Проект учебной и совместной деятельности учащегося и учителя.
Тема: Соли.
Цели:
Воспитательная – продолжать развитие у учащегося адекватной самооценки на базе коллективной и индивидуальной учебной деятельности.
Развивающая – продолжить формирование знаний учащихся о классах неорганических соединений – классе солей. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
Образовательная – формировать способность прогнозировать состав нового класса веществ.
Средства: растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, лакмуса; бюретка, лупа, спиртовка, предметное стекло.
Ход учебного занятия.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Перед началом урока учитель дает разъяснения учащимся, как будет оцениваться урок.
Каждому ученику предлагается в конце урока заполнить
На доске написаны формулы веществ: CaO, NaCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2O, CuSO4, HCl, KOH, K2O, HNO3, K3PO4, Fe(OH)3.
20224111242.doc
Проект учебной и совместной деятельности учащегося и учителя.
Тема: Соли.
Цели:
Воспитательная – продолжать развитие у учащегося адекватной самооценки
на базе коллективной и индивидуальной учебной деятельности.
Развивающая – продолжить формирование знаний учащихся о классах
неорганических соединений – классе солей. Учить сравнивать, анализировать,
делать выводы.
Образовательная – формировать способность прогнозировать состав нового
класса веществ.
Средства: растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, лакмуса; бюретка,
лупа, спиртовка, предметное стекло.
Ход учебного занятия.
Ориентировочномотивационный этап.
I.
Перед началом урока учитель дает разъяснения учащимся, как будет
оцениваться урок.
Каждому ученику предлагается в конце урока заполнить
На доске написаны формулы веществ: CaO, NaCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2O, CuSO4,
HCl, KOH, K2O, HNO3, K3PO4, Fe(OH)3.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся Ребята, чем мы занимались на прошлом
уроке?
уроке
прошлом
давали
На
характеристику оксидам и гидроксидам.
Выбирали
и
неметаллические элементы, назначали
соответствующие им оксиды или
гидроксиды.
металлические
Каким способом? Приведите примеры. Me →+O2 MeO →+H2O кислота
HeMe→+O2 HeMeO→H2O основания
На доске записаны формулы веществ,
перепишите и подчеркните красной
пастой кислоты, синей – основания,
черной – оксиды. Кто хочет, может
выписать отдельно оксиды, кислоты и
основания.
Ребята, для того чтобы сэкономить
время, работайте в парах.
Давайте проверим. Кто хочет сказать,
что такое оксиды, и написать их на
доске?
За каждый правильный ответ поставьте
по 1 баллу. Вы должны набрать 3 балла.
Кто хочет сказать, что такое кислоты и
написать их на доске?
За каждый правильный ответ поставьте
по 1 баллу. Вы должны набрать 3 балла.
Оксиды Кислоты Основания
Ca O H2SO4 Ca(OH)2
Na2O HCl KOH
K2O HNO3 Fe(OH)3
Самостоятельная работа учащихся
Оксиды: CаO, Na2O, K2O.
Оксиды – это сложные вещества,
состоящие из атомов двух элементов.
Один из которых – кислород в степени
окисления 2
Кислоты: Н2SO4, HCl, HNO3.
Кислоты – это сложные вещества,
диссоциирующие в водном растворе с
образованием только ионов H+. Кто хочет сказать, что такое основание
и написать их на доске.
Вспомните, какие вещества называются
щелочами?
За каждый правильный ответ поставьте
по 1 баллу. Вы должны набрать 3 балла.
Всего вы должны были заработать за все
задания 9 баллов. Я думаю, что все
справились с этим заданием.
Посмотрите, остались ли еще какие
нибудь вещества. Что это за вещества?
Основания: Ca(OH)2, KOH, Fe(OH)3.
Основания
вещество
диссоциирующие в водном растворе с
образованием гидроксидионов OH.
это
–
Растворенные в воде основания
называются щелочами.
NaCl, CuSO4, K3PO4.
Может это те вещества, которые
должны были бы получиться в
результате взаимодействия оснований и
кислот.
Да, действительно, данные вещества
могут получиться в результате
взаимодействия кислот и оснований.
Чтобы ответить на вопрос, что это за
вещества, отгадайте, что находится в
черном ящике:
Давнымдавно это вещество было на вес
золота.
Без этого вещества нельзя обойтись при
приготовлении пищи.
Его используют при осенних заготовках
овощей и тд.
Это будет нашей новой темой, которую
мы назовем…
Правильно. Запишите данную тему в
тетрадь.
Соль
Соли
IIОперационноисполнительский этап. Внимательно посмотрите, подумайте и
скажите, чем эти вещества отличаются
от других раннее изученных классов.
Эти вещества отличаются тем, что
состоят из атомов металлов и
кислотного остатка.
Наверно вам интересно узнать, как они
получаются?
Думаем, что они получаются при
взаимодействии кислот и оснований.
Верно. Давайте проведем эксперимент.
Не забудьте о правилах техники
безопасности при работе с кислотами и
щелочами.
Осторожно прильем к
раствору кислоты раствор щелочи.
Что наблюдаете?
Действия учащихся.
Никаких изменений нет, значит, реакции
не было.
А какие изменения должны были быть? Изменение цвета, появление запаха или
Потрогайте пробирку.
Какие же продукты образовались?
Как вы думаете, а какова сущность
данной реакции?
Зачем?
Хорошо. Вспомните тогда, какие ионы
вызывают изменение цвета индикаторов.
В нашем случае – лакмуса.
Ребята, если вы все помните об этом,
поставьте себе 1 балл.
