Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»
Оценка 4.9

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
экология
11 кл
25.05.2019
Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»
Актуальность и важность проекта. Проблема благоустройства территории школы актуальна на сегодняшний день. Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и пришкольная территория – эффективное средство формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эта работа рассматривается как часть системы социального становления личности.
проект по экологии 2017 МКОУ Красновосходская СОШ.doc
Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»                                                                 Выполнил:                                                                           Базаев Шамсун Шамильевич,  учащийся 11 класса МКОУ  «Красновосходская СОШ»  Кизлярского района РД Руководитель:  Базаева Асият Юсуповна, учитель биологии  МКОУ «Красновосходская СОШ» Кизлярского района РД   2017 год г. Махачкала РД ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………………..2 Глава 1. Теоретическая часть 1.1.Влияние  растений на окружающую среду    …………………………..5  Глава 2. Практическая часть 2.1. Условия расположения школы …………………………………………7 2.2. Определение надземной ярусности …………………………………….8 2.3. Изучение запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории………………………………………………………………………9 2.4.   Определение   плотности   посадки   деревьев   на   пришкольном участке………………………………………………………………………….10 2.5.   Расчет   количества   кислорода,   выделяемого   деревьями   на человека………………………………………………………………………..10 2.6. Определение состояния древостоя пришкольного участка………...11 2.7. Проведение социологического опроса среди учащихся и учителей 13 2.8. Замена деревьев…………………………………………………………..14 2.9. Подготовка почвы………………………………………………………..14 2.10. Посадка саженцев……………………………………………………….15 2.11. Стадион…………………………………………………………………...15 Заключение  …………………………………………………….………16 2 Список  литературы……………………………………………………18 Приложение 1 ………………………………………………………………....19 Приложение 2 …………………………………………………………………20 Приложение 3………………………………………………………………….21 Введение Актуальность   и   важность   проекта.  Проблема   благоустройства территории школы актуальна на сегодняшний день.  Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое   воспитание   школьников.   Школьный   двор   и   пришкольная территория – эффективное средство формирования экологической культуры учащихся,   становления   их   нового   гражданского   сознания.   Эта   работа рассматривается как часть системы социального становления личности.           Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие, развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.        Становясь   участниками   проекта,   мы   пробуем   себя   в   различных   социальных   ролях,   что   содействует   нашей   успешной   социализации   в обществе, формированию активной гражданской позиции и экологической культуры.  Экологически   чистая   полноценная   внешняя   среда   наряду   с другими   факторами   является   важной   предпосылкой   сохранения   и укрепления здоровья и развития людей. Состояние   воздушной   среды   обитания   человека   оказывает существенное влияние на его работоспособность, самочувствие, настроение. Здоровье человека будет зависеть от ее физического состояния, наличия в ней тех или иных механических или биологических примесей.  3 В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего   времени,  и  их   развитие   происходит   при   непрерывном   воздействии факторов этой среды. Дети на переменах и после уроков гуляют в школьном дворе, до позднего вечера работает спортивный зал, куда на занятия каратэ, танцами,  футболом   родители   приводят   своих   маленьких   детей,  приходят подростки   и   взрослое   население.   