Тема: Речевая ситуация

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

3 3 3 Беседа. Первый урок по риторике. Его можно провести по-разному. Хорошо сразу ввести детей в специфическую атмосферу уроков риторики, начиная их с таких, например, слов: – Вы все прекрасно выглядите! Отдохнули! Ещё бы! Было лето! Начнём урок с воспоминаний о лете? Мне, например, очень повезло. Я попала в глухой таёжный район. Жила у лесника. Собирала грибы, ягоды, варила варенье. (Чай сегодня с ним попьём – я угощаю.) Всё вспомнить невозможно – только самое яркое. Пожалуй, лучше всего я запомнила ёжика с ежатами, которые бесстрашно приходили к порогу нашего дома подкармливаться. Такая компания! Когда я смотрела на них сверху, из окошка, мне порой казалось, что это какой-то фантастический цветной коврик, который спешит занять своё место у ступенек дома. Ежи долго приходили к нам, а потом куда-то пропали. Может быть, выросли, и каждый пошёл устраивать свою самостоятельную жизнь. Кто знает?.. – Кто продолжит и расскажет о своих воспоминаниях? – Давайте вспомним, что мы помним о риторике. – Чему учит риторика? – Что больше всего запомнилось из прошлого года? – Что лучше получалось, а что – не совсем? – Какой речью мы сейчас пользуемся? (Устной речью, диалогом. В ней есть говорение, слушание и т.д.)
Иконка файла материала 1 (17).doc
Риторика  ОБЩЕНИЕ Урок 1. Тема: Речевая ситуация Цель: – Восстанавливаем в памяти учащихся изученные виды речевой деятельности; составляем тексты по началу. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3  3  3 Беседа.  Первый урок по риторике. Его можно провести по­разному. Хорошо сразу ввести детей в специфическую атмосферу уроков риторики, начиная их с таких, например, слов: –   Вы   все   прекрасно   выглядите!   Отдохнули!   Ещё   бы!   Было   лето! Начнём урок с воспоминаний о лете? Мне, например, очень повезло. Я попала в глухой таёжный район. Жила у лесника. Собирала грибы, ягоды, варила варенье. (Чай сегодня с ним попьём – я угощаю.) Всё вспомнить невозможно – только самое яркое. Пожалуй, лучше всего я   запомнила   ёжика   с   ежатами,   которые   бесстрашно   приходили   к порогу   нашего   дома   подкармливаться.   Такая   компания!   Когда   я смотрела   на   них   сверху,   из   окошка,   мне   порой   казалось,   что   это какой­то   фантастический   цветной   коврик,   который   спешит   занять своё место у ступенек дома. Ежи долго приходили к нам, а потом куда­то пропали. Может быть, выросли, и каждый пошёл устраивать © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию  в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника.II. Развитие  умений.  Применение  знаний. свою самостоятельную жизнь. Кто знает?..  – Кто продолжит и расскажет о своих воспоминаниях? – Давайте вспомним, что мы помним о риторике. – Чему учит риторика? – Что больше всего запомнилось из прошлого года? – Что лучше получалось, а что – не совсем? – Какой речью мы сейчас пользуемся? (Устной речью, диалогом.  В ней есть говорение, слушание и т.д.) 1  3  2 Работа в учебнике.  Задание 1.  Дети   по   символам   называют   все   виды   речевой   деятельности   – говорение, слушание, чтение, письмо. На оставленных строках под рисунками­символами   ученики   делают   соответствующие   подписи, например, «говорение», «слушание» и т.д. Задание 2.  Даны   рисунки­подсказки,   которые   продолжают   тему   говорения: Риторик   учится   выступать,   произносить   речь,   а   может   быть,   он возражает оратору, который произносил речь до него. Видно, что наш Риторик   говорит:   его   глаза,   жест   обращены   к   публике,   рядом микрофон.   Риторику   важно,   чтобы   все   его   слышали   и   слушали. Риторик   внимательно   слушает   телефонное   сообщение.   