Тема: «Улыбнись улыбкою своей»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: – Знакомим детей с улыбкой как этикетным средством, с её значением. (В рекомендации предлагается один из вариантов уроков.) Существует мнение, что русские редко улыбаются. Это не совсем так. Русские обладают чувством юмора, и они улыбаются, когда смотрят хорошие комедии, читают весёлые рассказы, слушают смешные частушки и песни, сочиняют и рассказывают анекдоты. И более всего – когда встречаются с по-настоящему хорошими людьми. И всё-таки, может быть, русские выглядят на первый взгляд серьёзнее, чем представители других национальностей. В России часто не улыбаются люди тех профессий, которые работают в сфере обслуживания населения, для которых улыбка должна входить в их профессиональный имидж: продавцы, медицинские работники, стюардессы и т.д. Вместе с тем у русских улыбка – одно из важных этикетных средств, которое сопровождает выражение извинения, благодарности, а также употребляется при встрече, расставании и т.д. Говоря об улыбке, важно разграничивать улыбку, ухмылку и усмешку. В этих словах можно заметить некоторую общность в их значении, но названные слова различаются весьма существенными оттенками. Если улыбка может быть доброй или злой, то ухмылка и усмешка выражают негативное отношение к человеку, его поступкам, поведению. Общая задача этого раздела – показать значение улыбки в жизни человека, в его речевом поведении, вызвать стремление стать более улыбчивым и сделать более улыбчивыми тех, кто тебя окружает.
Иконка файла материала 1 (19).doc
Урок 3. Тема: «Улыбнись улыбкою своей» Риторика  ОБЩЕНИЕ Цель: – Знакомим детей с улыбкой как этикетным средством, с её значением. (В рекомендации предлагается один из вариантов  уроков.) Существует   мнение,   что   русские   редко   улыбаются.   Это   не   совсем   так.   Русские   обладают   чувством   юмора,   и   они улыбаются, когда смотрят хорошие комедии, читают весёлые рассказы, слушают смешные частушки и песни, сочиняют и рассказывают анекдоты. И более всего – когда встречаются с по­настоящему хорошими людьми. И всё­таки, может быть, русские выглядят на первый взгляд серьёзнее, чем представители других национальностей. В России часто не улыбаются люди тех профессий, которые работают в сфере обслуживания населения, для которых улыбка должна входить в их профессиональный имидж: продавцы, медицинские работники, стюардессы и т.д. Вместе с тем у русских улыбка – одно из важных этикетных средств, которое сопровождает выражение извинения, благодарности, а также употребляется при встрече, расставании и т.д. Говоря об улыбке, важно разграничивать улыбку, ухмылку и усмешку. В   этих   словах   можно   заметить   некоторую   общность   в   их   значении,   но   названные   слова   различаются   весьма существенными оттенками. Если улыбка может быть доброй или злой, то ухмылка и усмешка выражают негативное отношение к человеку, его поступкам, поведению. Общая задача этого раздела – показать значение улыбки в жизни человека, в его речевом поведении, вызвать стремление стать более улыбчивым и сделать более улыбчивыми тех, кто тебя окружает. © ООО «Баласс», 2014Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3  3  3 Беседа.  – Дорогие   ребята!   Мне   очень   хочется   увидеть   ваши   улыбки. Улыбнёмся,   я   –   вам,   а   вы   –   мне!   Как   приятно   видеть   ваши улыбающиеся лица! Кто помнит какую­нибудь песню про улыбку? Слушаем. Учитель предлагает послушать песни про улыбку. – Может быть, кто­нибудь догадался, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? –   Ты,   Петя,   прав.   Мы   будем   говорить   об   улыбке   и,   конечно, используем слова, называющие наш раздел. – Сегодня на уроке мы убедимся в том, какое значение имеет улыбка в нашей жизни, и назовём наш урок «Улыбайся чаще!». © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию  в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.ΙI. Открытие  новых знаний. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. Работа в учебнике.  3 4 6 2 3 Диалог Риторика, Коли и Оли. (См. по учебнику с. 18.) Первый вариант.  Дети читают текст тихо (про себя) и затем отвечают на вопрос: «Как вы понимаете слова песни "Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся..."?» («Поделись улыбкою своей ...» – это значит, надо улыбаться людям всегда, когда это возможно, отдавать им свою улыбку,   а   они   улыбнутся   другим   людям.   Об   этом   очень   хорошо говорит   Оля:   «Я,   например,   стараюсь   улыбаться   почаще,   когда встречаю знакомых и малознакомых людей, когда здороваюсь с ними, когда извиняюсь и говорю "спасибо" и даже когда спорю».) Задание 19.  