Ожидание   начала   занятий   может   стать полезным   времяпрепровождением   с   точки   зрения     эстетики,   экологии   и физической подготовки.  Таким   образом,   наш   школьный   двор   –   это   универсальное   средство, которое   одновременно   выполняет   ряд   функций:   познавательную, развивающую,   духовно­нравственную,   функцию   социального   закаливания, функцию   физического   развития,   гражданского   становления   личности, функцию проектирования собственной деятельности.                          Современному зданию школы 47 лет.  На школьной территории расположены   спортивная   площадка,   цветочные   клумбы,   кустарники, деревья. Большинство деревьев посажены сразу после сдачи в эксплуатацию школы.   Усыхающие   деревья   портят   эстетический   вид   пришкольной территории. Мы хотим подобрать виды деревьев, наиболее подходящих для озеленения   территории   и   предложить   пути   благоустройства   пришкольной территории.  Это   способствует   созданию   благоприятного   экологического микроклимата на пришкольной территории.  Чтобы внести свой посильный вклад в улучшение экологической обстановки пришкольной территории, я решил заняться написанием этого проекта.  Гипотеза:  внешний вид пришкольного участка определяется крупными растениями, которые   на   территории   МКОУ   «Красновосходская   СОШ»   усыхают   и требуют   замены.   необходимо   разработать   план   Следовательно, благоустройства школьной территории, в связи с усыханием деревьев. 4 Цель  работы: подтвердить или опровергнуть гипотезу о состоянии растительности на пришкольном участке и разработать способы благоустройства пришкольного участка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:   изучить литературу о растениях;  определить   состояние   растений,   видовой   состав,   особенности   их расположения на участке  используя соответствующие методы;  разработать рекомендации для развития пришкольного участка. Методы исследования: анализ   научной   литературы,   наблюдение   и   сравнение,   опрос   и анкетирование, теоретический анализ, статистические методы. Объект исследования: пришкольный участок  Предмет исследования: видовой состав деревьев    Обзор работ по данной проблеме Для   исследования   по   данной   теме   нами   была   изучена   специальная литература с описанием методик и экспериментов.  Место и время выполнения работы Исследования проводились в июне(1 этап) и ноябре(2 этап) 2016 года  на пришкольном участке Красновосходской  школы  Кизлярского района  Республики Дагестан.   Глава 1. Теоретическая часть 1.1. Влияние  растений на окружающую среду Растения     играют   огромную   роль   в   создании   благоприятной   среды обитания для людей. В городских ландшафтах они выполняют важнейшие средообразующие   и   средозащитные   функции,   связанные   с   выделением 5 кислорода   и   фитонцидов,   ионизацией   воздуха,   осаждением   пыли, формированием своеобразного микроклимата и т.д.   Одной   из   важнейших   функций   зеленых   насаждений,   является   санитарно­ гигиеническая, заключающаяся в очистке окружающей среды от токсичных веществ. Растения играют огромную роль в обогащении окружающей среды кислородом и   поглощении   образующегося   диоксида   углерода,   улучшают микроклимат   территории,   предохраняют   от   чрезмерного   перегревания почву, стены зданий, создают комфортные условия для отдыха на открытом воздухе.   Растения   повышают   ионизацию   воздуха,   улучшая   тем   самым электрогигиенические   свойства   атмосферы.   Хорошо   известен противошумовой   эффект   зеленых   насаждений,   связанный   с   большой звукоотражающей и звукопоглощающей функциями листвы. Кроны деревьев поглощают от 20 до 70% звуковой энергии. В целом растительность снижает шум в жилых и промышленных зонах в 2­2,5 раза.  Зеленые растения выделяют в воздух летучие вещества, которые даже в   незначительных   концентрациях   способны   очищать   воздух   от   вредных микроорганизмов и улучшать самочувствие людей. Данные свойства сначала были обнаружены лишь не у многих растений, но по мере изучения круг расширялся.   