Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"
Оценка 4.9

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Оценка 4.9
Лекции
doc
математика
Взрослым
05.11.2017
Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"
Этот материал раскрывает несколько подходов на уроках математики в начальной школе. В данном материале приведены примеры типов задач, которые можно использовать во время реализации компетентностного подхода. Раскрывает задачи цели и принципы учителя при компетентностном подходе в обучении. Показывает связь компетентностного подхода с реализацией ФГОС и деятельностного подхода.Этот материал раскрывает несколько подходов на уроках математики в начальной школе. В данном материале приведены примеры типов задач, которые можно использовать во время реализации компетентностного подхода. Раскрывает задачи цели и принципы учителя при компетентностном подходе в обучении. Показывает связь компетентностного подхода с реализацией ФГОС и деятельностного подхода.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.doc
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась роль   образования   в   жизни   каждого   человека.   В   условиях   стремительно возрастающего объема информации человеку необходимо не только владеть определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь адаптироваться к новым   условиям   жизни:   ориентироваться   в   различных   ситуациях; анализировать, критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем;   ставить   перед   собой   цели   и   достигать   их;   организовывать собственную   деятельность;   владеть   средствами   коммуникации;   добывать информацию и пользоваться ею.    Определений   понятий  «компетентность»  и  «компетенция» несколько. Мне кажется, что Иванов Д.А. четко и ясно отметил:  «компетентность» обозначает характеристику человека;   «компетенция» характеризует то, чем человек обладает. В перечне ключевых компетенций хотела бы выделить 4 компетенции:  Социальную;  Коммуникативную;  Информационную;  Учебно­познавательную. Быть   компетентным   значит   уметь   мобилизовать   в   данной   ситуации полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности прежде всего:  • адаптироваться к новым условиям жизни,  • критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, • анализировать ситуацию,  • адекватно изменять свою деятельность,  • уметь владеть средствами коммуникации,  • добывать информацию и эффективно использовать ее.  Этому школа должна учить с самых первых шагов, как только ребенок  переступил порог школы. Задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в  учебном процессе и во внеклассной деятельности, наиболее эффективным  является использование их во внеклассной работе т.к.:  • ребенок более раскован, раскрепощен; • учитель может использовать различные формы деятельности. Реализация данного подхода в школе подразумевает становление в процессе  обучения нескольких образовательных компетенций, являющихся ключевыми. Ценностно­смысловая компетенция. Данная компетенция включает постановку ученика в ситуацию  самоопределения. Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение  учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения. Лучше всего для реализации данной компетенции  подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя  нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.  Общекультурная компетенция. Подразумевает знакомство учеников с общественной моралью и традициями  непосредственно на уроках математики. То есть учителю необходимо  внедрять такие приемы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от  основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря  которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции. Например: «Известно, что ученики 2­го класса должны спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов они будут бодрствовать?» Таким образом, работая над данной задачей, ребенок невольно усваивает  общепринятые гигиенические нормы. Учебно­познавательная компетенция представляет собой совокупность  учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект  процесса обучения одновременно, то есть в данном случае речь идет о  самообучении. Соответственно реализация компетентностного подхода в  части учебно­познавательной компетенции подразумевает использование  учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников  способности к самообразованию. Реализация учебно­познавательной компетенции не вызывает особых  трудностей, так как для ее становления способствуют различные  практические приемы организации работы учеников.  Одним из способов реализации данной компетенции является проведение  проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки  зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы  ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение  решать тесты для детей будет очень полезным, так как им предстоит сдавать  единый государственный экзамен в форме теста.  Решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении  заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнем устранять ошибку,  тем проще перестроиться ученику под новые требования.  «Тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся  количественной оценке, статистической обработке и сравнительному  анализу». Применительно к технологии тестирования это означает  использование для проверки знаний совокупности стандартизированных  заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг  оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных  ответов.  