Особое впечатление на детей может произвести вторая часть текста, в   которой   кратко   изложены   взгляды   Льва   Толстого   на   красоту. Первая   часть   текста   (первый   абзац)   представляется   нам   не   менее интересной,   так   как   в   ней   необыкновенно   глубоко,   просто   и убедительно выражена любовь мальчика к матери. Дети   обычно   соглашаются   с   мнением   Л.Н.   Толстого,   что   улыбка действительно   создаёт   красоту   человека.   Вот   ещё   один   пример, подтверждающий взгляды писателя: «Да, меня совсем иначе воспитывали», – сказала красивая графиня Вера, улыбаясь. Но   улыбка   не   украсила   лица   Веры,   как   это   обыкновенно   бывает; напротив,   лицо   её   стало   неестественно   и   оттого   неприятно». Толстой   Л.Н.   Война   и   мир.   Т.   1.   –   М.,   1983.   –   С.   59–60.   (Б­ка © ООО «Баласс», 2014классики). «Я очень хорошо помню, как раз за обедом – мне было тогда лет шесть – говорили о моей наружности, как maman старалась найти что­нибудь хорошее в моём лице, говорила, что у меня умные глаза, приятная улыбка, и, наконец, уступая доводам отца и очевидности, принуждена была сознаться, что я дурён...»  Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – М.: Дет. лит., 1989. – С. 59. (Школьная б­ка). Задание 18.  Л.Н. Толстой известен как выдающийся писатель­психолог, умеющий тонко передать состояние души героев. Посмотрим, ребята, как Лев Толстой, описывая улыбку, характеризует настроение и состояние героев. 1. «Радостно­насмешливая улыбка» Наташи Ростовой говорит о её настроении. 2.   «...губы   морщились   странной   улыбкой».   В   этом   предложении давно забытую радость отражают не только губы, но и глаза Наташи Ростовой: «...давно   потухший   блеск   зажигался   в   глазах   Наташи».   Это предложение говорит о затаившейся грусти в душе Наташи. 3. «...застенчиво улыбнулась Наташа Ростова» – улыбка может быть и такой. 4.   «Весёлая   улыбка»   «на   широком   лице   Пьера»   с   «раскрытым беззубым ртом» говорит об открытости, доброте этого персонажа. Резервный материал. © ООО «Баласс», 2014Герой   романа   Л.Н.   Толстого   «Война   и   мир»,   отличающийся непредсказуемостью   поступков,   Долохов,   охарактеризован   с помощью описания улыбки так: «Он не носил усов, <...> и рот его, самая выразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась   на   крепкую   нижнюю   острым   клином,   и   в   углах образовывалось   постоянно   что­то   вроде   двух   улыбок,  по   одной   с каждой стороны; и всё вместе, и особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». (См. «Война и мир», с. 49.) Обобщение. В сущности, Толстой описывает у Долохова только рот, губы, улыбку, взгляд. Задание 22.  В этих словах повторяется корень «смех». Однокоренные слова: посмеяться пересмеиваться высмеивать посмеиваться смешить смешной смешливый рассмешить пересмешник усмешка © ООО «Баласс», 2014насмешка смешинка посмешище Задание 23.  Учитель   подчёркивает,   что   в   общении   с   родными,   друзьями   и близкими всегда нужно быть особенно терпеливыми, приветливыми. В рассказе Б. Леонидовой «Два зеркала» показано значение улыбки в общении с людьми. Учитель может сам выразительно прочитать этот рассказ и обратить внимание детей на момент прихода Любы домой. Можно   сравнить   слова   бабушки   с   Любиными   при   встрече.   Дети подбирают   свои   названия   рассказа.   (Например:   «Что   случилось   с Любой?», «Два человека или один?», «Люба в школе и дома. Где же она настоящая?», «Две Любы» и т.д.) Улыбка «играет» на лице Любы, когда она смотрит на себя в витрине магазина, и ей представляется, что она симпатичная. Люба входит домой раздражённой, с недовольным видом, нахмуренным лицом, это уже не та милая девочка. Любиному лицу не хватает улыбки – того, что делает его весёлым, открытым и привлекательным. Задание 25.  Почтовым ящиком может быть просто большой конверт, купленный или сделанный учителем, учащимся. Если есть возможность, ящик прикрепляется к стене. Он может использоваться постоянно, а может – в связи с определённой темой, например, с рассуждением, речевым поведением взрослых и детей, газетной информацией и т.д. Резерв. Учитель помогает детям разыграть небольшую сценку.  © ООО «Баласс», 2014III. Развитие  умений.  Применение  знаний. Кто­то   из   них   сыграет   роль   Любы,   другой   –   бабушки,   мамы   или младшей   сестры.   После   разыгрывания   сценки   дети   естественно переходят   к   обсуждению   последнего   вопроса   рассказа.   Учитель предлагает детям подумать над этим вопросом дома, а также над заданием 24. 1  3  2 1. Работа в учебнике.  Задание 26.  Дети произносят одну и ту же фразу без улыбки, затем с улыбкой или   наоборот.   Данный   в   учебнике   материал   позволяет потренироваться не только в окончании начатых предложений, но и в произнесении   их   с   различной   интонацией:   извинительной, благодарственной, просительной, похвальной и т.