«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»
Оценка 5

«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
25.01.2018
«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»
Цели: 1. Повторить различие прозаической и поэтической речи, их особенности. 2. Познакомить со стихами А.Толстого, В.Жуковского, И.Бунина. 3. Выявить авторскую позицию, используя методику двухцентрового анализа стихотворения. 4. Воспитывать любовь к прекрасному, к Родине, к людям, окружающим тебя. Оборудование: 1. Портреты. 2. Тексты. 3. Схемы анализа.
Разработка урока по литературе в 7 классе.doc
Разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: «Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)». Цели: 1. Повторить различие прозаической и поэтической речи, их особенности.             2. Познакомить со стихами А.Толстого, В.Жуковского, И.Бунина.                        3. Выявить авторскую позицию, используя методику двухцентрового анализа стихотворения.             4. Воспитывать любовь к прекрасному, к Родине, к людям, окружающим тебя. Оборудование: 1. Портреты.                             2. Тексты.                             3. Схемы анализа. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Повторение изученного. ­­Что изучили на прошлом уроке? ­­Какой это рассказ? (Юмористический). ­­Что высмеивает? (Чинопочитание,   чиноугодничество,   нравственное   плебейство,   животный   страх   за   свою «шкуру»). С   другой   стороны,   наглость,   беспардонность   власть   имущих   по   отношению   к обывателям. ­­В чём новаторство Чехова­рассказчика? (Он писал маленькие по объёму рассказы, но в них «большие уроки» можно извлечь).  3. Новый материал. Учитель.  Сегодня мы тоже будем изучать малый литературный жанр – это лирическое стихотворение. ­­Чем отличается стихотворение от прозы? (Есть рифма, ритм). ­­Послушайте стихотворение.                                    Огромный шар, надутый паром,                                    Поднялся в воздух он недаром.                                    Наш коротышка хоть не птица,                                    Летать он всё­таки годится.                                    И всё доступно уж, эхма!                                    Теперь для нашего ума! ­­Рифма есть? А можно считать его хорошим стихотворением? Почему?   (Нет смысла). 4. Слово учителя. Конечно, для хорошего стихотворения прежде всего важен смысл, умение автора самому чувствовать прекрасное и передавать свои мысли и настроение в своих стихах. Сегодня мы и познакомимся с такими стихами! Откройте тетради, запишите число и тему урока.  Мы познакомимся сегодня со стихами Василия Андреевича Жуковского, Алексея Константиновича Толстого и Ивана Алексеевича Бунина о природе и постараемся выявить тот   глубинный   смысл,   который   в   них   заложен,   используя   двухценровой   анализ стихотворения. 5. Чтение и анализ стихотворений. Обратимся к стихотворению «Благовест» А.Толстого. ­­Что обозначает слово «благовест»? (Благовест – колокольный звон в один колокол перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии. Например, пасхальный благовест). ­­Каким настроением проникнуто стихотворение? Каков тон? (Минорный, грустный). ­­Назовите ключевые слова, доказывающее это. (Уныло, звон через могилы, томим тоскою, плачу). Сколько героев в этом стихотворении? Докажите. (Звон и лирический герой – автор). ­­Скорее   это   на   сам   автор,   а   его   отношение   к   описываемому,   его   чувства,   в литературе есть такое понятие «лирический герой». Запишите в тетрадь. Лирический герой стихотворения   –   это   тот,   чей   голос   мы   слышим   в   произведении.   Иногда   понятия лирический герой и автор совпадают, тогда говорят, что лирический герой в стихотворении синонимичен автору.  Можно ли сказать, что в этом стихотворении автор синонимичен лирическому герою? (Да, это подтверждает личное местоимение Я и глаголы 1 лица). Учитель.  Итак, в стихотворении два героя, а значит два объекта описания, значит и два центра. По   мнению   русского   психолога   Льва   Семёновича   Выготского,   в   любом стихотворении   имеется   два   центра,   они   могут   быть   противопоставлены   друг   другу   по приёму антитезы, а могут быть тесно взаимосвязаны причинно­следственными связями. ­­Какая связь в данном стихотворении? (Связь   тесная.   Звон   колокола   пробудил   забытое   чувство   тоски   по   Родине,   этот   звон очищает человеческую душу.          