Цель:
Учебная: Научить, как использовать тип данных String для представления слов и текста.
Visual Basic 6.0.
Воспитательная: Воспитать стремление к аккуратности, ответственности при работе с техникой.
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, творческого подхода к решению задачи.
Обеспечение занятия:
1). ПК – ЭВМ – 12 шт.
2). Раздаточный материал
Литература:
Н.Г. Волченков «Программирование на Visual Basic 6.0 »
С.Н Лукин «Самоучитель работы на Visual Basic 6.0»
Вид занятия: комбинированное – 1ч.
План занятия:
1. Организационный момент – 2
2. Опрос по домашнему заданию – 10
3. Изложение новой темы – 15
4. Практическая работа – 15
5. Д/з – 3
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент – 2
(Приветствие, проверка посещаемости, объявление целей и задач урока)
2. Опрос по домашнему заданию
Урок №6.
Тема: Строковые переменные. Решение задач со строковыми переменными.
Цель:
Учебная: Научить, как использовать тип данных String для представления слов и текста.
Visual Basic 6.0.
Воспитательная: Воспитать стремление к аккуратности, ответственности при работе с
техникой.
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти,
творческого подхода к решению задачи.
Обеспечение занятия:
Литература:
1). ПК – ЭВМ
2). Раздаточный материал
–
12 шт.
Н.Г. Волченков «Программирование на Visual Basic 6.0 »
С.Н Лукин «Самоучитель работы на Visual Basic 6.0»
Вид занятия:
комбинированное
–
1ч.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Опрос по домашнему заданию
3. Изложение новой темы
4. Практическая работа
5. Д/з
Х О Д У Р О К А .
–
–
–
15
–
2
10
15
3
–
2
–
–
1. Организационный момент
(Приветствие, проверка посещаемости, объявление целей и задач урока)
2. Опрос по домашнему заданию
1. Как Вы думаете, чем отличается смысл знака равенства в математике от смысла этого
знака в языке Бейсик?
2. Допустим, переменная Х объявлена как переменная типа Integer, а программный код
содержит запись: Х=Х+34000. Как Вы думаете, не ошибочна ли эта запись?
3. Как Вы думаете, почему объявление типа переменной может сэкономить память
компьютера?
4. перечислите, пожалуйста, в каких пределах могут меняться значения типов переменных:
10
Byte:…..
Integer….
Long:…..
Single…..
Double….
3.Изложение новой темы
–
15На этом занятии вы узнаете, как использовать тип данных String для представления
слов и текста. Как использовать переменные для хранения данных в программе мы с вами
рассмотрели , и разобрали, что каждая переменная должна быть соответствующего типа в
зависимости от данных, которые в ней будут храниться. На этом занятии будет рассказано
более подробно о типе данных String , который используется для хранения текста.
Что такое тип данных String?
String (строка) представляет собой любой набор символов текста, таких как буквы, цифры,
специальные знаки и пробелы. Строки могут быть легко читаемыми пользователем фразами
или предложениями, такими как "Программирование – это наиболее важный раздел курса
«Информатика», изучение которого в настоящее время тесно связывают с работой на
персональном компьютере", или совершенно нечитаемыми сочетаниями, такими как
"UIYIHJKH 35223@@34".
Переменные String создаются также, как и другие переменные: путем первого объявления
переменной и присвоения ей значения, как показано ниже.
im Str As String = "This is a string"
При назначении фактического текста (также называемого строка литералов) переменной
типа String текст должен быть заключен в кавычки (""). Можно также использовать символ
= при присвоении одной переменной типа String другой переменной типа String, как
показано в этом примере.
Dim Str As String = "This is a string"
Dim Str1 As String = ""
Str1 = Str
Предыдущий код присваивает переменной Str1 такое же значение, как у переменной Str
(This is a string).
Можно использовать знак амперсанда (&) для последовательного объединения двух или
более строк в новую строку, как показано ниже. Эта процедура также называется
объединение.
Dim Str As String = "using string"
Dim Str1 As String = "variables"
Dim Str2 As String = ""
Str = Str1 & bStr2
Практическое задание №1
Объединение строк
В процедуре обработки события Form1.Load объявите четыре строковых переменных и
присвойте им строковые значения, как показано ниже:
Dim a As String = "Concatenating"
Dim b As String = "Without"
Dim c As String = "With"
Dim d As String = "Spaces"
Добавьте следующий код для соединения строк и отображения результатов:
Displays "ConcatenatingWithoutSpaces".
MsgBox(a & b & d)' Displays "Concatenating With Spaces".
MsgBox(a & " " & c & " " & d)
Нажмите клавишу F5 для запуска приложения.
Строковые переменные очень важны. Значительная часть информации, с которой работает
компьютер, текстовая (то есть строковая).
Создайте двухкнопочный проект с такой программой:
Dim a As Integer
Dim b As String
_____________________________
Private Sub Command1_Click()
a = 45
Debug.Print a
End Sub
_____________________________
Private Sub Command2_Click()
b = "Привет всем!"
