Тема: «Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте»

  • Лекции
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становятся для детей привлекательным и доступным. В то же время детям младшего школьного возраста трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень привлекают учащихся только те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт. В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на три периода - младший (7-11 лет), средний, или подростковый (12-15 лет), и старший, или юношеский (16-18 лет) школьный возраст.В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становятся для детей привлекательным и доступным. В то же время детям младшего школьного возраста трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень привлекают учащихся только те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт. В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на три периода - младший (7-11 лет), средний, или подростковый (12-15 лет), и старший, или юношеский (16-18 лет) школьный возраст.
Иконка файла материала statya_osipov_a.m-2.docx
Тема: «Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте» В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного  анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений.  Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становятся для  детей привлекательным и доступным. В то же время  детям младшего школьного возраста  трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные упражнения  и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень  привлекают учащихся только те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая  тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные  особенности и двигательный опыт. В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на  три периода ­ младший (7­11 лет), средний, или подростковый (12­15 лет), и старший, или  юношеский (16­18 лет) школьный возраст. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием  опорно­двигательного аппарата. Однако длина тела в этот период увеличивается быстрее,  чем масса. Суставы детей отличаются подвижностью, а связочный аппарат эластичностью,  скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Большую подвижность сохраняет до 8­9 лет позвоночный столб. Мышцы детей имеют тонкие волокна и содержат в своем  составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей  развиты больше, чем мелкие. При занятиях с младшими школьниками, учитывая их бедный двигательный опыт, следует  уделить внимание методу обеспечения наглядности. Но уже с начальных классов следует с  помощью доходчивых образных объяснений органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д. При обучении движениям детей младшего школьного возраста следует прибегать к  внешним “ регуляторам” и “ ограничителям” параметров движения,  они помогут,   почувствовать правильно ли выполняется движение.  Работая с младшими школьниками,  чаще пользуются методом целостного выполнения упражнения, при этом  действия в  начале упрощают  за счет второстепенных деталей и облегчают путем замедленного  выполнения, использование вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и  т.д. Большое место имеет применение игровой формы выполнения задания, которая  помогает легко выполнить упражнение, поддержать интерес детей при многократном  выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его  для развития физических качеств. Естественной для детей младшего школьного возраста  является потребность в высокой двигательной активности. При этом у девочек такая  потребность проявляется в меньшей степени, чем у мальчиков. Девочки в меньшей степени  проявляют двигательную активность самостоятельно. Вот почему рекомендуется больше  привлекать их к участию в организационных формах физического воспитания. Навыки, приобретаемые в школьном возрасте, являются переходными формами навыков  взрослого человека, и они должны быть “гибкими”, “вариативными”, поддающимися  изменениям, поэтому учитель должен думать о сочетании методов стандартно­повторногои переменного упражнения при обучении, чтобы обеспечить выше названные свойства  двигательного навыка. Особое место здесь занимают методы, позволяющие варьировать  двигательные действия и условия их выполнения. Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности.   Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Я считаю что,  важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период  возрастного  становления организма это всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок и  функциональность возможностей растущего организма, соответствие  воздействующих  факторов особенностям этапов возрастного развития. Чтобы совершенствовать  координацию движений, их точность и экономичность, в уроки я включаю усложняющие  задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров  движения, а также упражнения на “расслабление” и на “равновесие”. Упражнения на  “равновесие” и на тренировку вестибулярного аппарата требуют особого внимания. При  развитии физических качеств необходимо учитывать, что у младших школьников  показатели силовых способностей невелики, к 11годам они существенно возрастают, далее  продолжают увеличиваться, но неравномерно. В младшем школьном возрасте применение  упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы малоэффективны и поэтому  нецелесообразны. Не следует форсировать собственно силовых способностей в младшем и  среднем школьном возрасте. Задача на этих этапах это обеспечить гармоничное развитие  всех мышечных групп, содействовать образованию прочного “ мышечного корсета”,  укрепить дыхательную мускулатуру, развивать мышцы, слабо развивающиеся без  выполнения упражнения. Наиболее интенсивно сила возрастает у мальчиков с 11 до 13 лет.  Следует особо уделять внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от  которых, в первую очередь, зависит правильная осанка. Это общеразвивающие упражнения: лазанья, бег, прыжки, метания, игры с элементами единоборств и т.д. При развитии  быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции,  быстроту отдельных движений и способность увеличить темп движений без отягощения. С  этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития  скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в  нестандартных вариантах. Применение различных “скоростных “игр в разнообразных  вариантах наиболее эффективно. В младшем школьном возрасте проявления статической и скоростной выносливости незначительны. Однако на работу циклического характера, в  умеренном темпе, необходимо обратить внимание уже в начальной школе, с учетом  возраста и физической подготовленности детей. Литература: 1. Воронцов И.М. « Закономерности физического развития детей и методы его оценки».2.Воронцов И.М. ,Мазурин А.В., «Центильные распределения массы тела по длине тела». 3.Гандельсман А.Б., Смирнов А.М., « Физическое воспитание детей школьного возраста». 4.Гвоздев С.Г. « Динамика массоростовых соотношений у детей и подростков». 5.Годик М.А. «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок». 6.Гольдберг Е.Д. « Физическое развитие детей и подростков». 7.Горюнова А.А. «Об ускорении физического развития детей дошкольного возраста». 8. Громбах С.М. « К дискуссии об оценке физического развития детей и подростков».