Урок русского языка во 3 классе.
Тема: Суффикс как часть слова.
Цели:
Образовательные: Активизировать знания учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове; развивать умения находить суффиксы в слове, дать определение суффикса, обогащать словарный запас.
Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки,
воспитывать прилежание, активность.
Оборудование: Картинки гномов, карточки индивидуальные, демонстрационные, схемы слов по частям слова, поезд, карта страны Морфемики.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-путешествие с применением игровых и инновационных технологий.
Урок русского языка во 3 классе.
Тема: Суффикс как часть слова.
Цели:
Образовательные: Активизировать знания учащихся о частях
слова, о роли суффикса в слове; развивать умения находить
суффиксы в слове, дать определение суффикса, обогащать
словарный запас.
Развивающие: Развивать мобильность и творческую
самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую
формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти,
активности учащихся на уроке.
Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у
учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства
взаимовыручки,
воспитывать прилежание, активность.
Оборудование: Картинки гномов, карточки индивидуальные,
демонстрационные, схемы слов по частям слова, поезд, карта
страны Морфемики.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урокпутешествие с применением игровых и
инновационных технологий.
Ход урока:
I.Организация начала урока. Психологический настрой.
Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
Посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь себе и гостям,
передайте частичку своего хорошего настроения другому.
2. Актуализация знаний. Сегодня мы продолжим с вами
путешествие по стране Морфемики.
А на чём мы отправимся в путешествие? ( на поезде)
Как ещё называют поезд? (состав)
Какое значение имеет это слово?
Железнодорожный состав – это ряд сцепленных вагонов, он из них состоит. А что такое состав слова?.
– Это ряд сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово
Какое возьмём для себя на урок? (состав слова) Запишите число
и тему нашего урока.
Где мы уже побывали? Что узнали?
(На полянке Корнейузнали о корне, переплыли через озеро
Окончаний, прошли по лесу Приставок)
1) Мозговой штурм. (интерактивная технология)
Внимание! блиц – опрос “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.
- Что изучает Морфемика? (части слова)
- Без чего не может существовать слово? ( без корня)
Что такое корень? (общая часть родственных слов)
Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)
Часть слова без окончания это… ( основа)
Окончание изменяет….( форму слова)
Для чего служит окончание? ( для связи слов в предложении)
Часть слова перед корнем? ( приставка)
для чего служит приставка? ( для образования новых слов)
2) «Аквариум» (интерактивная технология)
Найди лишнее слово. Докажите.
Вода
Водитель
Водичка
Подводник
поём
пошёл
поел
порог
3. Подготовительная работа: введения в тему.
Сегодня нас снова ждёт увлекательное путешествие по стране
Морфемике. На пути у нас возникли горы, да не простые, а
волшебные. И название у них удивительное: СУФФИКСЫ.
А о чём бы вы хотели узнать, путешествуя по этим горам?
(Что такое суффиксы? Какие бывают суффиксы? Где стоят
суффиксы? Для чего служат суффиксы)
(открывается запись на доске с этими вопросами) Вот и будем сегодня мы с вами искать ответы на эти вопросы. А
помогать нам в горах будут… А впрочем отгадайте сами:
В ветхом домике без печки
Жил веселый старичок,
Кипятил он чай на свечке,
Заварив травы пучок,
Жарил ягоды на солнце,
Одуванчики солил,
И, под вечер, у оконца
Комаров чайком поил.
На сосне искал иголку,
Чтоб латать себе штаны,
Вместо зеркала на полку
Ставил краешек Луны.
Ночью звездные дорожки
Бородою подметал,
То, что падало, в лукошко
Осторожно собирал.
Ну, а утром звезды эти
Сеял дома, под окном,
Чтобы знали все на свете,
Где живет веселый …ГНОМ.
А скажите, пожалуйста, как будут называть маленького
гнома? (гномик)
давайте запишем эти два слова и попробуем разобрать их
по составу.
Какая часть слова осталась не выделенная? (ик)
Где стоит эта часть слова? (после корня)
Часть слова, которая стоит после корня, называется, ребята,
суффиксом. – это первая тайна суффиксов.
