Тема: «Словосочетание как особая синтаксическая единица. Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании».
Оценка 4.7

Тема: «Словосочетание как особая синтаксическая единица. Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
13.01.2017
Тема: «Словосочетание как особая синтаксическая единица. Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании».
Отработать способа действий. .Учить детей определять словосочетание как особую синтаксическую единицу. На уроке развивается внимание, память, речь, логическое мышление. Воспитывается солидарность, взаимопомощь, доброжелательность к товарищу во время работы в группах и в ходе учебного диалога. Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.
Конспект Словосочетание.docx

автор Симушина Ираида Леонидовна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия  № 8»

город Можга Удмуртской Республики

Конспект

урока по русскому языку в 4 г классе.

(Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Тема: «Словосочетание как особая синтаксическая единица.

Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании».

 

Цель: Отработка способа действий.

Задачи: 1.Учить определять словосочетание как особую синтаксическую единицу.

              2. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

              3. Воспитывать солидарность, взаимопомощь, доброжелательность к   товарищу во время 

                  работы в группах и в ходе учебного диалога.

Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.

 

Ход урока:

1.Орг. момент.             Доска                      Девятнадцатое февраля.

               Классная работа.

- Запишем число, классная работа.

II.   Словарная работа.

 

- Перейдем к словарной работе. Записываем с комментированием по цепочке, начиная с ребят, сидящих на первом ряду:

Кирпич, кастрюля, тяжёлый, росли, быстро, греметь

IIIАктуализация прежних знаний. ( Рефлексия. )

1.                  Вопросы по параграфу.

-     На какой вопрос мы отвечаем в 5 параграфе?

                             (Как связываются слова друг с другом в речи?)

- Какая наука изучает секреты связи слов в высказывании?

 (Синтаксис как наука – это раздел грамматики, изучающий строение предложения и словосочетания).

- Что является кирпичиком в синтаксисе? (Синтаксическая единица)

- Каковы особенности синтаксической единицы?

  (слова, связанные одним из трех типов грамматической связи)

- Почему нет словарей с синтаксическими единицами? (Синтаксических единиц можно составить множество)

2. Работа с таблицей.

  - Какие типы грамматической связи нам известны?

   (подчинительная, взаимная (координация), сочинительная)

                                                  На  доске  появляется таблица:

 

 

 

Типы

Грамматической   связи

  

 

                                          Подчинительная             взаимная               сочинительная

                                                                      (координация)          

   

 


- Какие  синтаксические единицы называются подчинением?

(связь при которой грамматические формы одного слова зависят от другого, т.е. когда есть главное слово и зависимое

- Какой тип грамматической связи называется взаимной?

  (связь между словами, формы которых зависят друг от друга)

- В какой грамматической связи  слова называются однородными?                                                    

   (слова, связанные сочинительной связью)

- Вспомните  средства связи слов в синтаксических единицах.

 

 

Предлоги

 

имена (И.п.)

+ глагол

 

Интонация

 

 

Окончание

 

Союзы

 

                                                                                              

3.Самооценка на листочках в конце тетради  (первая строка таблицы)

      Различать типы грамматической связи

 

IV Синтаксические единицы.

- С какой синтаксической единицей мы начали знакомиться подробней?           (подчинение) 

-  Что вы уже знаете об этой синтаксической единице?                                                                                                                                

-  Что нам надо  хорошо  научиться делать с этой синтаксической единицей? 

    (находить их в высказываниях, узнавать главное и зависимое слова)

  

 

1.      Работа в парах по рядам

  - Составьте из словарных слов урока  синтаксические единицы, можно использовать другие слова, не забывая средства связи в синтаксических единицах

                         1 ряд – сочинение   

                         2 ряд – подчинение    

                         3 ряд – координация

- Записать слова на листах крупно, красиво. Разместить свою карточку в таблице.

- Проверка написанных синтаксических единиц.

- Трудно ли было выполнять это задание?

- Самооценка на листочках в конце тетради (вторая строка таблицы)

Составлять разные синтаксические единицы

 

                                                

 

2.      Распознавание синтаксических единиц 

 

Солнечный день

 

любимое   занятие

 

ребята трудятся

 

леса и парки

 

подъехать к станции

 

стакан молока

 

упорно учиться

 

альбом или тетрадь

 

листва облетела

 

 

дождливый,  но тёплый

                                                                               (Дети сигнализируют карточками со стрелочками)

Самооценка на листочках в конце тетради (третья строка таблицы)

        Умение распознавать синтаксические единицы

 V. Словосочетание.

1.      Теория

-  Что такое словосочетание, чем оно отличается от слова?

-  Сколько слов может быть связано? (2 - 3)

- Какие части речи могут быть в словосочетании?  (Самостоятельные)

- Назовите средства связи слов  в словосочетании. (Предлог, окончание)

     -  Как называются слова в словосочетании?      (Главное и зависимое)

2.                   Практика.

А). Можно ли утверждать, что данные слова являются  словосочетанием.  Докажите.

            Снежные зима     (Нет грамматической связи:  снежные – мн.ч., зима – ед.ч.),  

   Спелый ягоды    (Нет грамматической связи  спелый – ед.ч., ягоды – мн.ч),

   Грибы бегут   (нет смысловой связи: грибы растут, а не бегут,)

   Смелый розы   (нет смысловой связи розы яркие или созревшие, а не спелые)

Значит, что нужно учитывать , чтобы составить или выделить словосочетание?

