Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Простые вещества металлы и неметаллы
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : простые вещества (металлы и неметаллы).
Т р е б о в а н и я : уметь определять принадлежность веществ к металлам и
неметаллам.
О б о р у д о в а н и е : образцы металлов в виде пластинок, проволоки, стружки,
изделий; образцы неметаллов (йод, бром, графит, сера, фосфор, уголь),
кристаллические решетки (модели) алмаза и графита; прибор для изучения
электропроводности.
Х о д у р о к а
Объяснение материала в форме эвристической беседы.
Учитель демонстрирует классу алюминиевую пластинку и спрашивает:
– Металл это или неметалл? (Ответ: металл.)
– По каким признакам вы это определили? (Металлический блеск,
пластичность.)
Действительно, только металлам присуща пластичность – способность
деформироваться, но не разрушаться под действием внешних сил. Учитель
демонстрирует проволоку и изделия из металла разной формы.
Учитель демонстрирует с помощью прибора электропроводность металла.
Сообщает, что наилучшей электропроводностью обладает серебро, а самой
высокой пластичностью золото. Металлы также теплопроводны, поэтому из них
делают посуду, батареи.
Все эти свойства металлов объясняются наличием свободных электронов
(«электронного газа») в кристаллах.
В Периодической системе металлам соответствует большая часть элементов.
Они расположены во всех побочных подгруппах, а также в главных подгруппах
слева от диагонали B – At.
Металлы – важнейшие конструкционные материалы, невозможно представить
нашу цивилизацию без металлических изделий. Давайте представим на одну
минуту, что на Земле нет металлов. Каких бы достижений цивилизации тогда не
стало бы?
А теперь перейдем к неметаллам. Они называются так, потому что не
обладают совокупностью физических свойств металлов. Давайте рассмотримсеру, фосфор, бром, уголь. Есть ли у них общие свойства? Проверим наличие
электропроводности у серы, фосфора и угля. Ее нет.
Неметаллы по физическим свойствам неоднородны: среди них есть газы,
жидкости, твердые вещества с разными цветами. Они, как правило, хрупкие в
твердом состоянии, большинство не проводит ток, имеют низкую
теплопроводность. Есть и исключение из этого правила.
Дело в том, что у неметаллов существует явление аллотропии.
Аллотропия – способность атомов одного химического элемента
образовывать несколько простых веществ.
Так, например, элемент кислород образует простое вещество кислород с
формулой О2 и простое вещество озон с формулой О3.
Рассмотрим эти вещества в сравнении.
1. Агрегатное
состояние
(при обычных
условиях)
2. Цвет
3. Запах
4. Растворимость
5. Температура
кипения
6. Устойчивость
молекул
О2
газ
О3
газ
бесцветный
не имеет
голубой
резкий запах
плохо растворим
растворяется в 10 раз
в воде
– 182,9°С
устойчива
лучше, чем О2
– 111,9°С
не устойчива
Очевидно, что это разные вещества. В чем причина различия их свойств?
Причина – в составе молекулы.
Другой пример аллотропии – белый и красный фосфор. Белый фосфор имеет
молекулярное строение, его молекулы состоят из 4 атомов – Р4. Это мягкое
белое вещество, которое светится в темноте и способно самовоспламеняться.
Красный фосфор не светится в темноте и не самовоспламеняется. Это аморфное
вещество, молекулы его не имеют определенного состава.Еще один пример – алмаз и графит (демонстрация кристаллических решеток).
Алмаз – одно из самых твердых веществ на Земле, графит – мягкий; алмаз –
прозрачный, графит – нет; алмаз – бесцветный, графит – серый; алмаз не
проводит ток, графит – электропроводен. Причина аллотропии в этом случае –
разное строение кристаллических решеток.
Давайте поближе рассмотрим графит – он имеет металлический блеск.
Исследуем электропроводность – он проводит ток. Этими свойствами он похож
на металл. Сходство с металлом имеет и кристаллический кремний,
используемый в солнечных батарейках.
Сейчас я вам покажу вещество. А вы определите, металл это или неметалл.
Учитель демонстрирует кристаллы йода. Учащиеся сомневаются. Как это
проверить?
Можно проверить электропроводность. Ее нет. Как еще можно было доказать,
что это неметалл?
Проверить пластичность: ударить по кристаллу вещества молотком и
посмотреть, деформируется или рассыпается кристалл. Это вещество – йод,
который вы привыкли видеть в виде спиртового раствора.
Некоторые вещества занимают пограничное положение между металлами и
неметаллами. Например, олово в виде одной из своих аллотропных модификаций
– белое олово – металл, а при t < 13°С становится серым порошком, не облада
ющим металлическими свойствами.
Итак, сделаем вывод: между металлами и неметаллами нет резких границ.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 13, 14.