Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"
Оценка 5

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"

Оценка 5
Педсоветы
doc
математика
5 кл—11 кл
30.04.2019
Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"
Выступление на педагогическом совете по теме «Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся». В своем докладе я говорю об основной идеи системно – деятельностного подхода, перечисляю основные этапы урока, об активных формах и методах обучения, которые использую на уроках.
Пед.совет Стст.деят подход.doc
Выступление на педагогическом совете по теме «Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся»  Основой,   обеспечивающей   реализацию   Федерального   Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование   и   конструирование   социальной   среды   развития обучающихся в системе образования; активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; построение   образовательного   процесса   с   учетом   индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.  Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что  новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе  самостоятельной исследовательской деятельности.  Задача учителя при введении  нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно  объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать  исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения  проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.  Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика  фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание  учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на  основе рефлексивной деятельности. Данный подход в обучении направлен на  развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения  материала. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой  подготовки. Технология деятельностного метода обучения не разрушает  «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все  необходимое для реализации новых образовательных целей. Вместо простой  передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью  школьного образования становится развитие способности ученика  самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,  контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Для моделирования учебных занятий в рамках ФГОС необходимо знать принципы  построения урока, его структуру и особенности некоторых его этапов.  Я поделюсь с вами своим опытом, как я понимаю и реализую системно ­ деятельностный   подход   на   разных   этапах   урока.   Я   не   буду   подробно останавливаться   на   структуре   урока   в   технологии   системно­деятельностного обучения. Сделаю акцент на основных этапах данного урока:      ­ учитель создает проблемную ситуацию; ­ ученик принимает проблемную ситуацию; ­ вместе выявляют проблему; ­ учитель управляет поисковой деятельностью; ­ ученик осуществляет самостоятельный поиск; ­ обсуждение результатов. Включение активных методов обучения в образовательный процесс  позволяет создать среду, в которой есть возможность для каждого ребенка найти  свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать  свои способности и образовательные потребности. Активные методы обучения – это методы, стимулирующие  познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге,  предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной  проблемы.  Используются следующие активные методы, позволяющие эффективно  решать конкретные задачи урока. Например, в начале урока можно использовать активный метод «Шаг  навстречу», который позволяет быстро включить класс в работу, задать нужный  ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе. Это может быть разгадывание кроссворда, с ключевым словом,  относящегося к  теме урока,  ребуса, решение нестандартной задачи и т.д. Главное «захватить»  внимание учащихся. На этапе вхождения в тему можно использовать метод выяснения ожиданий и  опасений «Дерево возможных вариантов». Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и  опасения. Учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и  опасения. Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах написать, чего они  ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце занятия, учащиеся  заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания  ­желтыми и подтвердившиеся опасения – красными. Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты. Красное дерево  выросло – выросло не то, что ожидали. Перечисленные активные методы обучения составляют систему, поскольку  обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся  на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала,  эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.   На этапе объявления темы урока. На доске записывается тема урока и учащимся   предлагается   вчитаться   и   высказать   свои   соображения:   что   будет изучаться, как связано с предыдущим материалом, что нужно знать для изучения темы. Такое «раскручивание» темы занимает 1­2 минуты, но позволяет учащимся самим   выдвигать   задачи   урока,   а   значит   воспитывать   творческое   мышление, смелость   своих   суждений,   культуру   речи.   Эти   несколько   минут   рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой.  Прекрасно вписывается в деятельностный подход технология критического мышления. В начале урока на доске таблица: что я знаю, что хочу узнать, что узнал. Например, тема "Пирамида", в 1 колонке что можно записать. Говорю, пишите о пирамиде, что знаете в тезисной форме. Пишут  ­ это объемная фигура, это   многогранник,   бывает   треугольная,   четырехугольная,   правильная,   бывает египетская,   пирамида   Хеопса.   