Тема: Предмет химии. Вещества

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала предмет химии. вещества.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Тема: Предмет химии. Вещества Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я   и з   П р и м е р н о й   п р о г р а м м ы о с н о в н о г о   о б щ е г о   о б р а з о в а н и я   п о   х и м и и :   химия   как   часть естествознания;   химия   –   наука   о   веществах,   их   строении,   свойствах   и превращениях; химический элемент; простые и сложные вещества; атомы и молекулы. Т р е б о в а н и я   к   у р о в н ю   п о д г о т о в к и   в ы п у с к н и к о в знать   понятия о с н о в н о й   о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й   ш к о л ы :   «вещество», «химический элемент». М а т е р и а л ы   и   о б о р у д о в а н и е :  стеклянные колба, стакан, пробирка, образцы металлических пластинок (медная, алюминиевая, железная), образцы неметаллов   (сера,   уголь,   фосфор),   вода   в   стакане,   кристаллы   медного купороса,   поваренной   соли,   сахара;   раствор   медного   купороса,   стальной гвоздь, модели кристаллических решеток алмаза, углекислого газа. Х о д   у р о к а Урок строится в форме эвристической беседы. Основные задачи беседы – выяснить: 1) какое место занимает химия среди других наук; 2) что она изучает; 3) что такое вещество; 4) чем одно вещество отличается от другого; 5) в чем причина этих отличий. В о п р о с ы   у ч и т е л я : – Я сейчас назову три группы наук. А вы попытайтесь определить, к какой из них ближе химия: 1. Литературоведение, лингвистика, история. 2. Математика, информатика. 3. Физика, биология. (Ответ: 3.) – Как называются эти науки? (Ответ: естественные.) – Что является предметом изучения биологии? физики? (Ответ: живое; физические явления.) – Какие вы знаете физические явления? (Ответ:   механические,   тепловые,   электромагнитные,   звуковые, световые.)– С чем происходят эти явления? (Ответ: с физическими телами.) – Из чего стоят физические тела? (Ответ: из атомов, молекул, из вещества.) – Как вы думаете, что изучает химия? (Ответ: вещества.) – Что о веществах должна знать химия? Учитель демонстрирует модели кристаллических решеток. (Ответ: химия должна знать, из чего состоят вещества.) – Давайте попробуем дать ответ на этот вопрос. Посмотрите на решетку алмаза и углекислого газа. В чем отличие? Что это за частицы? (Ответ: у алмаза – атомы, у углекислого газа – молекулы.) – А из чего состоят молекулы? (Ответ: из атомов.) – Значит, мельчайшей частицей вещества является атом? Как вы думаете, все ли атомы одинаковы? (Ответ: нет.) – Чем они могут различаться? (Ответ: размером, массой.) – Верно. А также они различаются своим составом: зарядом ядра, числом электронов. – А есть ли в природе одинаковые атомы? (Ответ: да.) Одинаковые   атомы,   или   атомы   одного   вида,   принято   называть химическим   элементом.   Всем   вам   известна   таблица   химических элементов – таблица Д. И. Менделеева, в ней показаны все существующие разновидности атомов. – Давайте еще раз посмотрим на кристаллическую решетку алмаза. Все ли атомы в ней одинаковы? (Ответ: да.) Такие  вещества,   состоящие   из   атомов   одного   химического элемента, называют простыми. – Из скольких химических элементов состоит углекислый газ? (Ответ: из 2.) – Как будет называться группа веществ, к которым относится углекислый газ? (Ответ: сложные вещества.) – Попытайтесь дать определение сложным веществам. – Итак, давайте подведем итог нашей беседы и коротко запишем в тетрадь:  Химия изучает вещества. Вещество состоит из атомов и молекул.   Вещество может быть простым (состоит из атомов одного химического элемента) и сложным (состоит из атомов нескольких химических элементов). – Что же такое вещество? Учитель демонстрирует стеклянную колбу, стакан, пробирку. Спрашивает, что общего и что различного у этих предметов. (Ответ: разная форма, одинаковое вещество, из которого они сделаны, – стекло.) Значит, вещество – это то, из чего состоят физические тела. – Чем отличаются вещества?  Учитель   демонстрирует   металлические   пластинки,   воду   в стакане, неметаллы, кристаллы медного купороса, соли, сахара. (Ответ: цветом, агрегатным состоянием, вкусом и т. д.) – Как это называется в целом? Это физические свойства. У каждого вещества они индивидуальны. Это и позволяет отличить одно вещество от другого. Но есть еще и  химические свойства – способность вещества взаимодействовать с другими веществами, превращаться в другие вещества. Учитель демонстрирует опыт: опускает стальной гвоздь в медный купорос. Пока идет эксперимент, учащиеся пытаются сформулировать, что такое химия, и записывают определение в тетрадь. Химия  –   это   наука   о   веществах,   их   составе,   строении,   свойствах   и превращениях. Учитель   показывает   гвоздь,   вынутый   из   раствора   медного   купороса. Обсуждает   с   классом   произошедшие   изменения,   выясняет   причины изменений. Учащиеся делают вывод, что произошло химическое превращение. Д о м а ш н е е   з а д а н и е :   §   1,   упр.   3,   6,   8,   9.   Описать   физические свойства воды по пунктам на с. 8.