д. Например, они заканчивают фразу: «Извини, Маша, что я опоздала. Меня   задержала   больная   бабушка».   Эта   фраза   произносится извинительным тоном с виноватой улыбкой. Резервный материал. У   дворян   улыбка   говорила   о   многом,   что   отразилось   в художественной   литературе   у   писателей,   принадлежавших   к высшему   свету.   Например,   герои   Льва   Толстого   не   забывают   об улыбке   при   встрече,   расставании,   когда   выражают   благодарность, обращаются с просьбой и т.д. Послушайте эти описания. а) «Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную, не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошёл к нему и взял его за руку.   Князь   Андрей,   не   оглядываясь,   сморщил   лицо   в   гримасу, Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и © ООО «Баласс», 2014целенаправленной  познавательной деятельности. выражавшую   досаду   на   того,  кто   трогает   его   за   руку,  но,  увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно­доброй и приятной улыбкой». (Толстой Л.Н. «Война и мир», с. 30.) б)   «Когда   мы   пошли   садиться,  в   передней   приступила   прощаться докучная дворня <...>» «Я бросился прежде всех в коляску и уселся на заднем месте. За поднятым верхом я ничего не мог видеть, но какой­то инстинкт говорил   мне,   что   maman   ещё   здесь...   В   это   время   maman   <...> подошла   с   противоположной   стороны   коляски   и   позвала   меня   по имени. Услыхав её голос сзади себя, я повернулся к ней так быстро, что   мы   стукнулись   головами;   она   грустно   улыбнулась   и   крепко, крепко поцеловала меня в последний раз». (Толстой Л.Н. «Детство», с. 47.) в)   «Карл   Иваныч   "в   самых   отборных   выражениях"   поздравил бабушку, переложил коробочку из правой руки в левую, вручил её имениннице и отошёл на несколько шагов... Бабушка, казалось, была в восхищении от коробочки, оклеенной золотыми каёмками, и самой ласковой   улыбкой   выразила   свою   благодарность».   (Толстой   Л.Н. «Детство», с. 55.) г) «– Послушайте, князь, – сказала она (Анна Павловна), – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о   дружбе   моего   отца   к   вам.   Но   теперь,   я   Богом   заклинаю   вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я   просила   Голицына,   он   отказал.   Будьте   тем   добрым,   каким   вы © ООО «Баласс», 2014бывали раньше, – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в её глазах были слезы». Приведённый   резервный   материал   можно   использовать   для подготовки   высказываний   учащихся   на   тему:   «Как   улыбаются разные люди в различных ситуациях» (см. задание 21). Задание 27.  В   рассказе   А.   Гайдара   «Голубая   чашка»   Светланка   и   её   папа обиделись на маму (Марусю) за несправедливые обвинения (ведь они не   разбивали   голубой   чашки)   и   ушли   гулять   далеко­далеко. Вернулись на дачу только вечером. Маруся «стояла и улыбалась». Героиня   Гайдара   употребила   улыбку   как   несловесное   средство общения вместо слов упрёка или извинения. Конфликт   был   снят.   Конечно,   вместо   улыбки   Маруся   могла   бы произнести какие­то слова. Какие, как вы думаете? – Где вы были, я так волновалась... – Куда же вы пропали? Я ждала вас целый день, а вас всё не было! – Но лучше, что Маруся ничего не сказала, а только улыбнулась. Задание 28.  Эти   пословицы   можно   использовать   как   в   устном,   так   и   в письменном   поздравлении.   Они   призывают   людей   жить   весело   и радостно.  Эти   пословицы,  в  которых   говорится   о   радости,  нужно произносить весёлым тоном, отчётливо, громко. Близкие   по   смыслу   слова:   «радость   –   веселье»   («веселится   – радуется»). 2. Беседа. © ООО «Баласс», 2014Задания 29, 30.  – Вы, конечно, в жизни видели, слышали, наблюдали что­то смешное. Кто расскажет об этом? – Молодец, Серёжа! Ты действительно нас развеселил. А вот когда Витя   рассказывал,   мне   не   было   смешно,   мне   было   жалко   этого мальчика,   который   упал   и   ушиб   ногу.   Так   что   смешные   случаи бывают разные. Есть такие случаи, которые вызывают у нас усмешку или ухмылку. Прочитайте в задании 29, чем отличаются усмешка, ухмылка от улыбки. Как вы определили, к какому рисунку относится улыбка, а к какому – усмешка или ухмылка? Задание 32.  В отрывке из рассказа В. Драгунского с юмором рассказывается о действительно   смешном   случае.   Хотя   все   смеялись   над   Мишкой, который надел шляпку, похожую на космонавтский шлем, рассказчик симпатизирует Мишке. Слово «улыбаться» употребляется трижды, и это оправдано, потому что все герои рассказа  не усмехаются или ухмыляются, а по­доброму улыбаются, глядя на Мишку. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2014ΙV. Итог урока. – Какое же значение имеет улыбка в нашей жизни?   V. Домашнее  задание. Задание 31, 32. © ООО «Баласс», 2014