Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Растворение, растворы, электролиты
и неэлектролиты
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : электролиты и неэлектролиты.
Т р е б о в а н и я : знать понятия «электролит» и «неэлектролит».
О б о р у д о в а н и е : стаканчики с дистиллированной водой, кристаллические
вещества: сахар, NaCl, NaOH, CaCO3, CuSO4 (безводн.), Ca(OH)2; растворы
кислот, фенолфталеина, прибор для изучения электропроводности растворов.
Х о д у р о к а
Объяснение нового материала.
– Растворение – переход вещества в мелкодисперсное состояние (состояние
ионов, атомов, молекул) под действием растворителя.
Растворение включает в себя химический процесс – взаимодействие частиц
растворителя и растворенного вещества (сольватация, в случае воды –
гидратация) и физический процесс – диффузию частиц растворенного вещества,
равномерное распределение растворенного вещества во всем объеме
растворителя. Следовательно, растворение – физикохимический процесс.
То, что растворение – химический процесс, доказывают следующие явления,
наблюдаемые при растворении:
а) выделение тепла (демонстрация растворения NaOH или H2SO4);
б) изменение цвета (демонстрация растворения безводного CuSO4).
Раствор – однородная система, состоящая из растворителя, растворенного
вещества и продуктов их взаимодействия.
По растворимости вещества делятся:
• на растворимые (в 100 г воды может раствориться более 1 кг вещества);
• малорастворимые (в 100 г воды может раствориться от 0,01 г до 1 г
вещества);
• практически нерастворимые (в 100 г воды растворяется менее 0,01 г
вещества).
Учитель демонстрирует растворение NaCl, CaCO3, Ca(OH)2, сахара,
KCa(OH)2, добавляет фенолфталеин, чтобы доказать растворимость.
Растворимость зависит:
1) от природы вещества;
2) природы растворителя;3) температуры;
4) для газов – от давления.
Например, поваренная соль хорошо растворяется в воде, почти не
растворяется в бензине. А растительное масло хорошо растворяется в бензине,
но не растворяется в воде.
Полярные вещества хорошо растворяются в полярных растворителях, а
неполярные – в неполярных.
Есть такое правило: «Подобное растворяется в подобном». При повышении
температуры растворимость большинства твердых и жидких веществ возрастает,
газов – уменьшается. При повышении давления растворимость газов возрастает.
Для многих веществ определена растворимость при определенной
температуре. Эта величина называется коэффициент растворимости (КР) и
показывает, сколько граммов вещества при данной температуре может
раствориться в 100 г воды (см. рис. 123 на с. 189).
В зависимости от того, сколько растворенного вещества содержится в
растворе, выделяют:
• насыщенные;
• ненасыщенные;
• пересыщенные растворы.
Перед нами растворы сахара, солей, кислот, щелочей. Проверим их на
электропроводность.
Дистиллированная вода, раствор сахара, взвесь CaCO3 не проводят ток.
Остальные растворы – проводят. Почему? Ток проводят заряженные частицы –
ионы. Вода и сахар не имеют ионного строения, соли, щелочи – ионного
строения. CaCO3 не дает ионов, так как это нерастворимая соль.
Кислоты – молекулярные вещества с ковалентной связью, но при
взаимодействии с водой они образуют ионы.
Все вещества можно разделить на 2 группы:
• Электролиты – вещества, растворы которых проводят ток.
• Неэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический
ток.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 34.