Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
Урок в 6 классе. История России
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Цели урока:
сформировать у учащихся представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством; охарактеризовать
внутреннюю и внешнюю политику ; систему управления Древнерусским государством в период его расцвета;
развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в историческом источнике (летопись «Повесть временных
лет»), правовом документе («Русская Правда»);
воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству.
Задачи: обучающиеся – критически осмысливать прошлое, правильно и логически строить ответ, использовать доступный материал,
выбирать и классифицировать информацию;
развивающие – развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с
результатом деятельности предшествующих князей;
воспитательные – формирование навыков и умений работать в коллективе, воспитывать уважение и интереса к истории и культуре
своего народа.
Вид урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урокпутешествие.
Методы: словесный, наглядный, продуктивный, частичнопоисковый.
Оборудование: карта «Киевская Русь в IX – XIIвв.», учебник «История Отечества с древнейших времен до конца XVI в.» 6 кл. А.А.Данилов,
Л.Г.Косулина; раздаточный материал; исторические источники «Повесть временных лет», «Русская Правда», контурная карта, атлас,
медиапроектор, ПК, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point. СDдиск «Уроки Отечественной истории до XIX в.»
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Формы работы: индивидуальная, парная. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
Используемые технологии обучения: технология критического мышления; личностноориентированный подход; проблемное обучение;
здоровьесберегающие технологии.
Основные понятия: усобица, посадник, династический брак, наместник, «Русская Правда».
Внутрипредметные связи: история средних веков – Карл Великий.
План урока:
1. Проверка изученного ранее.
2. Актуализация темы урока, постановка проблемы.
3. Борьба за власть сыновей Владимира.
4. Деятельность Ярослава Мудрого.
1. Личность в истории.
Этапы урока
Организационный
момент.
Время
1 м
Проверка
изученного ранее
45 м.
Актуализация
темы урока,
3 м.
Ход урока
Действия учителя
Приветствие учителя.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на нашем уроке мы
совершим путешествие в средневековую Русь, и вместе с вами
сегодня приоткроем еще одну страницу истории нашего
государства. Слайд 7.
Вы уже знаете, что окажитесь в Древнерусском государстве.
Вопросы на понимание ранее изученного:
1. Что такое государство?
2.
Назовите его признаки?
3. Политика, каких князей способствовала укреплению
государства?
Кто выполняет, поднимает сигнальную карточку.
Осуществим взаимопроверку (проверка в парах). Слайд 8,9. Все
справились. Молодцы. Вы не случайные путешественники.
Продолжим.
Стадия вызова. Нет темы, из предлагаемых понятий определить
о чем пойдет речь на уроке. Из словаря С.Ожегова «расцвет»,
Действия учащихся
Готовность к уроку.
Используемые приемы
Отвечают на вопросы
(работа в маршрутном
листе)
Составляют кластер
Работа с таблицей
Метод перепутанной
логической цепочки,
составление кластера
Дети формулируют тему
урока, задачи урока.
Мозговой штум Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
постановка
проблемы
государство(карта), портрет Я.Мудрого. Слайд 10.
Сегодня мы познакомимся еще с одним князем Древней Руси.
Как думаете, что нам нужно выяснить?
У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и
отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении
ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а
уже позднее у него появлялось прозвище.
Записывают тему урока.
Заполняют таблицу «ЗХ
У» (1,2 колонки)
Какие вы знаете прозвища князей и великих правителей Западной
Европы?
Дети отвечают
В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той
же ситуации один человек становится героем, а другой трусом,
один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор.
Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына
Владимира.
Стадия осмысления. В конце нашего урока вам предстоит
ответить на вопросы: Оправдывает ли князь Ярослав Мудрый
прозвище Мудрый? В чем проявился расцвет Древнерусского
государства.
– Перед вами на листочках лежит отрывок из «Повести
временных лет». Давайте прочитаем его и отметим на карте
места правления сыновей Владимира, помечать на карте эти
города будем флажками. К доске пойдет (ученик). Остальные
ребята работают с картами и атласами.
Формулирование
проблемы
12 м.
Проблемно
поисковое
задание
5 м.
Ребята работают с
картами и атласами.
Посмотрите внимательно на карту. Как вы думаете, какое
значение для государства имел тот факт, что Владимир посадил
управлять близлежащими землями своих сыновей? (ответы
Высказывают мнение.
