Тема: Соли. 8 класс
Оценка 5

Тема: Соли. 8 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
30.03.2018
Тема: Соли. 8 класс
Проект учебной и совместной деятельности учащегося и учителя. Тема: Соли. Цели: Воспитательная – продолжать развитие у учащегося адекватной самооценки на базе коллективной и индивидуальной учебной деятельности. Развивающая – продолжить формирование знаний учащихся о классах неорганических соединений – классе солей. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы. Образовательная – формировать способность прогнозировать состав нового класса веществ. Средства: растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, лакмуса; бюретка, лупа, спиртовка, предметное стекло. Ход учебного занятия. I. Ориентировочно-мотивационный этап. Перед началом урока учитель дает разъяснения учащимся, как будет оцениваться урок. Каждому ученику предлагается в конце урока заполнить На доске написаны формулы веществ: CaO, NaCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2O, CuSO4, HCl, KOH, K2O, HNO3, K3PO4, Fe(OH)3.
20224111242.doc
Проект учебной и совместной деятельности учащегося и учителя. Тема: Соли. Цели: Воспитательная – продолжать развитие у учащегося адекватной самооценки на базе коллективной и индивидуальной учебной деятельности. Развивающая   –   продолжить   формирование   знаний   учащихся   о   классах неорганических соединений – классе солей. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы. Образовательная – формировать способность прогнозировать состав нового класса веществ.  Средства: растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, лакмуса; бюретка, лупа, спиртовка, предметное стекло.   Ход учебного занятия. Ориентировочно­мотивационный этап.  I. Перед   началом   урока   учитель   дает   разъяснения   учащимся,   как   будет оцениваться урок.  Каждому ученику предлагается в конце урока заполнить На доске написаны формулы веществ: CaO, NaCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2O, CuSO4, HCl, KOH, K2O, HNO3, K3PO4, Fe(OH)3. Деятельность учителя Деятельность учащихся Ребята, чем мы занимались на прошлом уроке?   уроке   прошлом   давали На характеристику оксидам и гидроксидам. Выбирали и неметаллические   элементы,   назначали соответствующие   им   оксиды   или гидроксиды. металлические     Каким способом? Приведите примеры. Me →+O2    MeO →+H2O кислота HeMe→+O2 HeMeO→H2O основания  На   доске   записаны   формулы   веществ, перепишите   и   подчеркните   красной пастой   кислоты,   синей   –   основания, черной   –   оксиды.   Кто   хочет,   может выписать   отдельно   оксиды,   кислоты   и основания. Ребята,   для   того   чтобы   сэкономить время, работайте в парах. Давайте   проверим.   Кто   хочет   сказать, что   такое   оксиды,   и   написать   их   на доске? За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу. Вы должны набрать 3 балла. Кто хочет сказать, что такое кислоты и написать их на доске? За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу.  Вы должны набрать 3 балла. Оксиды  Кислоты  Основания  Ca O        H2SO4         Ca(OH)2 Na2O       HCl            KOH    K2O         HNO3           Fe(OH)3 Самостоятельная работа учащихся Оксиды: CаO, Na2O, K2O.  Оксиды   –   это   сложные   вещества, состоящие   из   атомов   двух   элементов. Один из которых – кислород в степени окисления ­2  Кислоты: Н2SO4, HCl, HNO3. Кислоты   –   это   сложные   вещества, диссоциирующие   в   водном   растворе   с образованием только ионов H+. Кто хочет сказать, что такое основание и написать их на доске. Вспомните, какие вещества  называются щелочами? За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу.  Вы должны набрать 3 балла.  Всего вы должны были заработать за все задания   9   баллов.   Я   думаю,   что   все справились с этим заданием. Посмотрите,   остались   ли   еще   какие­ нибудь вещества. Что это за вещества? Основания: Ca(OH)2, KOH, Fe(OH)3. Основания вещество диссоциирующие   в   водном   растворе   с образованием гидроксид­ионов OH­.  это     –   Растворенные   в   воде   основания называются щелочами. NaCl, CuSO4, K3PO4. Может   это   те   вещества,   которые должны   были   бы   получиться   в результате взаимодействия оснований и кислот.  Да,   действительно,   данные   вещества могут   получиться   в   результате взаимодействия   кислот   и   оснований. Чтобы   ответить   на   вопрос,   что   это   за вещества,   отгадайте,   что   находится   в черном ящике:  Давным­давно это вещество было на вес золота.   Без этого вещества нельзя обойтись при приготовлении пищи. Его используют при осенних заготовках овощей и тд.  Это будет нашей новой темой, которую мы назовем… Правильно.   Запишите   данную   тему   в тетрадь. Соль  Соли IIОперационно­исполнительский этап. Внимательно   посмотрите,  подумайте   и скажите, чем эти вещества отличаются от других раннее изученных классов. Эти   вещества   отличаются   тем,   что состоят   из   атомов   металлов   и кислотного остатка. Наверно вам интересно узнать, как они получаются? Думаем,   что   они   получаются   при взаимодействии кислот и оснований. Верно. Давайте проведем эксперимент. Не   забудьте   о   правилах   техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.   Осторожно   прильем   к раствору кислоты раствор щелочи. Что наблюдаете?  Действия учащихся.  Никаких изменений нет, значит, реакции не было. А какие изменения должны были быть? Изменение  цвета, появление   запаха   или Потрогайте пробирку. Какие же продукты образовались? Как   вы   думаете,   а   какова   сущность данной реакции? Зачем? Хорошо. Вспомните тогда, какие ионы вызывают изменение цвета индикаторов. В нашем случае – лакмуса.  