Debug.Print b
End Sub
Сравним две процедуры.
Объявление Dim a As Integer говорит о том, что переменная a обязана иметь
числовое значение, и поэтому в первой процедуре оператор a=45 записывает в ячейку a
число 45.
Объявление Dim b As String говорит о том, что переменная b обязана иметь строковое
(текстовое) значение, то есть ее значением будет не число, а произвольная цепочка
символов,
Обратите внимание, что в программе текст должен браться в двойные кавычки, а в
памяти он хранится без кавычек и на экран выводится без кавычек.
Информация в ячейке памяти под строковую переменную может в процессе выполнения
программы меняться точно так же, как и в ячейке для числовой переменной. Например,
при выполнении фрагмента
a="Привет!" : Debug.Print a : a="Здравствуйте!" : a="До свидания!" : Debug.Print a
в ячейке a будут по очереди появляться строки
Привет! Здравствуйте! До свидания!
а на экран будут выведены строки:
Привет!Минуточку!До свидания!
Еще пример:
a="Цикл" : Debug.Print a : a=a+a : Debug.Print a+a+a +"Конец цикла"
Поскольку знак + по отношению к строкам есть знак соединения, то a+a будет равняться
"ЦиклЦикл" и это же новое значение a. Поэтому здесь на экран будут выведены строки:
ЦиклЦиклЦиклЦиклЦиклЦиклКонец цикла
Выражения a+a и a+a+a +"Конец цикла" в последнем примере являются ни чем иным, как
строковыми выражениями, по той простой причине, что в них производятся действия,
результатом которых является строка.
Строковую переменную можно задавать не только оператором присваивания, но и
функцией InputBox. При вводе ставить кавычки тоже не надо. Пример:
Dim a As String
Private Sub Command1_Click()a = InputBox("Введите какоенибудь слово")
Debug.Print "Вы ввели слово "; a
End Sub
Обратите внимание на пробел перед второй кавычкой в операторе Debug.Print. Он нужен
для того, чтобы слова при выводе не сливались.
Прежде, чем идти дальше, нужно, конечно, разобраться с хитросплетениями запятых, точек
с запятыми, кавычек и пробелов в операторе Print: Коператором Print
Будем пробовать, вы тоже пробуйте:
Фрагмент программы Результат на экране
Print Печатается пустая строка
Print 10 10
Print 10; 77 10 77
Оператор распечатывает список элементов, разделенных точками с запятой или запятыми.
Если перед элементом стоит точка с запятой, он печатается почти вплотную к
предыдущему, а если запятая, то подальше, выравниваясь по столбцам.
Элемент может быть и строкой:
Print "Дом" Кошка
Print "Дом", "Здание" Дом Здание
Как видите, строку мы обязаны брать в двойные кавычки.
Print "Дом"; "Здание" ДомЗдание
15
–
4.Практическая работа
4.9. Диалог с компьютером
Практическая работа№2: Напишем программу, которая осуществляла бы такой диалог
человека с компьютером:
КОМПЬЮТЕР ВЫВОДИТ НА ЭКРАН: Здравствуй, я компьютер, а тебя как зовут?
ЧЕЛОВЕК ВВОДИТ С КЛАВИАТУРЫ: ….
КОМПЬЮТЕР ВЫВОДИТ НА ЭКРАН: Очень приятно, Коля. Сколько тебе лет?
ЧЕЛОВЕК ВВОДИТ С КЛАВИАТУРЫ: …
КОМПЬЮТЕР ВЫВОДИТ НА ЭКРАН: Ого! ….лет! Ты уже совсем взрослый!
Пусть человек вводит свои реплики при помощи InputBox, а компьютер печатает свои с
помощью Print. Для хранения в памяти имени человека выдумаем переменную imya, а для
возраста vozrast.
Вот программа:
Dim imya As String
Dim vozrast As Integer
Private Sub Command1_Click()
Print "Здравствуй, я компьютер, а тебя как зовут?"
imya = InputBox("Жду ответа")
Print "Очень приятно, "; imya; ". Сколько тебе лет?"
vozrast = InputBox("Жду ответа")
Print "Ого! Целых"; vozrast; "лет! Ты уже совсем взрослый!"
End Sub
4.10. Как выводить информацию в текстовое поле
Практическое задание №3: Напишите программу для следующей задачи: Компьютер
запрашивает названия двух планет, радиусы их орбит (в миллионах километров) и скорости
движения по орбите (в миллионах километров в сутки). После этого он вычисляет
продолжительность года на планетах и выдает результат в таком виде: Продолжительностьгода на планете Земля – 365 суток, а на планете Аэлита – 12 суток. Результат в двух
вариантах: печать на форме оператором Print и вывод в текстовое поле.
Указание для тех, кто не знает физики и геометрии: Год равен времени одного оборота по
орбите, а оно равно длине орбиты, деленной на скорость движения по орбите. Длина
орбиты равна 2*R, где R радиус орбиты.
5. Д/з
–
3
Поработать с конспектом
Примечание: при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые
записи под руководством учителя.