В   настоящее   время   считается,   что   выделение   фитонцидов   ­ универсальное явление, в той или иной степени свойственное практически любому растению. Так, с можжевелового леса за сутки выделяется в воздух до   30   кг   фитонцидов,   с   1   га   лиственного   летом   –   до   2   кг.   Фитонциды оказывают   благотворное   воздействие   на   воздушную   среду   в   очень   малых концентрациях – от 5 мг/ м³.      Зачем же растения производят фитонциды? Прежде всего для того, чтобы обеспечить   себе   защиту   от   бактерий,   грибков   других   микроорганизмов, которые   могут   вызвать   различные   заболевания.   Количество   фитонцидов, выделяемых  растением, изменяется   в  ходе  онтогенеза,  увеличивается  при ранении   растений.   По   словам   профессора   Б.П.Токина,   одного   из   первых 6 исследователей фитонцидов, растение с помощью фитонцидов «само себя стерилизует».1  В   здоровом   растении   фитонциды   участвуют   также   в разнообразных  обменных процессах. Состав выделяемых фитонцидов зависит от вида растения, его возраста,   Изменяется физиологического   состояния, фитонцидная   активность   и   одного   и   того   же   растения   в   течение   года.   условий   выращивания. Обычно максимальная продукция  фитонцидов у неповреждённого растения приходится на время интенсивного роста и бутонизации.Зеленые растения благотворно действуют на эмоциональную сферу человека, имеют большую эстетическую   и   рекреационную   ценность,   способствуют   сохранению гармонии   окружающей   среды   и   человека   даже   в   условиях   таких антропогенно­измененных экосистем.  Глава 2. Практическая часть 2.1.Общая характеристика пришкольного участка       Школа расположена на Центральной улице села Красный Восход,   в 100   метрах   от   центра   села.   Расположение   школы     достаточно   удачное, вблизи нет шоссе, которое проходит вдоль всего села по его западной части, нет по близости жилых домов и других производственных и промышленных организаций. По всему периметру школы посажена аллея. Площадь аллеи  ­ 0,7 га. Видовой состав аллеи: тополь, клён, акация, белолистка. Преобладает белолистка и акация. Аллея имеет эстетическое и экологическое значение. Вся   дорожная   пыль   оседает   на   листьях   деревьев.   Таким   образом,   аллея защищает территорию школы от загрязнения пылью. ( Приложение1, таблица 1)  1Токин Б.П. Целебные яды растений. М.:1980.стр 9­10 7 Школьная   территория   занимает   площадь   приблизительно   2   га. Пришкольная   территория   распланирована:   имеет   стадион,   дендрарий, клумбы, закрепленные за классами.   Спортивная   площадка   располагается южнее   школы,   и   отделена   от   окон   учебных   помещений   полосой   зелёных насаждений.       В   100   метрах   от   территории   школы   расположена   автомобильная дорога, что соответствует санитарно­ гигиеническим нормам (по санитарно­ гигиеническим   нормам   должно   быть   не   менее  25  метров).  Расстояние   до жилых домов около 100 метров, что соответствует санитарно гигиеническим нормам (Приложение 1, таблица 2) Вывод:  школьная территория ограничивается и защищается зелёной полосой, хотя в некоторых местах она отсутствует, по причине санитарной вырубки деревьев.     В   состав   зелёной   защитной   полосы   входят   следующие   породы деревьев:   тополь,   клён,   белолистка,   акация.   На   листовой   поверхности взрослого растения клёна за летний период осаждается до 33 килограммов пыли.   Акация   и   белолистка   являются   хорошими   поглотителями   свинца. Акация устойчива к загрязнению воздуха газами. Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: для создания зелёной полосы был сделан правильный видовой подбор древесных пород.   