Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Оценка 4.6

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
6 кл
19.02.2018
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
урок.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий Урок в 6 классе. История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.  Цели урока:     сформировать у учащихся представление о  личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством; охарактеризовать  внутреннюю и внешнюю политику ; систему управления Древнерусским государством в период его расцвета; развитие  способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в историческом источнике (летопись «Повесть временных лет»), правовом документе («Русская Правда»); воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству. Задачи: обучающиеся – критически осмысливать прошлое, правильно и логически строить ответ, использовать доступный материал,  выбирать и классифицировать информацию; развивающие – развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с  результатом деятельности предшествующих князей; воспитательные – формирование навыков и умений работать в коллективе, воспитывать уважение и интереса  к истории и культуре  своего народа. Вид  урока: урок изучения нового материала. Форма  урока: урок­путешествие. Методы: словесный, наглядный, продуктивный,  частично­поисковый. Оборудование: карта «Киевская Русь в IX – XIIвв.», учебник «История Отечества с древнейших времен до конца XVI в.» 6 кл. А.А.Данилов,  Л.Г.Косулина; раздаточный материал; исторические источники «Повесть временных лет», «Русская Правда»,  контурная карта, атлас,  медиапроектор, ПК, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point. СD­диск «Уроки Отечественной истории до XIX в.»  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Формы работы: индивидуальная, парная. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий Используемые технологии обучения: технология критического мышления; личностно­ориентированный подход; проблемное обучение;  здоровьесберегающие технологии. Основные понятия: усобица, посадник, династический брак, наместник, «Русская Правда». Внутрипредметные связи: история средних веков – Карл Великий. План урока: 1. Проверка изученного ранее. 2. Актуализация темы урока, постановка проблемы. 3. Борьба за власть сыновей Владимира. 4. Деятельность Ярослава Мудрого. 1. Личность в истории. Этапы  урока  Организационный  момент. Время 1 м Проверка  изученного ранее 4­5 м. Актуализация  темы урока,  3 м. Ход урока Действия учителя  Приветствие учителя.  ­ Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на нашем уроке мы  совершим путешествие в средневековую Русь, и  вместе с вами  сегодня приоткроем еще одну страницу истории нашего  государства. Слайд 7. ­ Вы уже знаете, что окажитесь в Древнерусском государстве.  Вопросы на понимание ранее изученного: 1. Что такое государство? 2.  Назовите его признаки? 3. Политика, каких князей способствовала укреплению  государства? ­ Кто выполняет, поднимает сигнальную карточку. Осуществим взаимопроверку (проверка в парах). Слайд 8,9. Все  справились. Молодцы. Вы не случайные путешественники.  Продолжим. Стадия вызова. Нет темы, из предлагаемых понятий определить  о чем пойдет речь на уроке. Из словаря С.Ожегова «расцвет»,  Действия учащихся Готовность к уроку. Используемые приемы Отвечают на вопросы  (работа в маршрутном  листе) Составляют кластер Работа с таблицей Метод перепутанной  логической цепочки,  составление кластера  Дети формулируют тему  урока, задачи урока.  Мозговой штум Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий постановка  проблемы государство(карта), портрет Я.Мудрого. Слайд 10.  ­ Сегодня мы познакомимся еще с одним князем Древней Руси.  ­ Как думаете, что нам нужно выяснить? ­ У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и  отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении  ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а  уже позднее у него появлялось прозвище.  Записывают тему урока. Заполняют таблицу «З­Х­ У» (1,2 колонки) Какие вы знаете прозвища князей и великих правителей Западной Европы? Дети отвечают В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той  же ситуации один человек становится героем, а другой трусом,  один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор.  Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына  Владимира.  Стадия осмысления. В конце нашего урока вам предстоит  ответить на вопросы: Оправдывает ли князь Ярослав Мудрый  прозвище Мудрый? В чем проявился расцвет Древнерусского  государства. – Перед вами на листочках лежит отрывок из «Повести  временных лет». Давайте прочитаем его и отметим на карте  места правления сыновей Владимира, помечать на карте эти  города будем флажками. К доске пойдет (ученик). Остальные  ребята работают с картами и атласами. Формулирование  проблемы 1­2 м. Проблемно­ поисковое  задание 5 м.  