На основе выявленных уровней учащихся на данном этапе обучения, с учетом видов восприятия, развития памяти и внимания, возможностей учащихся я позволила себе планировать урок с использованием разных заданий и видов деятельности уч-ся.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
• Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ, анализ.
• Функциональный: распознавали части речи через постановку проблемных вопросов.
• Коммуникативно-деятельный: работа с текстом
• Организация самостоятельной деятельности учащихся: тест.
• Личностно-ориентированный подход реализовывался. Внимание к речи других людей, обучению связной речи.
Исходя из целей, структура урока состоит из 9 этапов, которые все были соблюдены
I. Организационный момент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.
II. Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся. Повторили пройденный материал по частям речи
III. Постановка темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Актуализация знаний. Сами учащиеся определили тему и цели урока
V. Применение знаний и умений в новой системе. Работа с текстом, способствовали правильному применению знаний и умений. Переписать текст, вставляя пропущенные буквы. Выделить орфограммы. Найти служебные части речи,
указать их роль.
VI. Обобщение и систематизация знаний. Выполняют работу в группах, осуществляют самопроверку и взаимопроверку, сравнивают с данным аналогом, делают вывод .
VII. Контроль усвоения, обсуждения дополнительных ошибок и их коррекция. Тест и самопроверка помогли увидеть плюсы и минусы в знаниях
VIII. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению направлен на закрепление полученных знаний, на развитие творческих способностей.
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия) Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Урок был выстроен в занимательной форме, дети могут легко обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Служебные части речи».
Тема урока сформулирована доступно, изложены задачи урока.
Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока.
На уроке были использованы различные методы и приёмы: лингвистическая сказка, фронтальная, групповая, индивидуальная работа, самостоятельная.
Метод обучения, использованный на уроке: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, работа с текстом, наглядность, информационно – коммуникативная технология.
Частично-поисковый использовался метод потому, что на уроке знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.
Были применены следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии на этапе проведения физминутки, а также на этапе психологического настроя (организационный момент), с целью не только снять нагрузку, но и эмоционально настроить обучающихся.
- информационо-коммуникативные технологии я использовала с целью формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения.
Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы учителя), самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательный
На протяжении всех этапов урока реализовывались поставленные задачи. Дети были активны работали все, они тоже оценили и урок, и свое моральное состояние, адекватно оценивали свою учебную деятельность.
Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи. Структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы. Приемы обучения соответствуют триединой образовательной цели. Все предложенные задания имели практическую направленность.
Гигиенические требования соблюдались, физкультминутка проводилась.
Оценки учащимся объявлены.
Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.
sluzhebnye_chasti_rechi.docx
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
Тема: «Служебные части речи».
Цели урока:
1) Систематизировать знания о самостоятельных и
служебных частях речи.
2) Доказать значимость служебных частей речи.
3) Совершенствовать устную и письменную речь.
Задачи урока:
1) Организовать работу в деятельном режиме.
2) Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и
личную ответственность за выполнение коллективной
работы. Ход урока:
I.
Оргмомент.
Вступительное слово.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над частями речи.
Откройте рабочие тетради, запишите дату.
II.
Новая тема.
Сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение
(Слайд № 2):
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы
И в этом их главный секрет.
О каких частях речи мы поговорим на уроке?
Правильно, служебные.
Запишите тему урока: «Служебные части речи» (Слайд № 3).
На уроке мы с вами постараемся доказать значимость служебных частей
речи в русском языке и их служебность (Слайд № 4).
В данном стихотворении найдите самостоятельные и служебные части речи
(Слайд № 5).
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так
называются? (Слайд № 6).
Правы ли вы? (Слайд № 7).
Какие служебные части речи вы знаете? Приведите примеры слов каждой
части речи.
III.
Закрепление материала.
1. Работа с текстом. (Слайд № 8). Прочитайте стихотворение «Служить бы рад».
Предлоги, союзы, частицы
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица
На редкость серьёзный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всём осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье своё принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
Есть ли в стихотворении служебные части речи?
Найдите их.
Кому они служат?
Выпишите их вместе с теми частями речи, которым они служат.
Распределите служебные части речи на 3 группы.