На   газонах   пришкольной   территории   насчитывается   около   десяти видов однолетних и многолетних растений: календула, цинния, астра, пионы, розы, нарциссы, лен посевной и т.д. 2.2. Изучение ярусности растений.  8 По   вертикали   растительное   сообщество   разделяется   на   ярусы   – горизонтальные   слои,   толщи,   в   которых   располагаются   надземные   или подземные части растений определенных жизненных форм. Эта ярусность особенно ярко выражена в лесных фитоценозах. В лесах ярусы образованы растениями отдельных жизненных форм (по Серебрякову), выделяют ярусы:   Ярус А (I) – древостой,  Ярус В (II) – подлесок,  Ярус С (III) – травяной,  Ярус D (IV) – мохово­лишайниковый ярус. Развитая  ярусность положительно влияет на экосистему. Определение надземной ярусности Мы   изучили   расположение   растений   на   участке   и   их   видовой   состав. (Приложение 2)  Ярус   А   (I)   образуют:  каштан   конский,   ива   белая,   клён осторолистный, осина обыкновенная, яблоня домашняя (4 дерева и одна спиленная), калина красная,  вяз шершавый, дуб черешчатый, тополь белый.  Ярус  B  (II)   образуют:  акация   желтая,   тёрн,   шиповник, боярышник,сирень.  Ярус  C  (III)   образуют:    подрост     туи   (8   деревца   маленькие), мятлики, одуванчик, клевер  красный, клевер  ползучий, лапчатка калган, хвощ полевой. Вывод:  пришкольный   участок   ­   антропогенная   система,   где   выбор культур,   их   расположение     рукотворное.   Не   смотря   на   это,   растения образуют ярусы 9 2.3.Изучение   запылённости   воздуха  в   различных   местах пришкольной территории. Было проведено изучение запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории. Методика изучения следующая: 1. Собирались листья с разных участков пришкольной территории на разной высоте. 2. К поверхности листьев прикладывалась прозрачная клеящаяся плёнка. 3. Снималась плёнка с листьев вместе со слоем пыли и приклеивалась на лист белой бумаги. В результате получилось следующее: из всех взятых проб листьев (на пришкольном   участке,   на   спортивной   площадке,   в   глубине   школьной территории   и   т.д.)   наиболее   запылёнными   оказались   листья,   взятые   с деревьев возле пришкольного участка в нижней части кроны. Так как вдоль изгороди там проходит грунтовая дорога. Причём, с высотой запылённость уменьшалась.   Наименее   запылёнными   были   листья,   взятые   с   деревьев,   в глубине школьной территории со стороны школы. (Приложение 3) Вывод:  проведённые исследования подтвердили, что листья деревьев способны задерживать на своей поверхности частички пыли и чем больше листовая поверхность, тем лучше. Справочный материал. На листовой поверхности взрослого растения вяза   шершавого   осаждается   за   летний   период   до   23   кг   пыли,   на   вязе перистоветвистом – до 18 кг, на иве – до 38 кг, на клене – до 33 кг, на тополе канадском – до 34 кг, на сирени – до 1,6 кг, на акации – до 0,2 кг. 10 2.4.   Определение   плотности   посадки   деревьев   на   пришкольном участке. Нормы САНПИН требуют, чтобы на территории школы произрастало от 90 до 150 деревьев на гектар. Мы определили плотность древостоя на нашем участке:  P=S/D, где  P  – плотность посадки,  D  – количество деревьев,  S  – площадь участка.  P=20000/151=132 (деревьев на 2 га), если 132/2=66 (деревьев на 1 га), что ниже нормы.  по   плотности   посадки   деревьев   наш   участок   не   совсем Вывод: соответствует   нормам   САНПИН,   следовательно,   необходимо   пополнить древостой. 2.5.   Расчет   количества   кислорода,   выделяемого   деревьями   на человека. Мы   подсчитали   количество   деревьев,   растущих   на   пришкольном участке.   Их   оказалось   151.   Количество   обучающихся   562   человек. Работников школы 57 человек. Всего 619 человек.  