Ребята работают с  картами и атласами. ­ Посмотрите внимательно на карту. Как вы думаете, какое  значение для государства имел тот факт, что Владимир посадил  управлять близлежащими землями своих сыновей?            (ответы  Высказывают мнение. Находят подтверждение  своим мыслям в  Эвристическая беседа Исследовательский  (работа с  историческим  источником),  практический  (работа с картой) Эвристическая беседа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий уч­ся) учебнике  ­ Давайте выясним, а кто победил в ходе борьбы за власть и  почему? Работа с текстом (таблица) Слайд 11 ­ Почему  усобицы происходили на Руси? ­ Какие задачи стояли перед Ярославом Мудрым? ­ Время правления Ярослава стало годами расцвета  древнерусского государства. Годы правления Ярослава: 1019 –  1054 гг. Слайд 12 «…..он засеял книжными словесами сердца верных людей, а мы  пожинаем, учение принимая книжное» ­ оценил роль Ярослава в  русской истории наш самый знаменитый летописец Нестор. ­ Летописец, рассказывая о личности Ярослава не оставил нам  описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был  хромоног. Но о характере человека лучше всего говорят его дела. Физ.минутка.  ­ Итак, сейчас, работая с учебником и историческими  источниками, вы определите основные деяния Ярослава  Владимировича. Работа в парах по рядам. Работа в парах не  более 5 мин. 1 ряд работает по учебнику, стр.45­46, и историческому  источнику выбирает информацию, которая раскрывает   внутреннюю политику Ярослава, направленную на развитие  3 м. 7­10 м Учащиеся работаю со  словарем учебника  (стр.55), запись в свои  словари понятие  усобица. Высказывают свои  версии: ­разный уровень развития различных регионов; ­ противоборство  местной знати; ­насильственное  включение новых земель. Работают в парах,  подбирают и  формулируют  доказательства. Исследовательский  (работа с Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий страны.  2 ряд работает по учебнику стр.47­48  и историческому  источнику, выбираете информацию, раскрывающюю внешнюю  политику князя, за которые Ярослав мог получить прозвище  Мудрый.  3 группа стр.46­47 работаете над пунктом управление  государством и заполняете схему, вам предстоит ответить на  вопрос – Почему князь и местная власть вынуждены были  считаться с волей вече?   (Запись: Русская Правда – первый письменный свод законов в  Древней Руси).  Просмотр видеофильма о «Русской Правде».  Перечисляют  доказательства. историческим  источником), Записывают в тетради  Как вы можете оценить деятельность князя? Высказывают мнение. В конце нашего урока давайте ответим на вопрос: «Оправдывает  ли князь Ярослав Мудрый прозвище Мудрый?». В чем проявился  расцвет Древнерусского государства. Слайд 18 Закрепление материала в форме игры «Верите ли вы…» в  таблице, если верите, ставите знак «+», если нет, о знак «­».  Проверяем.Слайд 19 Стадия рефлексии. Заполняем таблицу «З­Х­У» (3 колонка). Какие идеи были важными? Что было наиболее сложным (трудным)? Какие вопросы остались после проведения занятия? Учебник п.6 стр.45­53, вопросы устно. Творческое задание (на  выбор). Слайд 20 Нарисовать рисунок «Страницы моего учебника истории». Написать сочинение­рассуждение «Личность в истории» Выполняют задание  взаимопроверка.  Заполняем таблицу  «З­Х­У» (3 колонка). Записывают домашнее  задание. III. Подведение  итогов урока 2 м 3­4 м IV.Закрепление 5 м V.Домашнее  задание. 1 м Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий Маршрутный лист Ф.И.(учащегося)_______________________________________ Задание №1 1.Из предложенных ниже слов составьте понятие государство.  это      власть       организация      политической      система. Ответ: государство ­_______________________________________________________________. 2.Назовите признаки государства Признаки государства 3. Расположите первых русских князей  в хронологическом порядке. 1.Олег   2.Ольга    3.Святослав   4.Игорь    5.Владимир         Ответ:   Ответ:  4.Соотнесите итоги деятельности первых русских князей с их именами. 2.  Установ ление  размеро в дани и  места её сбора. 4.  Объедин ение  Киева и  Новгоро да в  Русское  государс тво. 5.  Владен ия  русског о князя  впервые были  названы Русской землей. 1.  Крещение  Руси.  Строительс тво  крепостей  от набегов  степняков ­ кочевников . 3.  Военные  походы  против  Византии ,  Болгари и,  Хазарии  и  Волжско й  Булгари и. Ответ:  Задание №2 Знаю Хочу узнать Узнал Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий  Важные мероприятия Я.Мудрого внутри государства. 1. 2. 3. 4. 5. Военные походы и договоры 1. 2. 3. 4. 5. Князь Киевский 3. Работа в парах  по рядам 1 ряд работает по учебнику,  стр.45­46, и историческому  источнику выбирает  информацию, которая  раскрывает  внутреннюю  политику Ярослава,  направленную на развитие  страны. 2 ряд работает по учебнику  стр.47­48  и историческому  источнику, выбираете  информацию, раскрывающую внешнюю политику князя, за  которые Ярослав мог  получить прозвище Мудрый.  