Информационная компетенция. В своей сути заключает процесс освоения учеником современных  информационных технологий. То есть на уроке математики мы должны, как  всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с  информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать  уровень «первоисточников», таким образом подготавливая ученика к  реализации себя в социуме. Для детей с нарушением речи это вдвойне важно.  Информационная компетенция может быть реализована не ранее чем в 3­4  классах. Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «Найти  любую информацию о древнегреческом ученом Пифагоре». Далее работа на  уроке, посвященном Пифагору, будет строиться на основании того материала, который найдут дети. Таким образом, главной компетентностной задачей  урока будет не изучение личности Пифагора, а становление  (совершенствование) умений работы с информационными ресурсами.  Вовсе не обязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать с  газетных и журнальных статей, с работы в читальном зале библиотеки.  Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку.  Также здесь важен и индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо учитывать его возможности, как физические, так и  интеллектуальные.  Коммуникативная компетенция. Подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации.  Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел  истолковать для них материал. То есть создание коммуникационных приемов  на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.  Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе  обучения, так как ее реализация подразумевает использование различных  коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия,  групповая работа, работа в паре и др.). Данные приемы активно используются  в современной начальной школе и им посвящено множество исследований.  Социально­трудовая компетенция. Данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными  знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать  непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Именно в начальной школе на уроках математики дети научаются считать, вычислять, измерять и  так далее. Необходимы постоянные закрепления, усовершенствование и  контроль за данными базовыми умениями. Этому способствует работа по  блокам­предписаниям, которая направлена на организацию самостоятельной  работы.  Работа по блокам – предписаниям. Работа по рабочей тетради.  Проверь работу по ключу.  Работа в парах.  Если затрудняешься, то используй подсказку. Компетенция личного самосовершенствования. Эта компетенция подразумевает овладение учеником теми способами  деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной  жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о  собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности  жизнедеятельности. То есть, как и в случае с общекультурной компетенцией  необходимо на подсознательном уровне сообщать ученику информацию, которая может потребоваться ему в дальнейшей жизни. Но отличие этих двух  компетенций в том, что первая направлена на функционирование личности в  социуме, а вторая как на самосовершенствование личности, так и на  совершенствование личностью социума.  Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область  человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без  конкретных математических знаний, так и без интеллектуальных качеств,  развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Школьное  математическое образование способствует:  ­ овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в  современном мире, в информационных и компьютерных технологиях,  подготовки к будущей профессиональной деятельности;  ­ приобретению навыков логического мышления, а так же развитию  воображения и интуиции (пространственные представления, возможность  предвидеть результат);  ­ формированию мировоззрения (понимание математики и действительности,  знакомство с методом математики, его отличие от методов естественных и  гуманитарных наук, с особенностями применения математики для решения  научных и прикладных задач);  ­ обогащение запаса историко­научных знаний, которые должны входить в  интеллектуальный багаж каждого современного человека (знакомство с  основными историческими вехами возникновения и развития математической  науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку).  Содержание предмета математики, цели и задачи изучения этого предмета  прописаны в стандарте образования по математике, где определены  следующие цели:  • ориентировка в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор  пути передвижения и др.) • сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, ширине,  массе, вместимости. • определение времени по часам (в часах и минутах) • решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка,  измерение, взвешивание и др.) • оценка размеров предметов «на глаз» • самостоятельная конструкторская деятельность (с учетом возможностей  применения разных геометрических фигур). Анализ данных целей показывает, что в образовательный стандарт по  математике в начальной школе уже заложен компетентностный подход: в  требования к умениям и навыкам заложены универсальные умения, которые  могут понадобиться ребёнку в его обыденной настоящей и будущей жизни.                                                    Литература 1. Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В.  Компетентностный  подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно­ методическое пособие. ­ М.: Академия АПК и ПРО, 2008.  2. Иванов, Д. А.  Экспертиза в образовании: краткое содержание основных  понятий, терминов и подходов. Учебно­методическое пособие.­ М.: Академия АПК и ПРО, 2008.  3. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведение. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"

Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017