Дерево   средней   величины   за   сутки   выделяет   столько   кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Мы рассчитали количество деревьев, приходящееся на человека по формуле:  A=D/M,   где  A  –   количество   деревьев   на   человека,  D  –   общее количество деревьев, М – количество человек в школе. А=151/619=0,2 (дерева на человека).  Вывод:  на каждое дерево приходится 5 человек, а это недостаточно для нормального дыхания.  11 2.6. Определение состояния древостоя пришкольного участка. Цель: оценить состояние зеленых насаждений пришкольной территории. Шкала   оценки   по   внешним   признакам   (шкала   визуальной   оценки) составлена в соответствии с требованиями санитарных правил в лесах РФ. Она приведена в таб.2. (Приложение 3, табл. 2.) Задание: 1. Заложили пробную площадь 100 м2 (10 х 10 м). 2. Определили виды деревьев, которые на ней растут. З.   Используя   таблицу,   определили   баллы   состояния   отельных   деревьев каждого вида — b 1, b 2, b 3 и т. д. 4. Определили средний балл состояния каждого вида деревьев по формуле: К   bi 1 N  n 1 где К1 — коэффициент состояния отельных видов деревьев; b – баллы состояния отдельных деревьев; n1 — общее число деревьев  каждого балла состояния; N – общее число учтенных деревьев каждого вида; ∑ – сумма. 5. Коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) определяется как среднее   арифметическое   средних   баллов   состояния   различных   видов деревьев на пробной площ ади: 6.Оценили состояние деревьев   по таб.1.       ( Приложение 3, табл.1)      При среднем балле от 2 до 2,5 состояние зеленых насаждений оценивается как   угрожающее,   восстановление   возможно   только   при   снижении   уровня загрязнения   атмосферы   и   применения   комплекса   мероприятий   по 12 оздоровлению данных насаждений. При среднем балле, превышающем 2,5, состояние оценивается как критическое, соответствующее началу распада лесных насаждений. Результаты: где К=  b  1 n 1 N Вид деревьев Количеств о деревьев Баллы состояни Коэффициен т   состояния Характеристик а   состояния № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 обыкновенная 10 Вяз шершавый 11 Калина красная 12 Дуб черешчатый 13 Акация желтая 15 14  Клён 2 Туя золотистая 11 Каштан 1 конский Тополь черный 9 Ива белая 8 27 Осина обыкновенная Тополь   белый 38 (белолистка)   Вишня мелкопильчата я Яблоня домашняя Черемуха 4 5 9 19 2 1 я 1 2 3 2 1 1 1 2 2 1 1 2 1 2 для   каждого вида К=1 К=2 К=3,2 К=2,125 К=1,2 древостоя Здоровые Ослабленные Усыхающие  Ослабленные Здоровые К=1.1 Здоровые  К=1 Здоровые К=1,8 К=1,6 К=1,31 К=1 Ослабленные Ослабленные Здоровые Здоровые К=2 Ослабленные К=1,08 К= 2 Здоровые Ослабленные 13 остролистный Коэффициент состояния древостоя в целом определяем по формуле как   среднее   арифметическое   средних   баллов   состояния   различных   видов деревьев на пришкольном участке: К= 2   КК 1 видов Число _  ... К 3 деревьев _ 125,21,121    К= 31,16,18,112,32,1     14  08,121  2  = 1,6 Вывод:  деревья   на   пришкольном   участке   находятся   в   ослабленном состоянии. Данный результат получен за счёт усыхающих черных тополей. Усыхающие и сухие деревья необходимо спилить, а на их место посадить новые.  2.7.   Проведение   социологического   опроса   среди   учащихся   и учителей. В ходе проекта мы провели социологический опрос  среди учащихся 8­ 11 классов и учителей, в котором приняло участие 75 человек.  Были заданы следующие вопросы:  1)   Как   вы   считаете,   является   ли   пришкольная   территория   достаточно озелененной   или   растений   не   хватает?   69%   опрашиваемых   сказали,   что зелени   недостаточно.   После   ледяного   дождя   почти   все   березы   оказались поломанными   и   были   удалены,   на   их   место   ещё   ничего   не   посадили, территория выглядит голой. 2) Какие деревья и кустарники вы хотели бы видеть на территории около школы? 31 человек ответил ­ тую, 23 – акацию, 22 – клен остролистный, 19 – яблони, 17 человек – дубы, 10 ­ сирени, 8 – черемуху.  