3 группа стр.46­47  работаете над пунктом  управление государством и  заполняете схему, вам  предстоит ответить на  вопрос – Почему князь и  местная власть вынуждены  были считаться с волей вече? Задание №3 «Верите ли вы…» в таблице, если верите, ставите знак «+», если нет, о знак «­». 1 2 3 4 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий Лист контроля и самоконтроля Фамилия  Имя 1 этап­ 2 этап­ «Задание №1» «Задание №2» 3 этап­ Задание №3 «Работа в паре» Итог 3 этап­ Задание №4 «Верите ли вы…» Дополнительный материал для учащихся 1.Отрывок из “Повести временных лет”.  “ Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в  Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав,  посадил в нем (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме,  Святослава в Древлянской земле”. 2. 1 ряд работает по учебнику, стр.45­46, и историческому источнику выбирает  информацию, которая раскрывает  внутреннюю политику Ярослава, направленную на  развитие страны.  Отрывок из “Повести временных лет”. В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота;  заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах ­  святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И  стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали  умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил  немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал  писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг  множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным …». 2 ряд работает по учебнику стр.47­48  и историческому источнику, выбираете  информацию, раскрывающую внешнюю политику князя, за которые Ярослав мог получить  прозвище Мудрый. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов. В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву. В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях. В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их.  В год 6551 (1043). Послал Ярослав сына своего Владимира на греков и дал ему много  воинов…. И отправился Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и направился к  Царьграду. И была буря велика, и разбила корабли русских, и княжеский корабль разбил  ветер, и взял князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярослава. Прочих же воинов  Владимировых, числом до 6000, выбросило на берег, и, когда они захотели было пойти на  Русь, никто не пошел с ними из дружины княжеской. ….И сообщили грекам, что море  разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах, за русью 14 ладей. Владимир же,  увидев с дружиною своею, что идут за ними, повернув, разбил ладьи греческие и  возвратился на Русь, сев на корабли свои. …..схватили вместе с выброшенными на берег, и  привели в Царьград, и ослепили много русских. Спустя три года, когда установился мир,  отпущен был Вышата на Русь к Ярославу.» 3 группа стр.46­47 работаете над пунктом управление государством и заполняете схему,  вам предстоит ответить на вопрос – Почему князь и местная власть вынуждены были  считаться с волей вече?  Князь Киевский наместник Русская Правда в краткой редакции (избранные статьи) § 20. Если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные крестьяне не будут искать убийцу, то виру  (штраф) платит вся вервь (община), на земле которой найдено тело убитого. § 21. Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника следует убить “во пса место” (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна (исполнителя княжеских заданий). § 22. За убийство княжеского тиуна штраф в 80 гривен… § 24. За убийство княжеского старосты, распоряжавшегося сельскими работами, штраф 12 гривен…             § 26. За убийство смерда или холопа штраф в 5 грив. Приложение к уроку “Правление Ярослава Мудрого”. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий Таблица Борьба за власть сыновей Владимира. ВЛАДИМИР I этап Святополк                     Ярослав                Мстислав                          Борис               Глеб (Киев)      1016г     (Новгород)        (Тмутаракань)                                                                                                                                                           убиты + печенеги                       +  варяги                                           +  войско с Польша                                 севера Руси                              Днепр              Святополк    1017 г.      Ярослав II этап   + поляки                                + союз с Генрихом II                                         Новгород    Киев                              поляки           киевляне                                        III этап                                                       IV этап                       Святополк    1018г     Ярослав           Ярослав              1024 г           Мстислав Польша       р.Альта                                                                   соправительство                                                                                          левый берег   правый берег                                                       Днепр                         1036 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018