Итак, давайте приступим к выполнению
предложенного вами эксперимента. К
раствору щёлочи NaOH прилейте
несколько капель раствора лакмуса.
Затем из бюретки налейте небольшими
порциями – хлороводородную кислоту
осадка, выделение энергии.
Пробирка нагрелась, значит всетаки
реакция была.
Может быть Na, Cl2, H2, O2. Может быть,
Н2О и еще какиенибудь вещества.
Давайте попробуем прилить лакмус в
щелочь и потом добавим кислоту
Чтобы пронаблюдать изменяется ли
цвет. По изменению цвета, мы сможем
узнать, какие вещества образовались
При диссоциации любой кислоты в
растворе образуются катионы (Н+),
которые окрашивают лакмус в красный
цвет. При диссоциации любой щелочи
образуются гидроксидионы(ОН). Они
окрашивают лакмус в синий цвет.
Раствор приобретает синюю окраску.
Окраска лакмуса стала фиолетовой.
Значит,
стала
нейтральной.
раствора
среда HCl.
Что заметили?
Тогда может быть, осталась кислота?
Может быть. А как?
Изобразите в виде схемы.
Что же ещё образуется кроме H2O?
Почему вы так думаете?
Молодцы! Все,
кто думает так,
поставьте себе по 1 баллу. Ребята,
будет ли между молекулами воды и
ионами существовать связь?
Да, ионы натрия и хлора находятся в
воде. Молекулы воды полярны, поэтому
они будут ориентированы вокруг
каждого из ионов и возникает ион
дипольная связь, которая довольно
прочная.
Правильно! А как же разорвать эту
связь?
Не забудьте о правилах безопасности
при работе со спиртовкой.
Рассмотрите через лупу кристаллы. Что
вы видите?
Это значит, что в растворе нет больше
щелочи.
Нет кислоты тоже нет, так как лакмус в
кислотной среде имел бы красный цвет.
Может тогда ионы Н+ и ОН исчезли?
Образовали воду – нейтральную среду.
Na+ + OH + H+ + CI = H2O + ?
До реакции были ионы Na+ и CI, значит
они перешли в раствор, потому что
состояние атомов натрия и хлора
устойчивее. Поэтому они останутся
после реакции неизменными.
Атом натрия легко отдает свой электрон
и образует катион натрия Na+, а атом
хлора принимает электрон, образуя ион
CI. Поэтому я могу написать так:
Na+ + OH + H+ + CI = H2O + Na+ + CI
Предположение детей. Ктото может
сказать, что молекулы воды как бы
обволакивают
ионы и могут
образовывать неизвестную нам связь.
Ктото может сказать, что образуется
NaCl.
Теперь понятно, почему мы не увидели,
какое вещество образуется в пробирке. А
увидеть это можно только тогда, когда
от ионов оторвутся молекулы воды.
Может быть раствор нагреть, тогда связи
разорвутся и вода улетит.
Выпаривание.
Мы видим кристаллы, похожие на
поваренную соль. Вы получили кристалл поваренной соли.
Так к чему же ведет реакция между
растворами кислоты и щелочи?
Значит, данную реакцию мы можем
назвать реакцией …
Какие реакции называются реакциями
солеобразования?
Напишите в тетрадь определение.
Повернитесь друг к другу и скажите,
какие реакции называются реакциями
солеобразования. Поставьте себе по 1
баллу, если правильно повторили, что
такое реакции солеобразования и
записали в тетрадь верное определение.
Любое вещество имеет название, как
назовем это вещество?
Название солей складывается из
названий анионов кислотного остатка (в
им. падеже) и названия катионов
металлов (в род. падеже).
Теперь давайте попробуем дать
название полученной соли.
Подумайте и дайте определение новому
классу соединений. Запишите в тетрадь,
работайте в парах.
Оцените себя на 1 балл
Итак, в начале урока мы с вами
рассмотрели вещества и разделили их на
классы, среди которых были иные
вещества. Еще раз перечислим их и
назовем.
Теперь вы знаете, какие это вещества, и
какому классу они относятся.
Реакция ведет к образованию соли и
воды.
Солеобразования.
Реакции идущие с образованием соли.
Реакции между кислотами и щелочами.
Предположение детей: соль, натрий,
хлор.
NaCI – хлорид натрия
Соль – это сложное вещество, в твердом
состоянии построенное из катионов
металлов и анионов кислотного остатка,
в водном растворе диссоциирующееся
на эти ионы.
NaCl – хлорид натрия
CuSO4, сульфат меди
K3PO4. ортофосфат калия
III Рефлексивнооценочный этап «Соли». Мы узнали о новом классе –
классе солей.
Узнали как они
получаются. Как они называются.
Будем учиться составлять формулы
солей и называть их. Узнаем о новых
солях.
Какая тема была сегодня на уроке?
Если вы все поняли, расскажите мне, а
потом друг другу что такое соли, как их
можно получить. Работайте в парах и
оцените друг друга.
Подсчитайте
количество баллов,
которое вы
получили за урок и поставьте себе
оценку.
Если вы получили:
1312 баллов 5. Молодцы!
119 баллов – 4. Хорошо!
86 баллов – 3. Неплохо!
Сегодня мы с вами узнали, каким
способом можно получить новый класс
веществ. А как вы думаете, чем мы
будем заниматься с вами на следующем
уроке?
Правильно!
Запишем домашнее задание: §60,
подготовить сообщение о поваренной
соли.
Спасибо за сотрудничество!
Тема: Соли. 8 класс
Тема: Соли. 8 класс
Тема: Соли. 8 класс
Тема: Соли. 8 класс
Тема: Соли. 8 класс
Тема: Соли. 8 класс
Тема: Соли. 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.