14 3) Что бы вы хотели изменить на школьной территории? Самые популярные ответы: организовать баскетбольную площадку – 25 человек, на стадионе поставить   тренажеры   –   21   человек,   необходимы   лавочки   –   18   человек, разбить новые клумбы – 11, построить детскую площадку – 10. 2.8. Замена деревьев Так   как   некоторые   деревья   находятся   в   усыхающем   состоянии   и требуют   замены.   Для   посадки,   по   нашим   подсчётам,   потребуется   130 деревьев.   Цены   на   посадочные   материал     практически   одинаковые.   Мы предлагаем   тополь   черный   заменить   тополем   белым   или    осиной обыкновенной. Существует альтернативный способ – самим вырастить саженцы. Он более экономный, но и времени занимает больше. Каждый год на пришкольном участке самосевом прорастают семена тополя белого (белолистки) и вяза, которые мы предлагаем использовать в качестве   посадочных   материалов.   Для   организации   питомника   с   целью выращивания   саженцев   деревьев   подготовлено   место   на   юго­востоке пришкольной территории. Такую  работу следует начать с подготовки почвы. 2.9. Подготовка почвы Перекопать   осенью   участок   земли,   где   предполагается   создать питомник.  Осенняя   перекопка   способствует   рыхлости   почвы,   задержанию талой снеговой воды, способствует тому, чтобы корневища и семена сорных растений   погибли.   Внести   перед   осенней   перекопкой   органические удобрения – навоз, компост или торф. Весной, как только почва освободится от   снега   и   просохнет   настолько,   что   ее   можно   будет   копать,   начать подготовку   почвы   к   посеву   семян   и   посадке   сеянцев.   Вскопать   участок земли, отведенный под питомник, на глубину в один штык лопаты, при этом все попадающиеся крупные корневища трав собрать и сложить за пределами питомника. При весенней перекопке желательно внести в почву комплексные 15 гранулированные   минеральные   удобрения.   После   перекопки   выровнять вскопанную землю граблями. Лучше всего производить выравнивание сразу при перекопке: это позволит не ходить лишний раз по вскопанному участку и не уплотнять почву. После этого приступить к подготовке гряд.  2.10. Посадка саженцев  Использование для посадки не семян, а саженцев позволяет, прежде всего,   избежать   гибели   молодых   деревьев   в   результате   конкуренции   с травами и кустарниками. Саженцам в меньшей степени, грозит конкуренция со стороны травянистых растений.  Как правило, пересадка производится весной до распускания почек и начала роста побегов; реже осенью, после того, как рост надземной части сеянцев прекращается. Уход за молодыми деревьями в школьном отделении включает прополки, полив при засушливой погоде, подкормку удобрениями на бедных почвах. Выращивание крупных саженцев, пригодных для посадки на постоянное место практически в любых условиях, занимает в школьном отделении еще один­два года. 2.11.Стадион   Инвентарь на стадионе мы предлагаем частично демонтировать, так как некоторые элементы спортивной площадки пришли в ветхое состояние, а остальное отреставрировать. Для этого покрасить элементы, предварительно подготовив к этому процессу.  В среднем банка краски массой 1 кг стоит 350 руб. Для реставрации спортивного инвентаря нам потребуется 15 банок. Это будет стоить 5000 руб.  Заключение По результатам нашей работы можно сделать выводы: 16 1. на пришкольном участке выражена ярусность растений; 2. из деревьев преобладает белолистка, а   тополь черный находится в усыхающем состоянии, деревья требуют вырубки и срочной замены;  3. для новых посадок предпочтение отдать белолистке, вязу шершавому, акации; 4. более   экономичным   способом   обновления   зелёных   насаждений   на пришкольном   участке   является   выращивание   саженцев.   