Древнерусская культура- план урока, в котором отражена работа по организации УДД четко, в соответствии с предлагаемыми этапами.
Цель: определить факторы, способствующие развитию самобытности русской культуры, познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, развития художественного ремесла, литературы, изобразительного искусства и зодчества Древней Руси, особенности развития культуры Руси X - XII вв.
Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО (активных методов обучения), ИКТ.Древнерусская культура- план урока, в котором отражена работа по организации УДД четко, в соответствии с предлагаемыми этапами.
Древнерусская культура.docx
План урока
Тема урока: Древнерусская культура
Эпиграф: Культура – это образование
умственное и нравственное.
В.И. Даль.
Цель: определить факторы, способствующие развитию
самобытности русской культуры, познакомить учащихся с
уровнем развития письменной культуры Древней Руси,
охарактеризовать уровень грамотности и образованности
населения, развития художественного ремесла, литературы,
изобразительного искусства и зодчества Древней Руси,
особенности развития культуры Руси X - XII вв.
Задачи:
Образовательные: 1. Сформировать представление об
основных направлениях развития культуры Древнерусского
государства: устное народное творчество и литература,
изобразительное искусство, зодчество. 2. Обеспечить
усвоение учащимися новых понятий: летопись, миниатюра,
икона, фреска, мозаика
Развивающие: развитие информационной компетентности,
навыков сравнительного анализа, формирования УУД -
умения самостоятельно делать выводы, работать в группе
Воспитательные: Формирование основ гражданской,
этнонациональной, культурной самоидентификации
личности обучающегося, осмысление им опыта российской
истории как части мировой истории.
Изучаемые понятия: патриотизм, миниатюра, житие,
былины, фреска, мозаика, зернь, скань, культура.
Христианская. Жития. Храм
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: урок с применением технологии развития
критического мышления, АМО (активных методов обучения),
ИКТ.
Приемы: кластер – “смысловая гроздь” (информация,
сосредоточенная вокруг главного слова) Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая,
фронтальная.
Важнейшие даты: 1113 – «Повесть временных лет» монаха
летописца Нестора, 989 – строительство Десятинной церкви,
1056-1057 “Остромирово Евангелие”.
Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Илларион,
диакон Григорий.
Оборудование и УМК: УМК по отечественной истории
Изд.» Дрофа» История России с древнейших времен до 16
века» Андреев И.Л, Федоров И.Н. презентация “Культура
Древней Руси”, раздаточный материал. Компьютер.
Презентация.
Планируемые результаты урока
Личностные: Учащиеся получат возможность осознать
культурное многообразие своей страны, осмыслить опыт
предшествующих поколений.
Предметные. Учащиеся должны знать: В каких
направлениях развивалась культура Древней Руси. Какое
влияние она оказала на последующее развитие русского
государства. Учащиеся должны уметь: определять
особенности культуры Древнерусского Руси, раскрывать
смысл терминов миниатюра, мозаика, фреска, зодчество).
Применять полученные знания на практике (при выполнении
заданий)
Метапредметные (регулятивные, познавательные,
коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД: Составление плана, схем и
последовательность действий;
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что
подлежит усвоению.
Познавательные УУД: умение сравнивать, приводить
примеры; выведение следствий из определения понятия.
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли;
умение слушать одноклассников. Совершенствование
навыков работы в группах.
Ход урока I.Организационный момент: приветствие учителем
учеников; фиксирование отсутствующих.
Тетрадь; Ручка; Учебник; Дневник.
II.Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной
деятельности
Слово учителя: начать урок мне хотелось бы с эпиграфа:
«Культура-это образование умственное и
нравственное». О чем говорит это выражение? Ответы
учеников.
Учитель предлагает: По текстам отрывков ответить на
вопрос: какие события, стороны жизни освещены?
1. .. А между тем глашатаи звали народ явиться на реку
Почайну (приток Днепра). Я видел, как толпы людей
спускались к реке. Весь берег был заполнен народом.