Для чего в речи нужны предлоги? Союзы? Частицы? Какие функции они
выполняют?
Давайте проверим правы ли вы.
Предлог. (Слайд № 9)
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Союз. (Слайд № 10)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Частица. (Слайд № 11) Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что ктонибудь произнесёт.
2. Работа с предложениями:
Отредактируйте предложения: (Слайд № 12)
1 вариант: Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой
язык. (К.Паустовский)
2 вариант: Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство,
родной на вся жизнь. (Ч.Айтматов)
Выполните синтаксический разбор предложения: (Слайд № 13)
Если не приложить руки к земле, она не станет золотой.
Найдите служебные части речи.
Все ли части речи вы подчеркнули? Почему? (Слайд № 14)
Не подчеркнули союз, потому что он не указывает на грамматическую роль,
а …
Союз не станет членом предложения:
Всегда свободен, хоть стоит в строю.
И в сочинении, и в подчинении
Незаменим и помнит роль свою.
3. Работа с теоретическим материалом: (Слайд № 15)
Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи.
Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи.
1.Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с
самостоятельными. 3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как
и самостоятельные.
4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.
5.Служебные части речи не бывают членами предложения
6.К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать
вопрос.
7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных.
Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же
предложения между собой.
8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
А теперь давайте сделаем вывод о служебных частях речи.
4. Составление схемы. (Слайд № 16)
Можно ли обойтись без служебных частей речи?
Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости.
Составим схему «Служебные части речи»
не имеют лексического значения;
не изменяются;
не употребляются без самостоятельных частей речи;
не бывают членами предложения.
5. Работа с раздаточным материалом. (Слайд № 17)
Прочитайте отрывок из сказки П. Ершова «Конёкгорбунок», в котором
отсутствуют служебные части речи.
Вечер К ночи пробирался;
НА ночлег Иван собрался;
Вдоль ПО улице идет,
Ест картошку ДА поет.
ВОТ он поля достигает, Руки В боки подпирает
И С прискочкой СЛОВНО пан,
Боком входит В балаган.
Все по – прежнему стояло,
НО коней КАК НИ бывало;
ЛИШЬ игрушка – горбунок
У его вертелся ног.
Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
Восстановите текст, используя слова для справок.
Слова для справок:
У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как
6. Работа с картой. (Слайд № 18)
Посмотрите на карту Королевства Морфологии.
Какие страны самые маленькие?
Маленькието они маленькие, а попробуйте без них обойтись!
7. Это интересно! (Слайд № 19)
А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7,
роль частиц тоже велика.
А теперь попробуйте полученные знания внедрить в практику.(Слайд № 20)
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием?
(доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то,
что требует решения? (задача)
7. Тест:
1) В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом;
Б) союзом; В) наречием.
2) В предложении: Как не любить мне эту землю? НЕ – это:
А) предлог;
Б) союз;
В) частица.
3) В предложении: Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо
организованным человеком. ЧТОБЫ – это:
А) частица;
Б) местоимение;
В) союз.
4) В предложении: Если был бы я девчонкой... БЫ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
5) В предложении: Я пошёл домой, когда начало смеркаться. КОГДА –
это:
А) частица;
Б) предлог;
В) союз.
8. Проверь себя!
Распределите слова, данные в карточках на 2 группы:
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, мы, от, к,
у, первый, на, под, ребята, играя, открытый, около, с, бы, далеко, дерзать, по,
как, белый, два, а.
IV. Итог урока.
Что вы узнали из урока о служебных частях речи?
Составьте короткий рассказ по теме нашего урока, используя: (Слайд № 21)
Союзы: и, но, потому что, если, тоже.
Предлоги: для, без, от, при.
Частицы: да как, ну вот, ли, даже, не. V.
Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу над этой темой. (Слайд № 22)
Составить сказку (5 – 7 предложений) о роли служебных частей речи в
русском языке.
Тема: «Служебные части речи».
Тема: «Служебные части речи».
Тема: «Служебные части речи».
Тема: «Служебные части речи».
Тема: «Служебные части речи».
Тема: «Служебные части речи».
Тема: «Служебные части речи».
Тема: «Служебные части речи».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.