Находят подтверждение
своим мыслям в
Эвристическая беседа
Исследовательский
(работа с
историческим
источником),
практический (работа
с картой)
Эвристическая беседа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
учся)
учебнике
Давайте выясним, а кто победил в ходе борьбы за власть и
почему? Работа с текстом (таблица) Слайд 11
Почему усобицы происходили на Руси?
Какие задачи стояли перед Ярославом Мудрым?
Время правления Ярослава стало годами расцвета
древнерусского государства. Годы правления Ярослава: 1019 –
1054 гг. Слайд 12
«…..он засеял книжными словесами сердца верных людей, а мы
пожинаем, учение принимая книжное» оценил роль Ярослава в
русской истории наш самый знаменитый летописец Нестор.
Летописец, рассказывая о личности Ярослава не оставил нам
описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был
хромоног. Но о характере человека лучше всего говорят его дела.
Физ.минутка.
Итак, сейчас, работая с учебником и историческими
источниками, вы определите основные деяния Ярослава
Владимировича. Работа в парах по рядам. Работа в парах не
более 5 мин.
1 ряд работает по учебнику, стр.4546, и историческому
источнику выбирает информацию, которая раскрывает
внутреннюю политику Ярослава, направленную на развитие
3 м.
710 м
Учащиеся работаю со
словарем учебника
(стр.55), запись в свои
словари понятие
усобица.
Высказывают свои
версии:
разный уровень развития
различных регионов;
противоборство
местной знати;
насильственное
включение новых земель.
Работают в парах,
подбирают и
формулируют
доказательства.
Исследовательский
(работа с Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
страны.
2 ряд работает по учебнику стр.4748 и историческому
источнику, выбираете информацию, раскрывающюю внешнюю
политику князя, за которые Ярослав мог получить прозвище
Мудрый.
3 группа стр.4647 работаете над пунктом управление
государством и заполняете схему, вам предстоит ответить на
вопрос – Почему князь и местная власть вынуждены были
считаться с волей вече?
(Запись: Русская Правда – первый письменный свод законов в
Древней Руси).
Просмотр видеофильма о «Русской Правде».
Перечисляют
доказательства.
историческим
источником),
Записывают в тетради
Как вы можете оценить деятельность князя?
Высказывают мнение.
В конце нашего урока давайте ответим на вопрос: «Оправдывает
ли князь Ярослав Мудрый прозвище Мудрый?». В чем проявился
расцвет Древнерусского государства. Слайд 18
Закрепление материала в форме игры «Верите ли вы…» в
таблице, если верите, ставите знак «+», если нет, о знак «».
Проверяем.Слайд 19
Стадия рефлексии.
Заполняем таблицу «ЗХУ» (3 колонка).
Какие идеи были важными?
Что было наиболее сложным (трудным)?
Какие вопросы остались после проведения занятия?
Учебник п.6 стр.4553, вопросы устно. Творческое задание (на
выбор). Слайд 20
Нарисовать рисунок «Страницы моего учебника истории».
Написать сочинениерассуждение «Личность в истории»
Выполняют задание
взаимопроверка.
Заполняем таблицу
«ЗХУ» (3 колонка).
Записывают домашнее
задание.
III. Подведение
итогов урока
2 м
34 м
IV.Закрепление
5 м
V.Домашнее
задание.
1 м Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советкий Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
Маршрутный лист
Ф.И.(учащегося)_______________________________________
Задание №1
1.Из предложенных ниже слов составьте понятие государство.
это власть организация политической система.
Ответ: государство _______________________________________________________________.
2.Назовите признаки государства
Признаки
государства
3. Расположите первых русских князей в хронологическом порядке.
1.Олег 2.Ольга 3.Святослав 4.Игорь 5.Владимир Ответ:
Ответ:
4.Соотнесите итоги деятельности первых русских князей с их именами.
2.
Установ
ление
размеро
в дани и
места её
сбора.
4.
Объедин
ение
Киева и
Новгоро
да в
Русское
государс
тво.
5.
Владен
ия
русског
о князя
впервые
были
названы
Русской
землей.
1.
Крещение
Руси.
Строительс
тво
крепостей
от набегов
степняков
кочевников
.
3.
Военные
походы
против
Византии
,
Болгари
и,
Хазарии
и
Волжско
й
Булгари
и.