Он сосредоточен – как будто хочет запомнить, что ему говорят. На нижнем рисунке Риторик, вероятно, что­то горячо обсуждает с осликом. Об этом говорят его жесты: поднятый палец обозначает 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. Коммуникативные УУД © ООО «Баласс», 2014«Это важно!». На этот жест следует обратить внимание детей! Один из ответов учеников: «Риторик читает книгу ослику вслух. И мне кажется, что этот ослик понимает то, что ему читает Риторик. У ослика заинтересованные глаза! Кажется, что он сочувствует тому, о чём говорится в книге». На последнем рисунке Риторик читает и делает выписки. Один из ответов учеников: «Риторик читает очень толстую книгу и делает из неё выписки. Чтобы подчеркнуть, как внимательно изучает книгу   Риторик,   художник   усаживает   его   за   парту.   Риторик сосредоточен на том, что он читает. Мне кажется, он удивлён тому, что вычитал в этой книге, которая едва умещается на подставке». Задание 3.  Ученики   рисуют   свои   символы,   например:   микрофон,   кафедру, выступающего   за   кафедрой   оратора;   силуэты   двух   говорящих, длинный язык и т.д. – Кто помнит пословицы, поговорки, крылатые слова об устной речи, о говорении? Ребята вспоминают: Не спеши языком, торопись делом. Коротко, да ясно, оттого и прекрасно. (В. Даль) Красну речь любо слушать. Речи вести – не лапти плести и др. Задание 4. 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2014Желательно,   чтобы   ученики   выполнили   это   задание   письменно   и, конечно, самостоятельно. Задание подводит итоги работы. Резервный материал. А закончить этот урок можно фрагментом стихотворения Владимира Гордейчева. Родная речь Слова в иной пословице поются, а не молвятся. Слова звонят звоночками, то – ёчками, то – очками. Вот палочка. И палица: ударит – слон повалится. Вот скрипка. Или скрипица: играет – слёзы сыплются. А речек звоны светлые! Люблю за ними следовать: то сетовать над Сетунью, то с Беседью беседовать. Певучими – над ёлками – соловьиными прищёлками, родная речь, вызванивай из каждого названия! Тобой, как речкой Речицей, любая боль излечится, твои слова, пророчица, © ООО «Баласс», 2014журчат – и слушать хочется. •   Знаете   ли   вы   пословицы,   которые   не   молвятся,   а   произносятся плавно, как песня? •   Чем   отличаются   по   значению   однокоренные   слова:   «палочка»   – «палица»? • Приведите примеры слов, которые «звонят звоночками». • Почему поэту (надеемся, и вам) родную речь «слушать хочется»? Задание 5. На   основе   ответов   учеников   учитель   внесёт   коррективы   в планирование   работы,   выделив   больше   времени   на   работу   с   теми видами   речевой   деятельности,   которые   больше   всего   затрудняют школьников. Желательно составить и индивидуальные планы работы для отдельных учащихся. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. ΙII. Итог урока. Итоговые   задания.  «Анкета   для   любознательных».   Желательно, чтобы дети выполнили задание письменно. Самые главные вопросы – те, которые требуют самоанализа, самооценки (вопросы 2 и 3). Пусть   © ООО «Баласс», 2014дети ответят на них в своих тетрадях подробно и искренне. Итоговое слово учителя. –   Мы   вспомнили   два   больших   раздела   нашей   риторики,   где   мы учились   говорить   и   слушать.   Мне   радостно,   что   сегодня   вы   все делали   охотно,   легко   вспомнили   пословицы   и   поговорки   о   речи, хорошо  говорили о  том,  что нарисовано. В. придумал  интересные символы. – Кто хочет, посмотрите дальше в учебнике с. 10–11, чтобы наша работа шла ещё успешнее на следующем уроке. IV. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. © ООО «Баласс», 2014