Для   чего потребуется 2­3 года и участок 170X600 см.; 5. для   благоустройства   территории   и   для   реставрации   стадиона необходимы средства. Следовательно,  первоначальная   гипотеза   подтвердилась   в   ходе исследования. В усыхающем состоянии находятся тополи черные, которые численно уменьшаются на участке. Другие виды находятся в здоровом или ослабленном   состоянии.   Средний   балл   состояния   древостоя   23/14=1,6. Состояние древостоя ослабленное, но не критическое. Нами разработан план развития пришкольной территории. Практическое использование результатов Результаты нашего исследования имеют практическую пользу, так как данные   помогут   более   рационально   организовать   участок   около   школы, правильно подобрать растения. Результаты проекта можно использовать на уроках биологии, географии, ОБЖ, классных часах. А также на примере нашей   работы   можно   обустраивать   территорию   других   муниципальных учреждений,   таких   как   детские   сады,   школы.   Советы   по   выращиванию деревьев, подбора наиболее оптимальных культур для выращивания так же можно учитывать при выборе зелёных насаждений на приусадебном участке.  Мы   большую   часть   времени   проводим   в   школе,   экологическая обстановка на участке влияет на наше здоровье, культуру. Мы можем также 17 внести посильный вклад в поддержании порядка на пришкольном участке. Клумбы   закреплены   за   классами,   можно   закрепить   посадки   деревьев   для ухода и заботы. Мы   считаем,   что   цель   и   задачи,   поставленные   нами   в   начале исследования,   достигнуты,  работа   доступна   для   выполнения   в   условиях общеобразовательной школы. Список литературы 1. Алексеев С.В., Груздева Э.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. «Практикум по экологии», М, АО МДС,1996г. 2. Изучение   экологического   состояния   школы/Биология   в   школе,   №3, 1990. Озеленение населенных мест. Справочник/Под ред.  В.И. Ерохиной. – 18 М., 1987. 3. Самкова   В.А.   Экологический   практикум   «Город,   в   котором   я живу»/Биология в школе, 2002. 4. Токин Б.П. Целебные яды растений. М.:1980. с.9­10 5. Цыбуля   Н.В.   Действие   летучих   выделений   мирта   обыкновенного (Myrtuscommunis L.) на бактерии воздуха в зависимости от сезона и от площади листьев // Сибирский биол. журн. 1993. №5. С. 91­93. Приложения 1 Таблица 1.  Измерения Полученные результаты Санитарно­ 19 Ширина защитной полосы из деревьев и  кустарников:  на границе территории со стороны  автомагистрали Площадь деревьев и кустарников по  периметру крон, приходящаяся на одного  учащегося (включая близлежащие парки), м2 Расстояние от школы до деревьев Расстояние от школы до кустарников Расстояние между деревьями (узколистными) Расстояние между деревьями  широколистными Количество деревьев на 1 га (100х100 м) Таблица 2  3 7 67 7 12 5 6­8 130 гигиенические нормы, м 1,5 6 50 10 5 5­6 8­10 90­150 Производимые измерения Полученные результаты, Санитарно­гигиенические Расстояние от границ школы  до промышленных  предприятий, магазинов Расстояние   от   школы   до жилых домов Расстояние   от   школы   до автострады метры 100 48 10 нормы (не менее), метры 50 10 25 (оптимальное 100)                                                                                                                                Приложение 2 Цель: Наиболее полно выявить и определить видовой состав флоры на территории школьного участка. Методика.   Используется   метод   конкретных   флор   А.И.   Толмачева   (1986): исследуется флора по всей пришкольной территории.  20 Задание: 1. Проложить маршруты по всему участку, на протяжении которых определить виды растений, эпифитных лишайников и мхов. Неясные виды взять в букеты, в гербарий и определить в школе. 2. Составить общий список сосудистых растений. 3. Определить число видов, родов данной флоры. Инструкции по выполнению исследовательских заданий  Цель: оценить состояние зеленых насаждений пришкольной территории. Приложение 3 21 Шкала   оценки   по   внешним   признакам   (шкала   визуальной   оценки)   составлена   в соответствии с требованиями санитарных правил в лесах РФ. Она приведена в табл. 2. Задание: 1. Заложите пробную площадь 100 м2 (10 х 10 м). 