Ответ:
Задание №2
Знаю
Хочу узнать
Узнал Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
Важные мероприятия Я.Мудрого внутри государства.
1.
2.
3.
4.
5.
Военные походы и договоры
1.
2.
3.
4.
5.
Князь Киевский
3. Работа в парах по рядам
1 ряд работает по учебнику,
стр.4546, и историческому
источнику выбирает
информацию, которая
раскрывает внутреннюю
политику Ярослава,
направленную на развитие
страны.
2 ряд работает по учебнику
стр.4748 и историческому
источнику, выбираете
информацию, раскрывающую
внешнюю политику князя, за
которые Ярослав мог
получить прозвище Мудрый.
3 группа стр.4647
работаете над пунктом
управление государством и
заполняете схему, вам
предстоит ответить на
вопрос – Почему князь и
местная власть вынуждены
были считаться с волей вече?
Задание №3
«Верите ли вы…» в таблице, если верите, ставите знак «+», если нет, о знак «».
1
2
3
4
5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
Лист контроля и самоконтроля
Фамилия
Имя
1 этап
2 этап
«Задание №1»
«Задание №2»
3 этап Задание №3
«Работа в паре»
Итог
3 этап
Задание
№4
«Верите
ли вы…»
Дополнительный материал для учащихся
1.Отрывок из “Повести временных лет”.
“ Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в
Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав,
посадил в нем (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме,
Святослава в Древлянской земле”.
2. 1 ряд работает по учебнику, стр.4546, и историческому источнику выбирает
информацию, которая раскрывает внутреннюю политику Ярослава, направленную на
развитие страны.
Отрывок из “Повести временных лет”.
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота;
заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах
святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И
стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали
умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил
немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал
писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг
множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным …».
2 ряд работает по учебнику стр.4748 и историческому источнику, выбираете
информацию, раскрывающую внешнюю политику князя, за которые Ярослав мог получить
прозвище Мудрый. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов.
В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву.
В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.
В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их.
В год 6551 (1043). Послал Ярослав сына своего Владимира на греков и дал ему много
воинов…. И отправился Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и направился к
Царьграду. И была буря велика, и разбила корабли русских, и княжеский корабль разбил
ветер, и взял князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярослава. Прочих же воинов
Владимировых, числом до 6000, выбросило на берег, и, когда они захотели было пойти на
Русь, никто не пошел с ними из дружины княжеской. ….И сообщили грекам, что море
разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах, за русью 14 ладей. Владимир же,
увидев с дружиною своею, что идут за ними, повернув, разбил ладьи греческие и
возвратился на Русь, сев на корабли свои. …..схватили вместе с выброшенными на берег, и
привели в Царьград, и ослепили много русских. Спустя три года, когда установился мир,
отпущен был Вышата на Русь к Ярославу.»
3 группа стр.4647 работаете над пунктом управление государством и заполняете схему,
вам предстоит ответить на вопрос – Почему князь и местная власть вынуждены были
считаться с волей вече?
Князь Киевский
наместник
Русская Правда в краткой редакции (избранные статьи)
§ 20. Если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные
крестьяне не будут искать убийцу, то виру (штраф) платит вся вервь (община), на земле
которой найдено тело убитого.
§ 21. Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника
следует убить “во пса место” (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна
(исполнителя княжеских заданий).
§ 22. За убийство княжеского тиуна штраф в 80 гривен…
§ 24. За убийство княжеского старосты, распоряжавшегося сельскими работами,
штраф 12 гривен…
§ 26. За убийство смерда или холопа штраф в 5 грив.
Приложение к уроку “Правление Ярослава Мудрого”. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
Таблица Борьба за власть сыновей Владимира.
ВЛАДИМИР
I этап
Святополк Ярослав Мстислав Борис Глеб
(Киев) 1016г (Новгород) (Тмутаракань)
убиты
+ печенеги + варяги
+ войско с
Польша севера Руси
Днепр
Святополк 1017 г. Ярослав
II этап
+ поляки + союз с Генрихом II
Новгород
Киев
поляки киевляне
III этап IV этап
Святополк 1018г Ярослав Ярослав 1024 г Мстислав
Польша р.Альта соправительство
левый берег правый берег
Днепр
1036 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 2 г.Советкий
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.