Тема. Правильное употребление деепричастий.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема. Правильное употребление деепричастий. Цель: закрепление знаний о месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в предложении, выработка умения правильно употреблять деепричастия в речи. Образовательная: Умение находить деепричастия в тексте, определять их роль, выразительные возможности деепричастий, использовать деепричастия для создания текста Развивающая: • развитие познавательной активности, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), развитие умения делать выводы; • конструирование предложений с деепричастными оборотами, правильное использование деепричастий в речи.
Иконка файла материала Урок 56.docx
7­А,  7­Б                                                               18.12.2018 Урок № 56 Тема. Правильное употребление деепричастий. Цель: закрепление знаний о месте и роли деепричастий и деепричастных  оборотов в предложении, выработка умения правильно употреблять  деепричастия в речи. Образовательная: Умение находить деепричастия в тексте, определять их  роль, выразительные возможности деепричастий, использовать деепричастия  для создания текста Развивающая: развитие познавательной активности, развитие мыслительных операций  (анализ, синтез, сравнение, классификация), развитие умения делать выводы; конструирование предложений с деепричастными оборотами,    правильное использование деепричастий в речи. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя: Сегодня, ребята, вы выступите в роли ученых­исследователей. Вам предстоит  работа с группой очень интересных слов. Как они называются и чем  интересны – это секрет, который вам предстоит разгадать. Вы, я думаю, обратили внимание, что на доске записано только число, но не  записана тема урока. Её вам предстоит сформулировать самостоятельно. 3. Целеполагание Учитель: Отгадать загадку (Слайд № 1) Эпиграф (Слайд №2) Определение темы и цели урока вместе с детьми (Слайд № 3) Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем определить роль деепричастий в  тексте и поучимся употреблять их в речи. А для этого нам нужно узнавать  деепричастия в лицо. (Правило.) 4. Актуализация опорных знаний Работа по перфокарте. Найти деепричастия и отметить их в 1­м или 2­м  столбике (Слайд № 4,5) 1) пол..жив, прикас..ясь + + 2) ст..рая, выр..стающий + 3) забл..стев, заг..рая + + 4) зам..реть, уб..раясь + 5) заст..лая, отд..рая + + =Какая орфограмма объединяет все эти слова? Синтаксический разбор предложения. Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. Вопросы:  1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 1) О чём эти строки поэта Игоря Северянина? 2) Что мы слышим, когда читаем эти строки? 3) Слова какой части речи помогли нам увидеть и услышать то, о чём пишет  поэт? Исследование­ эксперимент. Замените деепричастия на глаголы. Что изменилось?(Слайд №6) (Стихотворение потеряло живописность. Появился однородный ряд  сказуемых, интонация перечисления) Какую роль играют деепричастия в этих строчках?(дополняют глагол  другими действиями, украшают его. Они помогают описать сложные  действия, которые производятся неразрывно, одновременно помогает увидеть  образ зимы­матери, которая нянчит своё дитя ­ весну) Задания для групповой работы (2 группы по 4 человека) (Тексты Пушкина и  Тургенева + карточка­инструкция) Анализ текста из учебника географии (Приложение № 2) Какого стиля текст? (Научный) Тип речи? (Повествование) Какова роль деепричастий в этом тексте? (Чётко, точно представить  картину холодных воздушных масс, которые бывают в Азии) Представление мини­презентаций. Вывод: Деепричастия не просто дополняют, дорисовывают основное действие  глаголов в прозаических и стихотворных текстах, но и являются ярким  средством выразительности. Анализ стихотворения Р.Саути «Лодорский водопад»     (Слайд №7,8) В чем необычность этого стихотворения? Сколько предложений? Сколько деепричастий? Деепричастия какого вида? Почему? (Незаконченное действие) Какой художественный эффект достигается таким количеством    (Слайд № 9) деепричастий? (Водопад мы слышим, видим) Групповая работа:   1­я группа. Найти деепричастия по слуховым впечатлениям (журча, шипя,  шурша, шумя и др.­ аллитерация) 2­я группа. Найти деепричастия по зрительным впечатлениям (пенясь,  блистая, мелькая, меняясь ) 3­я группа. Найти деепричастия по движению воды ( струясь, крутясь,  сливаясь, вздымаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь) 4­я группа. Найти деепричастия по аналогии с человеческими  качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь,  морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя) (Олицетворение) Вывод: Мы проанализировали, как удалось поэту создать образ водопада, с  помощью деепричастий показать его могущество и великолепие.Творческая работа. А теперь обратимся к произведению живописи и  посмотрим, какое впечатление произвёл водопад на известного художника  И.К.