Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Реакции разложения и соединения
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : классификация реакций; понятие о скорости
реакции; катализаторы.
Т р е б о в а н и я : знать классификацию реакций.
О б о р у д о в а н и е : Cu(OH)2, раствор H2O2, MnO2, спиртовка, спички, зажим,
пробирка, стакан, ложка для сжигания веществ, фосфор красный, колба с
пробкой, вода, лакмус.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 3 после § 27 (4 учащихся выполняют у доски).
II. Объяснение нового материала.
– Вы уже знакомы с одной из классификаций реакции по тепловому эффекту.
Как называются реакции, идущие с выделением энергии? С поглощением
энергии?
Сегодня мы с вами познакомимся еще с несколькими классификациями.
Рассмотрим реакцию: возьмем гидроксид меди (II) синего цвета и нагреем.
Какие признаки реакции наблюдаются? Что произошло с этим веществом? Оно
разложилось:
Из одного вещества получилось два.
Другой пример. Возьмем раствор пероксида водорода. Нагреем. Реакция
почти не идет. А теперь добавим к раствору пероксида несколько крупинок
оксида марганца (IV). Что наблюдаем?
Запишем схему процесса:
Расставим коэффициенты.
Эта реакция также относится к реакциям разложения. Попытаемся
сформулировать определение и запишем его в тетрадь:
Реакции разложения – это реакции, при которых из одного вещества
образуется несколько других.→ n
1
Вы заметили, что реакция разложения пероксида водорода значительно
быстрее прошла при участии MnO2. В этом случае мы можем говорить о
скорости процесса.
Вещества, изменяющие скорость реакции, но сами при этом не
расходующиеся, называются катализаторами.
Реакции, на скорость которых можно повлиять катализатором, называются
каталитическими.
Реакции,
идущие
некаталитическими.
без
участия катализатора,
называются
В живых организмах все химические процессы происходят под действием
ферментов. Ферменты ускоряют
биологических катализаторов –
биохимические процессы в сотни тысяч раз.
Рассмотрим следующую реакцию – горение фосфора (демонстрация).
Составим схему и уравнение:
4P + 5O2
2P→ 2O5
· Какова эта реакция по тепловому эффекту?
· Является ли эта реакция каталитической?
· Можно ли ее отнести к реакциям разложения?
· Почему?
Из двух веществ образовалось одно. Такие реакции относятся к типу
соединения.
Прильем к Р2О5 (в колбе) воду и подкрасим фиолетовым лакмусом. Что
наблюдаем?
Образовалась кислота:
P2O5 + 3H2O
H→ 3PO4
К какому типу можно отнести эту реакцию?
Дайте определение реакциям соединения.
Реакции соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ
образуется одно:
1.→
n
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 29, упр. 1, 4; § 30, упр. 1, 2.