Молюсь и каюсь я,                                                  И плачу снова                                                  И отрекаюсь я                                                  От дела злого.) ­­Какое средство выразительности использовал автор в этой строфе? (Инверсия, чтобы выделить главные слова.) ­­Назовите их, которые лишний раз подтверждают желание героя очистить свою душу. ­­Очень хорошо. В этом стихотворении видно, что здесь два центра связаны. Как   они   связаны?   Обратите   внимание   на   композицию   стихотворения.   Из   скольких частей состоит оно? Докажите. (2,   3?..   Последняя   строфа   –   связь,   построенная   на   развёрнутой   метафоре,   эта   строфа является выводом о том, что пока благовест звенит, он связывает его с Родиной, а эта связь даёт ему истинную радость, истинное счастье бытия на этой земле. И сердце радостно дрожит и тает.). ­­О чём же это стихотворение? (О тоске по Родине, о любви к ней, чистой и бескорыстной, о том, что человек лишен смысла   жизни,   если   утратил   Родину,   о   человеке,   который   признаёт   свои   ошибки раскаивается в этом искренно и откровенно). Учитель.  Таким образом, понять этот смысл нам как раз и помогло то, что мы смогли увидеть эти два центра и определить связь между ними! Обратимся к другому стихотворению. Это стихотворение В.Жуковского «Приход весны»,   где   также   имеются   два   центра,   но   они   столь   ярко   выражены.   Попробуем   их определить. (Чтение стихотворения учителем). ­­О чём это стихотворение на первый взгляд? (О природе). ­­Вообще,   В.А.Жуковский   в   литературе   стал   родоначальником   пейзажной лирики. Значит, один из центров – это описание природы. Докажите. А второй? Кто произносит риторические вопросы? (Человек).  ­­Какая связь между этими двумя центрами? (Приход  весны   радует  человека,  оживает  не  только   природа,  но  и  человеческая  душа. Весна – символ начала жизни, чистой, новой, светлой и радостной). ­­Значит, человек зависим от природы, она оказывает на него влияние, влюбляет в себя. А как сказал Пришвин, «человек, любящий природу, любит Родину». Какое   слово   связывает   стихотворение   Жуковского   со   стихотворением Толстого? (Родина!) Учитель. Обратимся к стихотворению И.Бунина «Родина». Название говорит само за себя. О чём пойдёт речь? (Чтение стихотворения). Что описывает автор? Докажите.  (Природу,   а   точнее,   её   просторы   бесконечные.   «   И   нет   конца   –   бескрайние   и далеко…»). ­­Какой приём? (Анафора). ­­Два центра явно не выделены, но они есть. Попытайтесь найти. (1 – в первой строфе, 2 – во второй строфе). ­­Чем отличается одна строфа от другой? (Тоном. 1 – грустный и мрачный. 2 – более светлый). ­­Какие средства во 2 строфе? (Эпитет  –  «молочно­синий».  Сравнение  –  «как  чья­то  кроткая  печаль».  Эмоционально­ окрашенное слово – «смягчает»). ­­Но не это главное! Во всём стихотворении есть , кроме природы, ещё один герой. Какой?  (Это человек, чьими глазами одна картина хоть и несколько угрюмой, но бесконечной и необъятной Родины! Это лирический герой). ­­О чём может думать человек, наблюдающий за этой картиной? (Какой бы ни была Родина – она дорога любому, привлекает своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.  2 последние предложения). Учитель. Итак, мы попытались на уроке, проанализировав стихотворения, выяснить, что в любом   стихотворении   можно   (и   нужно)   найти   два   центра,   выяснить   их   взаимосвязь   и определить более точно тему и идею произведения.  Так только ли о красоте природы говорилось в наших стихотворениях? О чём ещё шла речь? О любви к Родине. Значит, кроме темы природы, мы сегодня затронули и тему Родины. Впишите название темы в тетради.  6. Вывод по уроку. ­­Что нового узнали на уроке? (Что есть лирический герой, два центра  в стихотворении, они связаны, что такое анафора). ­­Чему научились? (Находить два центра, пытаться их связать). 7. Домашнее задание. 1. Выучить определения, записанные в тетради. 2.   Проанализировать   одно   стихотворение   на   выбор   из   тех,   что   остались,   ответив   на вопросы:  а) найти два центра;  б) как связаны центры;  в) средства выразительности. 8. Итоги по уроку. Выставление оценок.

«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»

«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»

«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»

«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»

«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»

«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»

«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»

«Тема природы и тема Родины в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018