитывать, что у младших школьников
показатели силовых способностей невелики, к 11годам они существенно возрастают, далее
продолжают увеличиваться, но неравномерно. В младшем школьном возрасте применение
упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы малоэффективны и поэтому
нецелесообразны. Не следует форсировать собственно силовых способностей в младшем и
среднем школьном возрасте. Задача на этих этапах это обеспечить гармоничное развитие
всех мышечных групп, содействовать образованию прочного “ мышечного корсета”,
укрепить дыхательную мускулатуру, развивать мышцы, слабо развивающиеся без
выполнения упражнения. Наиболее интенсивно сила возрастает у мальчиков с 11 до 13 лет.
Следует особо уделять внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от
которых, в первую очередь, зависит правильная осанка. Это общеразвивающие упражнения:
лазанья, бег, прыжки, метания, игры с элементами единоборств и т.д. При развитии
быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции,
быстроту отдельных движений и способность увеличить темп движений без отягощения. С
этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции
на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития
скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в
нестандартных вариантах. Применение различных “скоростных “игр в разнообразных
вариантах наиболее эффективно. В младшем школьном возрасте проявления статической и
скоростной выносливости незначительны. Однако на работу циклического характера, в
умеренном темпе, необходимо обратить внимание уже в начальной школе, с учетом
возраста и физической подготовленности детей.
Литература:
1. Воронцов И.М. « Закономерности физического развития детей и
методы его оценки».2.Воронцов И.М. ,Мазурин А.В., «Центильные распределения массы тела
по длине тела».
3.Гандельсман А.Б., Смирнов А.М., « Физическое воспитание детей
школьного возраста».
4.Гвоздев С.Г. « Динамика массоростовых соотношений у детей и
подростков».
5.Годик М.А. «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок».
6.Гольдберг Е.Д. « Физическое развитие детей и подростков».
7.Горюнова А.А. «Об ускорении физического развития детей
дошкольного возраста».
8. Громбах С.М. « К дискуссии об оценке физического развития детей и
подростков».