2. Определите виды деревьев, которые на ней растут. З. Используя таблицу, определите баллы состояния отельных деревьев каждого вида — b 1, b 2, b 3 и т. д. 4. Определите средний балл состояния каждого вида деревьев по формуле: К   bi 1 N  n 1 где К1 — коэффициент состояния отельных видов деревьев; b – баллы состояния отдельных деревьев; n1 — общее число деревьев каждого балла  состояния; N – общее число учтенных деревьев каждого вида; ∑ – сумма. 5. Коэффициент  состояния  лесного древостоя в целом (К) определяется как среднее арифметическое   средних   баллов   состояния   различных   видов   деревьев   на   пробной плошади: 6.Оцените состояние деревьев по табл.1.          При  среднем балле  от 2 до 2,5 состояние  зеленых  насаждений  оценивается  как угрожающее,   восстановление   возможно   только   при   снижении   уровня   загрязнения атмосферы и применения комплекса мероприятий по оздоровлению данных насаждений. При   среднем   балле,   превышающем   2,5,   состояние   оценивается   как   критическое, соответствующее началу распада лесных насаждений.  Справочный материал. Таблица №1. Оценка состояния древостоя К К<1,5 K=1,6­2,5 K=2,6­3,5 K=3,6­4,5 K>4,6 I II III IV V Балл состояния древостоя Характеристика состояния древостоя Здоровые Ослаблены Усыхающие Сухие Очень сухие 22 Таблица№2. Шкала визуальной оценки деревьев по внешним признакам. Ба лл ы Категори я состояния деревьев 1 Здоровые 2 Ослаблен ­ные 3 Сильно  ослаблен­ ные Морфологическая характеристика кроны листьев и хвои почек и побегов прироста ствола Без внешних признаков повреждения. Крона, листья, хвоя, почки,  величины приростов соответствуют норме для данного вида. Возраста и  условий произрастания.   Слабоажурн ая с  Листья и хвоя  светло­зеленые, У  хвойных, У лиственных  часто почки  Часто  укорочен, но усыханием  отдельных  часто с желтым оттенком,  мелкие, часто  недоразвитые, при избытке  азота в  ветвей. повреждение  листьев и хвои  до 25% почек  прошлого  воздухе  может быть  до 1/3 общего  количества.  года погибли,  у хвойных  сильно  увеличен. Отмечается  ранний опад  листьев, хвоя  держится 2­3  года. Ажурная,  изреженная,  Листья светло­ зеленые, хвоя, с верхушчные  почки часто  деформирова ны. Мутовки  образуются из 2/3 почек. У лиственных  пород  Укорочен  или  со  значительны бурым  оттенком,  погибает 30­  50% почек  полностью  отсутствует. м  усыханиием  повреждение  листьев и хвои  прошлого  года; у  ветвей,  суховершинн достигает 2/3  общего  хвойных  погибает 50­ ость.   количества,  хвоя держится  70% почек,  образующих  1­2 года.  мутовки;  особенн о ели,  сильное  смолоте чение и  небольш ие  местные  отмиран ия коры. Смолоте чение  сильное;  значител ьное  отмиран ие коры. 23 4 Усыхаю­ щие Сильно­ ажурная,  усыхание  ветвей по  всей кроне. Сухие  Сухая 5 (свежий и старый  сухостой) с желтым  оттенком,  отмечается  ранний  листопад; хвоя  бледно­зеленая, желтого или  бурого оттенка, осыпающаяся,  повреждение  листьев и хвои  превышает 2/3  общего  количества   Листьев нет,  хвоя желтая и  бурая,  осыпается или  осыпалась. Листья мелкие, значительная  но бывают и  увеличенные. Листья мелкие, часть  верхушечных  почек  деформирова на. Побеги 2­ го порядка не  образуются. Сохранилось  недоразвитые,  бледно­зеленые до 10­15%  почек. Отсутствует. Признак и  заселени я  стволов ыми  вредител ями  (буровая муха),  отверсти я  значител ьное  отмиран ие коры Почек нет,  побеги сухие Отсутствует Кора  частично или  полность ю опала;  заселена  или  отработа на  24 стволов ыми  вредител ями 25

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории и возможности её благоустройства»

Тема: «Оценка состояния растений на пришкольной территории  и возможности её благоустройства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2019