Могут   быть   самые   неожиданные   высказывания. Что хочу узнать? Пишут   элементы, как строится, как обозначается, как найти площадь   поверхности,   какие   могут   быть   сечения   пирамиды.   А   что   узнал, естественно, заполняем в конце урока. Для создания проблемной ситуации я использую следующие методы и приёмы:     ­ излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к  высказываниям личного мнения учащихся и предлагаю в практической  деятельности выбрать правильное решение. ­предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся  знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению  делать выводы в создавшейся ситуации. ­ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения,  обоснования. ­даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского  характера  ­даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.  Теорема   Виета.   (8   класс)   В   начале   урока   учащимся   предлагается рассмотреть приведенное квадратное уравнение x2 + px + q = 0 и найти сумму и произведение   его   корней.   В   результате   выполнения   нескольких   уравнений приходим к формулировке данной теоремы.  При изучении темы «Взаимно обратные числа» (6 класс) ученики находят произведение взаимно обратных чисел. В ходе выполнения нескольких заданий ученики сами делают вывод и  формулируют определение данных чисел.  На   уроке   геометрии(7   класс)   ученики   рассматривают   несколько   видов треугольников, при помощи транспортира измеряют углы  и в результате работы делают вывод о сумме углов треугольника. В результате выполнения подобных заданий у учащихся возникает чувство уверенности   в   собственных   силах,   появляется   интерес   к   самостоятельной теоретической работе.  В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни». В   соответствии   с   требованиями   ФГОС   я   систематически   обучаю   детей осуществлять рефлексивное действие.  Давно   доказано   психологами,   что   люди   лучше   усваивают   то,   что обсуждают   с  другими,  а  лучше   всего   помнят   то,  что   объясняют   другим.  Эти возможности   предоставляет   обучающимся   используемая   на   уроке   групповая работа. На уроке я использую работу в парах, работу в малых группах. Например, при   закреплении   темы   даю   задание   одно   на   двоих   или   на   четверых,   а   затем спрашиваю   любого   учащегося   из   группы.   Такая   работа   развивает коммуникативные   навыки,  отраженные   в   стандартах.  Это   не   новый   прием,  но отлично вписывается в системно­деятельностный подход. В   своей   работе   я   часто   использую   прием   эстафеты.   Данный   метод предполагает, что общая работа зависит от работы каждого. В математике есть такие задачи, которые состоят из множества действий.  Работа строится так, что группа   решает   определенную   задачу,   а   при   проверке   ребята   вызываются   для решения   по   очереди   в   произвольной   последовательности.   Т.о.,   заранее   нельзя знать, какое действие достанется выполнить тому или другому обучающемуся. Этот  прием   позволяет   развивать   внимательность,  аккуратность,  собранность   в работе. Связь   математики   с   окружающим   миром   и   ее   практическое   значение стараюсь подчеркивать при изучении каждой темы. Для закрепления подбираю такие задачи, которые имеют практический смысл.  Я   осознаю   важность   самостоятельной   работы   учащихся   как   метода обучения,   реализация   которого   способствует   подготовке   к   самообразованию, самоконтролю,   формированию   умений   планировать,   анализировать,   делать обобщения. Системно­деятельностный   подход   находит   свое   продолжение     и   на внеклассных   мероприятиях   по   предмету,   которые   регулярно   проводятся   в рамках декады математики. В рамках декады проводятся олимпиады, викторины, конкурсы   презентаций   и   творческих   работ.   Ребята   участвуют   в   интернет   ­ олимпиадах.    Согласно системно ­ деятельностному подходу, обучающиеся овладевают умением   формулировать   и   анализировать   факты,   работать   с   различными источниками,   выдвигать   гипотезы,   формулировать   выводы,   отстаивать   свою позицию   при  обсуждении  учебной  деятельности,  что  формирует  нравственные качества личности.    Урок,   основанный   на   принципах   системно   –   деятельностного   подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация системно   –   деятельностного   подхода   повышает   эффективность   образования, существенно   усиливает   мотивацию   и   интерес   к   учению,     обеспечивающих   не только успешное усвоение знаний, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания. 1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. Литература. 2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и  педагогическая логика: Пособие для системы профессионального  педагогического образования, подготовки и повышения квалификации  научно­педагогических кадров.  3. Малыгина   О.А.   Обучение   высшей   математике   на   основе   системно­ деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд­во ЛКИ, 2008. – 256 с.

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"

Тема "Освоение модели системно – деятельностного обучения и самореализации учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019