Айвазовского. Картина «Ниагарский водопад» (Слайд №10 ) Задание: Вставить в предложения вместо пропусков деепричастия или  деепричастные обороты. (Слайд № 11 ) Перед нами картина Айвазовского «Ниагарский водопад».  Огромная лавина воды,..................., падает с высокой скалы. Мощные потоки  воды,..............., устремляются вниз. Они, …..........., неостановимо бегут  наперегонки. Эта стихия веками удивляет человека. Вопрос. Как изменилось содержание предложений, когда мы включили в них  деепричастия и деепричастные обороты? Анализ текста № 2 (Приложение №2) 1. 2. Какого стиля текст? (Разговорный) Какое средство выразительности используется в нём? ( Фразеологизмы с деепричастиями) Задание: Найти фразеологизмы, объяснить их значения. (Слайды № 12, 13 ) Парная работа. Составить предложения с 2 фразеологизмами. = Выделяются на письме запятыми фразеологизмы? Вывод: Предложения с фразеологизмами более выразительны, более  живописны. Редактирование предложений.   Слово учителя:   предложениях правильно. Наша задача — научиться видеть такие ошибки и  уметь их исправлять. Задание   Работа с интерактивным тестом (3 задания)   Игра «Корректор» (Приложение № 2).   К сожалению, не всегда деепричастия употребляют в    : (Работа со слайдами № 14, 15, 16, 17) 6. Подведение итогов урока. Краткость и выразительность — эти свойства деепричастий широко  используют поэты и писатели в своих произведениях.( Обращение к эпиграфу) 7. Домашнее задание (Разноуровневое) 1­я группа ­ Сочинение­миниатюра «Пришла волшебница­зима» с  использованием деепричастий. 2­я группа — Выбрать 5 предложений из «Песни про купца Калашникова» 3­я группа — Упр. № 171 8. Рефлексия. Дописать предложения.(Слайд № 18) 1) На этом уроке я понял… 2) На этом уроке я вспомнил…. 3) Больше всего мне понравилось... 4) Сегодня я научился...Приложение № 1 Задание №1 Зима!..Крестьянин, торжествуя, В тулупе, в красном кушаке. На дровнях обновляет путь; Вот бегает дворовый мальчик, Его лошадка, снег почуя, В салазки жучку посадив, Плетется рысью как­нибудь. Себя в коня преобразив; Бразды пушистые взрывая, Шалун уж заморозил пальчик: Летит кибитка удалая; Ему и больно и смешно, Ямщик сидит на облучке А мать грозит ему в окно... Карточка­инструкция: Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и исследуйте его в  направлении следующих вопросов и заданий: выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты; проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются  деепричастия в этом отрывке; почему крестьянин «на дровнях обновляет путь», «торжествуя»? Какую роль играет это деепричастие? как «дорисованы» действия лошадки? что помогает увидеть и почувствовать деепричастный оборот «бразды пушистые  взрывая»? какую роль играют деепричастные обороты, «дорисовывающие» действия дворового мальчика? Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод. Задание № 2 Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым  гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут.  Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится  дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и  беспрестанно меняя ноги, скачет какой­нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной  гриве. Карточка­инструкция: Прочитайте фрагмент из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» и исследуйте его в  направлении следующих вопросов и заданий: выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты; проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются  деепричастия в этом отрывке; что помогает представить деепричастный оборот «сидя без шапок в старых  полушубках;            что показывает деепричастный оборот «болтая руками и ногами», к кому  относится; к кому относятся деепричастные обороты «навострив уши», «задравши хвост», что  помогают представить; Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод. Приложение № 2 Текст №1 Во внутренних районах Азии господствуют континентальные воздушные массы. Зимой они  сильно охлаждаются, образуя область высокого атмосферного давления. Сухой и  холодный воздух растекается из глубинных районов материка, образуя зимние муссоны.  (Учебник географии) Текст №2 Мишка просит маму: ­ Мам, ну что я дома сложа руки сижу, когда во дворе ребята лепят снеговика? Можно мне пойти погулять? ­ Сынок, положа руку на сердце скажи, ты уроки выучил? ­ Да. ­ Тогда можно, только сломя голову не несись. Роберт Саути, «Лодорский водопад». Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Задание: вставить деепричастные обороты Перед нами картина Айвазовского «Ниагарский водопад». Огромная лавина  воды,......................................................................., падает с высокой скалы. Мощные потоки  воды,........................................................................., устремляются вниз. Они,  …..............................................................................., неостановимо бегут наперегонки. Эта  стихия веками удивляет человека. Корректор 1) Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. 2) Рассевшись по машинам, заревел мотор. 3) Катаясь на лодке, луна навевала грусть.

Посмотрите также