Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Научные работы
doc
воспитательная работа
Детсад
03.08.2018
Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Появились несколько нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования. Один из них – Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования прописана основная цель речевого развития дошкольников - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
концепция 1.doc
Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей «Учите ребёнка каким­нибудь неизвестным ему пяти словам ­ он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский В   последние   годы   происходят   существенные   изменения   в   системе дошкольного образования. Появились несколько нормативных документов, определяющих   новые   приоритеты   развития   дошкольного   образования. Один   из   них   –   Федеральный   образовательный   стандарт   дошкольного образования, который разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». В   Федеральном   образовательном   стандарте   дошкольного  цель   речевого   развития образования   прописана   основная дошкольников ­ формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Задачи речевого развития в соответствии ФГОС ДО: 1. Овладение речью как средством общения. 2. Обогащение активного словаря. 3. Развитие   звуковой   и   интонационной   культуры   речи, фонематического слуха. 4. Развитие   связной,   грамматически   правильной   диалогической   и монологической речи. 5. Развитие речевого творчества. 6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Основные направления работы 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление  в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой  происходит общение. 2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков  родной речи и произношения. 3.Формирование грамматического строя речи( морфология, синтаксис,  словообразование) 4. Развитие связной речи(диалогической, монологической  5.Воспитание любви и интереса к художественному слову. 6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи( звук,  слово) Проблема развития речи детей дошкольного возраста изучалась с  давних пор. Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги ­ исследователи и практики дошкольного образования  О.И. Соловьева, Т.А.  Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования  вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат  их исследований ­ выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с  помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь ­ это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у  человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно  совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом  возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его  организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим  человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают  правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой  ребенок развивается нормально: у него появляется способность  представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной  ступенью эта способности совершенствуется. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение,  и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно  увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот  почему развитие речи является центральной задачей речевого воспитания детей.  В зарубежной и отечественной педагогике вряд ли найдутся ученые, которые занимались бы самыми разными сторонами обучения и воспитания и не отдавали должное проблеме речевого развития ребенка.   Великий славянский педагог Я.А.Коменский считал, что до трех лет  надо учить детей правильно произносить слова, а дальше учить ставить  вопросы, правильно отвечать на них, объяснять, т.е. надо обязательно  требовать ясной и отчетливой речи.  Выдающийся представитель отечественной педагогики  К.Д.Ушинский считал, что развитие речи важно для развития  мыслительной способности ребенка, а долг педагога – научить логически  мыслить и связно выражать свои мысли.   Великий русский писатель Л.Н.Толстой стремился развивать  индивидуальные склонности детей путем рассказывания и бесед.  Идеи Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского разрабатывала Е.И.Тихеева,  которая является основоположником методики развития речи. Особое  место в развитии речи детей Е.И.Тихеева отводила рассказу – «…этим  путем доставляется ребенку радость, развивается его ум, чувства и речь».  Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание  (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и  взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная.  Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.  Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют  характер методики их формирования. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает  тесная связь речевого и умственного воспитания детей. «…Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует речь, учась  мыслить» (Ф.А.Сохин).  Основой для проведения занятий по развитию связной речи  дошкольников служат постепенно расширяющиеся знания детей об  окружающей действительности в соответствии с намеченной тематикой  («Игрушки», «Моя семья», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Одежда»,  «Обувь», «Перелетные птицы» и т.д.).  Расширение лексического запаса и грамматического строя  осуществляется поэтапно: а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением; б) дети с помощью отчетливого образца речи педагога учатся  понимать словесные обозначения этих явлений; в) педагог организует речевую практику детей, в которой  закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.  Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы  являются упражнения по развитию логического мышления, памяти,  внимания, воображения. Широко используется сравнение предметов,  выделение ведущих признаков, выполнение заданий по классификации  предметов, действий, признаков.  В своей работе по развитию связной монологической и  диалогической речи у детей 5­7 лет мы выделяем такие направления, как: ­ развитие связной речи через составление описательных,  повествовательных и творческих рассказов; ­ развитие памяти через рассказывание стихов, пересказ  литературных текстов. Учёными выделяются два основных фактора, которые помогают  процессу развития связной речи у детей. Первый, по мнению С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина – это  наглядность. Второй, по мнению Л.С.Выготского, – создание внутреннего  плана высказывания.  В качестве основного показателя связности речи выделяют умение  детей структурно выстраивать текст и использовать различные способы  связей между фразами и частями высказываний, умение видеть структуру  текста, его основные части, их взаимосвязь.  Таким образом, приобретая эти умения, дошкольник начинает  овладевать текстом как определённой моделью.  Основным средством для обучения детей этим умениям мы выбрали  занятия по развитию связной речи с использованием наглядных моделей и  графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления,  наблюдательности, активизации опыта детей.  Приём наглядного моделирования мы используем в работе над  всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и серии сюжетных картин,  описательный рассказ.  Модельно – графические схемы дают возможность выделить  наиболее существенные стороны объекта и отвлечься от несущественных.  Работа по использованию графических схем и моделей ведётся по  этапам: а) ознакомление с моделями;  б) умение осознавать художественный образ; в) формирование представлений о структуре текста (обучение  «чтению моделей»); г) самостоятельное составление рассказов с опорой на модель. В ходе использования приёма наглядного моделирования дети  знакомятся с графическим способом представления информации ­  моделью. В качестве моделей могут быть использованы геометрические  фигуры, силуэты, контуры предметов, условные обозначения действий.  Наглядная модель высказывания выступает в роли плана,  обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.  Работая по развитию навыка пересказа, мы учим детей выделять  основные персонажи и обозначать их графическими заместителями,  формировать умение передавать события при помощи схем –  заместителей, передавать последовательность эпизодов, правильно  располагая схемы ­ заместители. Графические схемы выступают в роли плана, которого дети  придерживаются при пересказе.   Предварительное составление схем описания оказывает большую  помощь в развитии умений составлять описательные рассказы о  предметах.  Основу описательного рассказа составляют конкретные знания  ребёнка о предмете. Элементами модели рассказа являются качественные и внешние характеристики объекта: величина, цвет, форма, размер,  основные детали, материал изготовления, способ использования,  отношение к предмету и т.д.  Предлагая детям помощь в виде символов – схем, не нужно  опасаться, что такая помощь сделает их мыслительные процессы  «ленивыми», а речь «заштампованной». Наоборот, это будет  способствовать усвоению ребенком различных структур языка. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с  помощью моделирования, дети научатся грамотно планировать свою речь. Литература: 1. «Фонетико­фонематическое и общее недоразвитие речи:  нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью» Л.С.Волкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева,  Г.В.Чиркина, изд­во «ВЛАДОС» 2003 2. «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред.  О.С.Ушаковой, изд­во «СФЕРА», 2009 3. «Теория и практика развития речи дошкольника» О.С.Ушакова,  изд­во «СФЕРА», 2010 4. «Примерная программа коррекционно­развивающей работы в  логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7  лет)» Н.В.Нищева, «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2011 5. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, «МОЗАИКА­СИНТЕЗ»,  2006 6. Федеральный образовательный стандарт дошкольного  образования

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей

Тема: Развитие и формирование связной речи у старших дошкольников с использованием схем и моделей
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей