Тема: «Шляпочные грибы».
Оценка 5

Тема: «Шляпочные грибы».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
24.03.2018
Тема: «Шляпочные грибы».
Урок – пресс-конференция. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. Цель: углубление знаний о шляпочных грибах, съедобных и несъедобных формах, правилах сбора грибов. Задачи: 1. Образовательные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, готовности к самообразованию и самовоспитанию. 2. Развивающие: формирование умения систематизировать и обобщать полученные знания, совершенствовать умения работать с различными источниками информации. 3.Воспитывающие: формирование умения общаться с товарищами, умение слушать и говорить, считаться с мнением одноклассников.
7.a.doc
Урок – конференция. Тема: «Шляпочные грибы». Урок – пресс­конференция. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры,  т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями  телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы  дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.  Цель: углубление знаний о шляпочных грибах, съедобных и несъедобных формах, правилах сбора грибов. Задачи: 1.   Образовательные:  формирование   выраженной   устойчивой   учебно­познавательной   мотивации   и   интереса   к   учению, готовности к самообразованию и самовоспитанию. 2. Развивающие: формирование умения систематизировать и обобщать полученные знания, совершенствовать умения  работать с различными источниками информации. 3.Воспитывающие:  формирование умения общаться с товарищами, умение слушать и говорить, считаться с мнением  одноклассников. Тип урока: урок обобщения знаний. Методические приёмы: словесный, иллюстративный, похвала, ролевая игра. Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная. Оборудование: 1. Конспект урока, презентация 2. Компьютер, мультимедийный проектор. 3. Изображения грибов. Деятельность учителя: Деятельность учащихся: Организационная структура урока Этап 1. Мотивирование к учебной  деятельности. Цель: заинтересовать учащихся,  подвести к формулировке цели урока. Форма работы: групповая. Проверка знаний по теме "Грибы".   Ребята, мы рады приветствовать Вас  на нашей пресс­конференции,  посвященной теме Шляпочные грибы.  На нашей конференции присутствуют  историки, биологи, микологи,  журналисты, писатели и др. Сегодня  мы рассмотрим тему Грибы с разных  взглядов и сторон. Этап 2. Актуализация знаний. Цель:   Актуализация   знаний   по строению грибов и их отличительных особенностях,   выявление   мест   и причин затруднения. Форма работы: групповая работа Ведущий: В настоящее время известно 100 тыс. видов грибов, и их выделяют  в отдельное царство.  На нашей пресс – конференции присутствует историк,  давайте выслушаем его. Учащиеся слушают ведущего, проходят тестирование. Историк: После Теофраста упоминания о грибах встречаются в трудах древнеримских учёных  Диоскорида и Плиния Старшего, живших в 1в. до н.э. Они описывали крупные шляпочные грибы,  упоминали об их свойствах, в том числе и леченых. Плиний Старший попытался классифицировать грибы  на съедобные и несъедобные. А один из грибов получил у него название царского гриба и подавался к столу только знатным патрициям. Из средних веков до нас дошло мало сведений о грибах. В эпоху Возрождения началось интенсивное  изучение растений, появились «травники» в них входили и описания грибов. Грибами, судя по летописи,  пытались лечить Владимира Мономаха. В конце 16 – начале 17 вв.Карл Линей в своём труде «Система  природы» описал 95 видов грибов. Он, поместил их среди растений, не имеющих цветов. Ботаник:  Отличительные признаки грибов: ­ клетки грибов не содержат хлорофилла; ­ оболочка клеток по химическому составу сходны с оболочкой клеток животных, из хитина; ­ питаются готовыми органическими веществами. По способу питания грибы делятся на грибы –  сапрофиты и грибы – паразиты; ­ грибы не передвигаются; ­ растут в течение всей жизни; ­ питаются путём всасывания, а заглатывания пищи, что роднит их с растениями, на основании чего их  раннее объединяли в одну группу. Учащиеся обсуждают высказывание ботаника, дополняют ответ имеющейся информацией. Миколог: От греческого слова микос (гриб) получила своё название и наука о грибах. Микология как  наука возникла в конце 19 века, основателем её считается русский учёный Ф.М.Каменский. Грибница – важная часть каждого гриба. На этих тонких ветвящихся белых нитях, т.е. гифах развиваются  плодовые тела. У большинства грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Шляпка и ножка состоит из плотно прилегающих друг другу гифов грибницы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но, выйдя на поверхность, увеличивается в размерах быстро. В шляпке нити образуют 2  слоя – верхний и нижний. Нижний состоит из трубочек, как подберёзовика, это трубчатые грибы, и из  пластинок как у лисички, это пластинчатые. Плодовое тело у грибов может иметь причудливую форму и яркую окраску. В трубочках и пластинках  шляпки образуются особые клетки – споры, с помощью которых размножаются. В распространении спор  помогают ветер, животные. Грибам свойственно и половое размножение, они образуют половые клетки –  гаметы. Учащиеся внимательно смотрят видеофильм. Ведущий: Появление микроскопа  позволило увидеть у грибов споры и  грибницу или микоризу. Что они из  себя представляют? Слово  предоставляется учёному – микологу. Давайте вместе просмотрим  размножение мукора. Размножение мукора. Ведущий: оценивает работу  учащихся, правильность ответов на  задания писателя. Писатель:  ­ Ребята, попробуйте отгадать мои загадки. Осень, дождь на целый день,  Листопад и мокротень.  Только им не зябко ­  Одноножкам в шляпках. (Грибы) Возле леса на опушке,  Я в красной шапочке  расту среди корней осиновых. Меня увидишь за версту ­ зовусь я – ... (подосиновик) Нет грибов дружней, чем эти,  – знают взрослые и дети, – Ведущий: Роль грибов в природе и  жизни человека велика. А каков состав грибов, из каких веществ они состоят.    ­ Давайте прослушаем выступление химика и сделаем вывод, о народной мудрости «Всякий гриб в руки  берут, да не всякий в кузов кладут». Каково значение грибов? Сравните свои ответы с  представленной информацией. Роль грибов в природе и жизни  человека.  Ведущий: как вы думаете, есть ли  какие­то особенности в сборе  грибов? Давайте послушаем, что думает  писатель. украшая тёмный бор, Вырос пёстрый,  как Петрушка, ядовитый ... (мухомор) На пеньках растут в лесу,  как веснушки на носу.  (Опята) Учащиеся отвечают на данные загадки. Химик: Грибы содержат до 40% белков, 10 – 15% углеводов, соли фосфата, калия, железа, витамины А,  В1, В2,С, РР, Д. Микроэлементы – медь, йод, цинк и другие. Из – за большого содержания в них белков  грибы называют растительным мясом. Из некоторых грибов получают ценные лекарства. Несколько грибов, добавленных в суп, делают его сразу ароматным и вкусным. Ведущий: Какое удовольствие – сбор грибов! Идёшь по лесу – мох, опавший прошлогодний лист, ряд  красных мухоморов, янтарные бусы лисичек. Учащиеся слушают химика, рассуждают о смысле высказывания. Учащиеся отвечают о значении грибов. (Грибы это пища для человека и некоторых животных;  вызывают процессы брожения; вызывают различные болезни у живых существ). Учащиеся отвечают. Писатель: Памятка сборщику грибов: 1.Не обламывайте плодовые тела грибов и не срезайте, т.к. остающиеся пеньки загнивают, грибница  разрушается. 2.Лучше всего гриб осторожно выкрутить из грибницы. Образующуюся ямку присыпьте листвой или хвоей. 3. Не собирайте старые и червивые – в них может быть яд. 4.Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные. Ведущий: а что думает по этому  Слушают грибника, рассматривают изображения ядовитых грибов. поводу грибник­любитель? Ядовитые для человека грибы.  Ведущий: Что бывает, когда человек  не способен отличать ядовитые грибы  от не ядовитых? Послушаем об этом  газетную прессу.  ­ Ребята, как вы думаете, прав ли  журналист? Ведущий: Что надо делать, если  произошла беда?   вонючий, поганковидный. Пластинки всегда белые, на ножках нежное кольцо, а у основание  Грибник: Необходимо точно знать, как выглядит не съедобный Гриб, чтобы не спутать его со съедобными. Бледная поганка более всего похожа на шампиньоны, сыроежки. Шляпка её белая, бывает и желтоватая,  зеленоватая. Пластинки, не прикреплённые к ножке, белые. От ножки съедобных её отличает клубневидное утолщение у основания заключённое в белую или зеленоватую плёнку – воротничок. Ложные опята имеют яркие окраски шляпок. Можно запомнить с помощью рифмы: «Имеет съедобный опёнок На ножке кольцо из плёнок, А у ложных опят Ноги голые до пят». Мухоморы   клубневидное утолщение. Внимательно осматривайте каждый сорванный гриб! Журналист: Рядышком с иголками Мы растём под ёлками. Любим сосны мы и ели, Шляпку плоскую надели, А под ней идут круги. Срежь – ка нас и не беги, Когда увидишь на руке Сок, оранжевый на вид, Не бойся, он не ядовит. Учащиеся отвечают. Врач: Яд, содержащийся в бледной поганке поражает в первую очередь печень и почки. Яд не разрушается  в процессе кулинарной обработки. Одна бледная поганка, попавшая в пищу, может погубить 3 – 4 взрослых человека. Клинические симптомы отравления – тошнота, рвота, резкая боль в животе, слабость, судороги –  могут появиться даже спустя сутки. А за это время уже происходят не поправимые разрушения в клетках  печени, почек, в нервной системе. Если ложные опята и другие не съедобные грибы попадут в пищу, спустя 1 – 2 часа у съевшего их резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и  слизистых оболочек, наблюдается нарушение сердечного ритма, дыхания. Возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота.  Внимательно осматривайте каждый сорванный гриб.  Если вы почувствовали после употребления в пищу  грибов тошноту, боль в животе, сильную жажду, слабость – у вас пищевое отравление. Нужно сразу вызвать скорую помощь или самим доставить больного в больницу. До приезда скорой помощи нужно промыть  желудок больного (4­5 стаканов кипяченой холодной воды или содовым раствором 1 чайная ложка  пищевой соды на стакан кипяченой воды). Затем вызвать рвоту, до приезда врача больной должен лежать в  постели.  Ребята внимательно слушают высказывание врача, необходимое фиксируют в тетрадь. Работа у доски. Дети проходят мини –тест. Этап 3. Закрепление. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: групповая.  ­ Ребята, перед вами представлена  таблица с грибами и сферой их  применения. Соотнесите картинку с  нужной ячейкой. Практическое значение грибов.  Тестирование: 1.Грибы питаются: А) образуя на свету органические  вещества; Б) готовыми органическими  веществами; В) только органическими веществами  живых организмов; Г) поселяясь на продуктах питания. 2.Грибы размножаются: А) спорами; Б) семенами; В) частью корня; Г) частью стебля. 3.Какой из перечисленных грибов  относится к ядовитым? А) опёнок; Б) сыроежка; В) бледная поганка; Г) трутовик. Подведение итогов конференции.  Выставление оценок. Проведение урока в форме пресс­конференции имеет ряд плюсов. Во­первых, в ходе урока решаются основные задачи,  во­вторых, такая форма способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, воспитывает уважение к  выступающему.  Данный урок позволит рассмотреть тему с разных сторон, выслушать мнения каждого из учащихся. Урок наполнен различными методическими приемами, характеризуется наглядностью и доступностью материала.

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».

Тема: «Шляпочные грибы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018