Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством П. П. Бажова; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить рассуждать, правильно строить высказывания ; развивать внимание, память, мышление, речь учащихся; содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Ученики демонстрируют нарисованные рисунки к сказке «Серая шейка» и пересказывают соответственный отрывок сказки.
Тема: Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством П. П. Бажова; учить анализировать,
сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить
рассуждать, правильно строить высказывания ; развивать внимание, память, мышление, речь
учащихся; содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Ученики демонстрируют нарисованные рисунки к сказке «Серая шейка» и пересказывают
соответственный отрывок сказки.
3. Формулирование темы и целей урока.
Расшифруйте ребусы.
Что по вашему могут обозначать данные слова?
Какое слово «лишнее»?
Какие из разгаданных слов можно объединить в словосочетание, таким образом, чтобы это
словосочетание могло служить название произведения?
Повторение литературной терминологии.
Что такое сказ?
Какие сказы вам уже знакомы? Что их объединяет?
4. Антиципация чтения.
Что можно узнать из названия этого произведения?
Посмотрите внимательно на иллюстрации, которые размещены на доске,
прочитайте ключевые слова.
Составьте небольшой рассказ по данной иллюстрации и словам, которые мы
узнали, расшифровав ребусы.
5. Вступительное слово.
Прочитайте на стр. 161 биографическую справку о писателе.
К какому литературному жанру можно отнести данную сказку?
( литературная )
Родился Павел Петрович Бажов в рабочей семье Петра Васильевича и
Августины Степановны Бажовых в городе Сысерти 27 января 1879 года.
О своем детстве Павел Петрович пишет в книгах, в них можно узнать не только о жизни и
деятельности писателя, но и о далеких годах становления самобытного богатейшего края –
Урал.
С детства Павел Бажов очень много слышал рассказов о Медной горе от бабушки и отца.
«Малахитовая шкатулка», книга сказов, принесла П. П. Бажову всенародное признание. Она
построена на чудесном и фольклоре уральских рабочих, исполнена горячей любви к людям
труда, раскрывает прекрасные стороны русского национального характера. Книга Бажова
глубоко народна по содержанию и по форме, она вошла в золотой фонд отечественной
литературы.Одно из самых известных произведений сборника Бажова «Хозяйка Медной горы» она
властвует над ящерицами, она – распорядительница земельного богатства. Бажов
говорил, что рисунок малахита динамичен и напоминает подвижность ящерицы.
К сказу «Старых гор подаренье» Бажов предпослал слова, в которых емко выразил суть
своих уральских сказов «Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные – в покор, иные в
наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».
С такими словами, можно приступить к изучению нового произведения.
6. Словарная работа.
Работа с текстом учебника и толковым словарем.
7. Чтение текста сказа «Серебряное копытце».
8. Проверка первичного восприятия.
9. Итог урока.
10. Д/З.