Справка. Слово «суффикс» образовано от латинского
«суффиксус», что значит «подставленный». Его подставляют к
слову после корня, чтобы получить новые слова и придать им
новое значение. ( на доске опора) А как Суффикс обозначается? Может быть вы сами
догадаетесь? Что носят на голове гномы? (шапки) А какой формы
они? А где живут? (в горах) А какую форму имеют горы?
Правильно: треугольную. Вот и суффиксы выделяются маленькой
шапочкой гномиковтреугольником.
4. Изучение нового материала
На доске вы видите чудодерево. На него мы будем записывать
все суффиксы, которые нам сегодня встретятся на уроке.
Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать
суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое
лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова.
1) Гномики это маленькие человечки, которые очень любят
задавать разные задания.
Вот один из них принёс шляпу – ик и слова: нос, дом, хвост,
стол, кот. Кому я дам шляпу, тот становится волшебником и
превращает слова в названия маленьких предметов.
Давайте запишем эти слова. С помощью какой части слова они
образовались? Выделите суффикс – к. Какое значение он придаёт
словам? (уменьшительное)
Вторая тайна открыта суффиксы служат для образования новых
слов.
2) Гномы очень заботливые родители. И вот второе их задание.
Попробуйте найти детёнышей этих животных:
Медведь
Лиса
Тигр
Слон
Заяц
Запишите образованные слова. Выделите суффиксы
Какое значение несут в себе суффиксы онок, ёнок?
(с их помощью можно образовать названия детёнышей)
Третья тайна суффиксы несут новое значение словам.
5. Физминутка.
Делая упражнения, попробуйте найти слова с суффиксами.Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
6. Упражнения в образовании новых слов с помощью
суффиксов.
1) Гномы очень добрые существа. Они предлагают вам ещё одно
задание.
«Жилбыл суффикс чик. Он был ласковый и добрый, что все
слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же
добрых и ласковых, как и сам суффикс.
Задание: Превратите слова с помощью суффикса – чик в добрые
и ласковые.
Трамвай, стакан, карман, лимон.
Запишите новые слова. Какое правило встретилось при
написании?
Ответьте на вопрос:
Какое значение вносит суффикс –чик в слово?(Суффикс –чик
имеет уменьшительное значение)
2) Работа в парах
Ребята, вы любите, когда вас называют ласковыми именами?
Образуйте ласковые имена своих соседей по парте. При помощи
каких суффиксов вам удалось это сделать? ( ечк, очк, еньк,
оньк они получили название уменьшительно – ласкательных)
7. Закрепление изученного материала.
1). Каждый гном мечтает вырасти и стать большим, как великаны.
Помогите человечкам превратить слова в большие предметы.
Рука, нога, глаз, дом
С помощью какого суффикса вам это удалось? (ищ)2) И последнее задание гномов.
Расселите слова в домики ышк, ушк, очк
Папа, мама, дочь, солнце, перо, зерно, дед, баба, изба,
Теперь,я надеюсь, вы будете знать, как обращаться к своим
близким и родным,чтобы показать,как вы их любите.
8. Итог урока.
А теперь давайте подведем итог нашего урока.
Над какой темой мы сегодня работали?
Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? (да)
Что же такое суффикс?
Что ещё вы о нём узнали?
За Корнем Суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком..
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку
Игра «Микрофон» (интерактивная технология) (если останется
время)
Кто больше вспомнит суффиксов, с которыми встретились на
уроке?
9. Домашнее задание:
С. 112, упр. 257 ( «Справочник по русскому языку» О.В.Узорова,
Е.А.Нефедова)
10. Рефлексия
Сюрприз!
Гномики приготовили ещё вам по сердечку, чтобы вы помнили о
встрече с ними.
Возьмите то сердечко, которое покажет внаши успехи:
красное сердечко – вам многое удалось, и вы смогли справиться с
трудностями; розовое сердечко – вы испытывали затруднения, но смогли найти
правильное решение;
фиолетовое сердечко – вы расстроены, у вас не всё получилось
Но я желаю всем успехов!
Бышук В.В., учитель высшей категории
Рыбачьевской ОШ 12 ступеней
декабрь 2011г.ЧУ