Ребята,  если  вы  все  помните  об  этом, поставьте себе 1 балл. Итак, давайте приступим к выполнению предложенного   вами   эксперимента.   К раствору   щёлочи  NaOH  прилейте несколько   капель   раствора   лакмуса. Затем из бюретки налейте небольшими порциями  –   хлороводородную   кислоту осадка, выделение энергии. Пробирка   нагрелась,   значит   все­таки реакция была. Может быть Na, Cl2, H2, O2. Может быть, Н2О и еще какие­нибудь вещества. Давайте   попробуем   прилить   лакмус   в щелочь и потом добавим кислоту Чтобы   пронаблюдать   изменяется   ли цвет.   По   изменению   цвета,   мы   сможем узнать, какие вещества образовались При   диссоциации   любой   кислоты   в растворе   образуются   катионы   (Н+), которые окрашивают  лакмус в красный цвет.   При   диссоциации   любой   щелочи образуются   гидроксид­ионы(ОН­).   Они окрашивают лакмус в синий цвет. Раствор приобретает синюю окраску. Окраска   лакмуса   стала   фиолетовой. Значит, стала нейтральной.   раствора     среда HCl.  Что заметили? Тогда может быть, осталась кислота? Может быть. А как? Изобразите в виде схемы. Что же ещё образуется кроме H2O? Почему вы так думаете? Молодцы!   Все,   кто   думает   так, поставьте   себе   по   1   баллу.   Ребята, будет   ли   между   молекулами   воды   и ионами существовать связь? Да,   ионы   натрия   и   хлора   находятся   в воде. Молекулы воды полярны, поэтому они   будут   ориентированы   вокруг каждого   из   ионов   и   возникает   ион­ дипольная   связь,   которая   довольно прочная. Правильно!   А   как   же   разорвать   эту связь? Не   забудьте   о   правилах   безопасности при работе со спиртовкой. Рассмотрите через лупу кристаллы. Что вы видите?   Это значит, что в растворе нет больше щелочи.  Нет кислоты тоже нет, так как лакмус в кислотной среде имел бы красный цвет. Может тогда ионы Н+ и ОН­ исчезли? Образовали воду – нейтральную среду. Na+ + OH­ + H+ + CI­ = H2O + ? До реакции были ионы  Na+   и  CI­, значит они   перешли   в   раствор,   потому   что состояние   атомов   натрия   и   хлора устойчивее.   Поэтому   они   останутся после реакции неизменными.  Атом натрия легко отдает свой электрон и   образует   катион   натрия  Na+,   а   атом хлора принимает электрон, образуя ион CI­.  Поэтому я могу написать так: Na+ + OH­ + H+ + CI­ = H2O + Na+ + CI­ Предположение   детей.   Кто­то   может сказать,   что   молекулы   воды   как   бы обволакивают   ионы   и   могут образовывать   неизвестную   нам   связь. Кто­то   может   сказать,   что   образуется NaCl. Теперь понятно, почему мы не увидели, какое вещество образуется в пробирке. А увидеть это можно только тогда, когда от ионов оторвутся молекулы воды. Может быть раствор нагреть, тогда связи разорвутся и вода улетит. Выпаривание. Мы   видим   кристаллы,   похожие   на поваренную соль. Вы получили кристалл поваренной соли. Так   к   чему   же   ведет   реакция   между растворами кислоты и щелочи? Значит,   данную   реакцию   мы   можем назвать реакцией … Какие   реакции   называются   реакциями солеобразования?  Напишите   в   тетрадь   определение. Повернитесь   друг   к   другу   и   скажите, какие   реакции   называются   реакциями солеобразования.   Поставьте   себе   по   1 баллу,   если   правильно   повторили,   что такое   реакции   солеобразования   и записали в тетрадь верное определение. Любое   вещество   имеет   название,   как назовем это вещество? Название   солей   складывается   из названий анионов кислотного остатка (в им.   падеже)   и   названия   катионов металлов (в род. падеже).  Теперь   давайте   попробуем   дать название полученной соли. Подумайте и дайте определение новому классу соединений. Запишите в тетрадь, работайте в парах. Оцените себя на 1 балл Итак,   в   начале   урока   мы   с   вами рассмотрели вещества и разделили их на классы,   среди   которых   были   иные вещества.   Еще   раз   перечислим   их   и назовем. Теперь вы знаете, какие это вещества, и какому классу они относятся. Реакция   ведет   к   образованию   соли   и воды. Солеобразования. Реакции   идущие   с   образованием   соли. Реакции между кислотами и щелочами. Предположение   детей:   соль,   натрий, хлор. NaCI – хлорид натрия Соль – это сложное вещество, в твердом состоянии   построенное   из   катионов металлов и анионов кислотного остатка, в   водном   растворе   диссоциирующееся на эти ионы. NaCl – хлорид натрия CuSO4,­ сульфат меди K3PO4.­ ортофосфат калия III Рефлексивно­оценочный этап «Соли».   Мы   узнали   о   новом   классе   – классе   солей.   Узнали   как   они получаются. Как они называются. Будем   учиться   составлять   формулы солей   и   называть   их.   Узнаем   о     новых солях. Какая тема была сегодня на уроке? Если вы все поняли, расскажите мне, а потом друг другу что такое соли, как их можно   получить.   Работайте   в   парах   и оцените   друг   друга.   Подсчитайте количество   баллов,   которое   вы получили   за   урок   и   поставьте   себе оценку.  Если вы получили: 13­12 баллов ­5. Молодцы!  11­9 баллов – 4. Хорошо! 8­6 баллов – 3. Неплохо! Сегодня   мы   с   вами   узнали,   каким способом можно получить новый класс веществ.   А   как   вы   думаете,   чем   мы будем заниматься с вами на следующем уроке? Правильно! Запишем   домашнее   задание:   §60, подготовить   сообщение   о   поваренной соли. Спасибо за сотрудничество!

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс

Тема: Соли. 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018