3 3 3
Беседа.
Первый урок по риторике. Его можно провести по-разному. Хорошо сразу ввести детей в специфическую атмосферу уроков риторики, начиная их с таких, например, слов:
– Вы все прекрасно выглядите! Отдохнули! Ещё бы! Было лето! Начнём урок с воспоминаний о лете? Мне, например, очень повезло. Я попала в глухой таёжный район. Жила у лесника. Собирала грибы, ягоды, варила варенье. (Чай сегодня с ним попьём – я угощаю.) Всё вспомнить невозможно – только самое яркое. Пожалуй, лучше всего я запомнила ёжика с ежатами, которые бесстрашно приходили к порогу нашего дома подкармливаться. Такая компания! Когда я смотрела на них сверху, из окошка, мне порой казалось, что это какой-то фантастический цветной коврик, который спешит занять своё место у ступенек дома. Ежи долго приходили к нам, а потом куда-то пропали. Может быть, выросли, и каждый пошёл устраивать свою самостоятельную жизнь. Кто знает?..
– Кто продолжит и расскажет о своих воспоминаниях?
– Давайте вспомним, что мы помним о риторике.
– Чему учит риторика?
– Что больше всего запомнилось из прошлого года?
– Что лучше получалось, а что – не совсем?
– Какой речью мы сейчас пользуемся? (Устной речью, диалогом.
В ней есть говорение, слушание и т.д.)
Риторика
ОБЩЕНИЕ
Урок 1.
Тема: Речевая ситуация
Цель:
– Восстанавливаем в памяти учащихся изученные виды речевой деятельности; составляем тексты по началу.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Беседа.
Первый урок по риторике. Его можно провести поразному. Хорошо
сразу ввести детей в специфическую атмосферу уроков риторики,
начиная их с таких, например, слов:
– Вы все прекрасно выглядите! Отдохнули! Ещё бы! Было лето!
Начнём урок с воспоминаний о лете? Мне, например, очень повезло.
Я попала в глухой таёжный район. Жила у лесника. Собирала грибы,
ягоды, варила варенье. (Чай сегодня с ним попьём – я угощаю.) Всё
вспомнить невозможно – только самое яркое. Пожалуй, лучше всего
я запомнила ёжика с ежатами, которые бесстрашно приходили к
порогу нашего дома подкармливаться. Такая компания! Когда я
смотрела на них сверху, из окошка, мне порой казалось, что это
какойто фантастический цветной коврик, который спешит занять
своё место у ступенек дома. Ежи долго приходили к нам, а потом
кудато пропали. Может быть, выросли, и каждый пошёл устраивать
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.II. Развитие
умений.
Применение
знаний.
свою самостоятельную жизнь. Кто знает?..
– Кто продолжит и расскажет о своих воспоминаниях?
– Давайте вспомним, что мы помним о риторике.
– Чему учит риторика?
– Что больше всего запомнилось из прошлого года?
– Что лучше получалось, а что – не совсем?
– Какой речью мы сейчас пользуемся? (Устной речью, диалогом.
В ней есть говорение, слушание и т.д.)
1 3 2
Работа в учебнике.
Задание 1.
Дети по символам называют все виды речевой деятельности –
говорение, слушание, чтение, письмо. На оставленных строках под
рисункамисимволами ученики делают соответствующие подписи,
например, «говорение», «слушание» и т.д.
Задание 2.
Даны рисункиподсказки, которые продолжают тему говорения:
Риторик учится выступать, произносить речь, а может быть, он
возражает оратору, который произносил речь до него. Видно, что наш
Риторик говорит: его глаза, жест обращены к публике, рядом
микрофон. Риторику важно, чтобы все его слышали и слушали.
Риторик внимательно слушает телефонное сообщение. Он
сосредоточен – как будто хочет запомнить, что ему говорят.
На нижнем рисунке Риторик, вероятно, чтото горячо обсуждает с
осликом. Об этом говорят его жесты: поднятый палец обозначает
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
© ООО «Баласс», 2014«Это важно!».
На этот жест следует обратить внимание детей!
Один из ответов учеников: «Риторик читает книгу ослику вслух. И
мне кажется, что этот ослик понимает то, что ему читает Риторик. У
ослика заинтересованные глаза! Кажется, что он сочувствует тому, о
чём говорится в книге».
На последнем рисунке Риторик читает и делает выписки.
Один из ответов учеников: «Риторик читает очень толстую книгу и
делает из неё выписки. Чтобы подчеркнуть, как внимательно изучает
книгу Риторик, художник усаживает его за парту. Риторик
сосредоточен на том, что он читает. Мне кажется, он удивлён тому,
что вычитал в этой книге, которая едва умещается на подставке».
Задание 3.
Ученики рисуют свои символы, например: микрофон, кафедру,
выступающего за кафедрой оратора; силуэты двух говорящих,
длинный язык и т.д.
– Кто помнит пословицы, поговорки, крылатые слова об устной речи,
о говорении?
Ребята вспоминают:
Не спеши языком, торопись делом.
Коротко, да ясно, оттого и прекрасно. (В. Даль)
Красну речь любо слушать.
Речи вести – не лапти плести и др.
Задание 4.
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2014Желательно, чтобы ученики выполнили это задание письменно и,
конечно, самостоятельно. Задание подводит итоги работы.
Резервный материал.
А закончить этот урок можно фрагментом стихотворения Владимира
Гордейчева.
Родная речь
Слова в иной пословице
поются, а не молвятся.
Слова звонят звоночками,
то – ёчками, то – очками.
Вот палочка. И палица:
ударит – слон повалится.
Вот скрипка. Или скрипица:
играет – слёзы сыплются.
А речек звоны светлые!
Люблю за ними следовать:
то сетовать над Сетунью,
то с Беседью беседовать.
Певучими – над ёлками –
соловьиными прищёлками,
родная речь, вызванивай
из каждого названия!
Тобой, как речкой Речицей,
любая боль излечится,
твои слова, пророчица,
© ООО «Баласс», 2014журчат – и слушать хочется.
• Знаете ли вы пословицы, которые не молвятся, а произносятся
плавно, как песня?
• Чем отличаются по значению однокоренные слова: «палочка» –
«палица»?
• Приведите примеры слов, которые «звонят звоночками».
• Почему поэту (надеемся, и вам) родную речь «слушать хочется»?
Задание 5.
На основе ответов учеников учитель внесёт коррективы в
планирование работы, выделив больше времени на работу с теми
видами речевой деятельности, которые больше всего затрудняют
школьников. Желательно составить и индивидуальные планы работы
для отдельных учащихся.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
ΙII. Итог урока.
Итоговые задания. «Анкета для любознательных». Желательно,
чтобы дети выполнили задание письменно. Самые главные вопросы –
те, которые требуют самоанализа, самооценки (вопросы 2 и 3). Пусть
© ООО «Баласс», 2014дети ответят на них в своих тетрадях подробно и искренне.
Итоговое слово учителя.
– Мы вспомнили два больших раздела нашей риторики, где мы
учились говорить и слушать. Мне радостно, что сегодня вы все
делали охотно, легко вспомнили пословицы и поговорки о речи,
хорошо говорили о том, что нарисовано. В. придумал интересные
символы.
– Кто хочет, посмотрите дальше в учебнике с. 10–11, чтобы наша
работа шла ещё успешнее на следующем уроке.
IV. Домашнее
задание.
По усмотрению учителя.
© ООО «Баласс», 2014