     (смысловую и грамматическую связи.)

     Б) Запишите правильные словосочетания, укажите общие признаки.. Обозначьте главное слово в    слово словосочетании.

Снежная зима (ед.ч., ж.р.)                    Спелые ягоды (мн.ч..)  

                                      Грибы растут (мн.ч.)                             Яркие розы (мн.ч..)   

Взаимная проверка                         

Вывод:  Поэтому словосочетание – это сочетание двух слов, связанных по  смыслу и грамматически.

       Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. (По И. Постниковой и др.)

    Итак, объединение слов в словосочетание происходит не стихийно, а закономерно.

Объединяясь в словосочетания, слова «присматриваются» к лексическому значению  

Самооценка на листочках в конце тетради (четвёртая строка таблицы)

Умение  определять словосочетания

 

 

В). Работа в группах. По упр. № 204

   1) Задание

- Каждая группа поучает предложение. Вставляет, где надо знаки препинания. В  подчёркнутых словосочетаниях найдите главное и зависимое слова, обозначьте стрелкой подчинительную связь.

1.В  густоте  листьев  над  Высокой рекой  всегда  было беспокойно.

 

2.Там  хлопотали разные  птицы.

 

 

3. Дятел  колотил   и колотил  со  всего размаху клювом  по сухому   осокорю.

 

     4. Ударит  отдёрнет    голову.

 

 

5. Поглядит  примерится зажмурит  глаза  и опять  ударит.

 

6. Осокорь от  макушки   до  корней   гудит.

 

 

7. Петя  всё удивлялся – до чего крепкая  голова  у дятла!

 

2). Проверка.  (Листы с предложениями вывешиваются на доску).

    - Назвать главное и зависимое слово в словосочетании.

   - Трудно ли определять «роли» слов в словосочетании?

   - Секреты определения  главного и зависимого слов в словосочетании мы узнаем на следующих уроках

     Самооценка на листочках в конце тетради (пятая строка таблицы)

Умение находить главное  и зависимое слова

3Развитие речи по упражнению

- Знакомы ли вы со словом осокорь?

- А сумели ли вы определить, каким членом является это слово в словосочетании: главным или зависимым?

- Почему вам это удалось?

- Можете ли сказать к какой части речи относится это слово?

- Определить его грамматические формы?

- Интересно ли чем закончился текст?

- Открываем учебник, упр. № 204. Читаем второй абзац.

- Какой это текст: повествование или описание? Почему?

- Найдите, что обозначает слово  ОСОКОРЬ.

- Какие трудности испытали при определении главного и зависимого.

  VI. Мини-контрольная работа.

1.      Вставь подходящие по смыслу слова про словосочетание.

Словосочетание – это сочетание  _____________ и более слов (__________________ частей речи), связанных между собой по _____________ и грамматически.

 

 

      (Словосочетание – это сочетание  _двух_ и более слов (_самостоятельных__ частей речи), связанных между  собой по _смыслу__ и  грамматически).

 

              2. Определите тип синтаксических единиц там, где это возможно.

Ребята пускали …………………………….(взаимная)

По весенним ручьям ………………………… (подчинительная)

Бумажные кораблики ……………………………(подчинительная)

Пускали кораблики ………………………….(подчинительная)

Пускали по ручьям ………………………………(подчинительная)

                    По весенним  бумажные ………………………………. Нет

-  Оцените свою работу в первой клеточке.

 VII. . Итоговая рефлексия.

 - Над чем сегодня работали?  

 - Какие задачи ставим на следующие уроки? ( узнавать   секреты словосочетания)

          VIII. Контрольно-оценочный этап.

      - Отметьте  вашу работу на карте  самооценки за весь урок, оценочные  планки  в тетрадях. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта самооценки по 5 параграфу.

Дата

 

 

 

 

 

 

 

Различать типы грамматической связи

 

 

 

 

 

 

Составлять разные синтаксические единицы

 

 

 

 

 

 

Умение распознавать синтаксические единицы

 

 

 

 

 

 

Умение  определять словосочетания

 

 

 

 

 

 

Умение находить главное  и зависимое слова

 

 

 

 

 

 

 

        Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

    Дополнительный материал.

Вставь подходящие по смыслу слова про словосочетание.

 

     Словосочетание – это сочетание  _____________ и более слов (__________________ частей речи), связанных между собой по _____________ и грамматически.

 

Определите тип синтаксических единиц там, где это возможно.

Ребята пускали - ___________________

По весенним ручьям - _______________

Бумажные кораблики - ______________

Пускали кораблики - _________________

Пускали по ручья - __________________

                           По весенним  бумажные - _________________

 

 

      

                                                                                  

 

 

 

 

  


 

Симушина Ираида Леонидовна учитель начальных классов

Симушина Ираида Леонидовна учитель начальных классов

На доске появляется таблица:

На доске появляется таблица:

Самооценка на листочках в конце тетради (вторая строка таблицы)

Самооценка на листочках в конце тетради (вторая строка таблицы)

Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях?

Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях?

Самооценка на листочках в конце тетради (пятая строка таблицы)

Самооценка на листочках в конце тетради (пятая строка таблицы)

Какие задачи ставим на следующие уроки? ( узнавать секреты словосочетания)

Какие задачи ставим на следующие уроки? ( узнавать секреты словосочетания)

По весенним бумажные - _________________

По весенним бумажные - _________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017