Владимир вместе с Анной стоял на разостланном, на лужайке
ковре. Священники в сияющих облачениях у самой воды
читали положенные молитвы. Русы садились на землю,
снимали обувь и входили в воду. Многие это делали с явно
недовольным видом… (крещение Руси)
2.… Он любил книжное чтение и часто говорил своим
сыновьям: “Книжные словеса суть реки, напояющие
вселенную”. В тихой, княжеской ложнице, у одной из стен
стоял раскрытый ларь, наполненный книгами в переплетах
из кожи, из алого и синего сукна. При всей своей
бережливости князь тратил на покупку и переписку
славянских и греческих книг огромные деньги…Ярослав же,
как мы уже сказали, любил книги и, много их, написав,
положил в церкви святой Софии, которую создал
сам"… (Ярослав Мудрый - переписывание книг и
основание первой на Руси библиотеки).
3.…В староболгарской книге говорится о том, как Кирилл со
своим спутником приехал в окрестности на реке
Брегальнице, где жили славяне. Здесь он не только
проповедовал, но и начал создавать “буквы на славянском
языке”. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого
алфавита, другие придумал сам…Кирилл и Мефодий
(Славянская Азбука). 4. «Вместе с верой на Руси распространялось и школьное
образование. При церквах священники учили желающих
прихожан грамоте» (открытие школ при храмах).
5. В лето 1037 года заложил Ярослав город великий, церковь
святой Софии митрополию, а затем церковь на Золотых
воротах – Святой Богородицы благовещенья, и стала при нем
вера христианская плодиться и расширяться (строительство
Храмов).
Учитель записывает ответы учеников на доске
(кластер):
культура
Переписыва
ние книг и
создание
первой
библиотеки
Открытие
школы в
Новгороде
1030г
крещение
Руси
Строительство
храмов
Приказ
Ярослава
Мудрого
строить
школы
Кирилл и
Мефодий
(славянская
азбука)
(славянская
азбука)
Учитель. Скажите, имена, каких князей упоминаются в
отрывках?
Ученики называют их имена: Владимир Святой, Ярослав
Мудрый. Учитель. Что их объединяет (общая цель, деятельность…)?
Какой вывод можно сделать из данных ответов?
Учащиеся делают вывод, что князей объединяет не
только укрепление обороны страны, борьба с
иноземными врагами, укрепление единства
государства, но и развитие культуры, просвещение
Руси.
(Учитель записывает ключевое слово кластера – КУЛЬТУРА).
Учитель. Сейчас, используя наш кластер, сформулируйте
тему урока. Учащиеся высказывают свои предложения и
вместе с учителем записывают: Объявление темы урока:
«Культура Древней Руси»
III.Изучение нового материала
1. Накопление научных знаний
- Что такое культура? Как вы понимаете значение этого
слова? (Культура – совокупность созданных обществом
материальных и нематериальных ценностей).
- Что вы понимаете под словами материальная и
нематериальная культура? ---Почему важно изучать культуру
народа? Культуру каких эпох вы изучали ранее? Что вы
знаете по истории культуры Древней Руси? Какие вопросы
нужно изучить, чтобы наиболее полно описать культуру и
жизнь людей той или иной эпохи?
Учащиеся Устанавливают межпредметные и межкурсовые
связи (литература изобразительное искусство и др.). Ученики
сами или с помощью учителя ставят цели и задачи урока.
Учитель предлагает в течение урока составлять таблицу:
«Культура Руси», в который записывать решения задачи
-особенности развития Древнерусской культуры.
Записывают в тетради определение.
Культура – это совокупность достижений человечества в
производственном, общественном и умственном отношении.
Культура бывает двух видов: материальная и духовная.
Учитель: Жители Древней Руси не только торговали и воева-
ли, но и строили величественные храмы, украшали их стены
искусными росписями, слагали поэмы, сказки, песни, т. е.
создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян:
древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и
камню, искусство кузнецов. Огромное влияние на русскую
культуру оказывала и Византия, особенно после принятия
христианства. Из Византии приглашались мастера для
строительства храмов, написания икон, привозились
богословские книги. Но древнерусские мастера не стали
слепо подражать своим византийским учителям, они
создавали свои творения и стремились отразить в них думы и
чаяния русского народа.
В каких же основных направлениях развивалась
культура Древней Руси? Какое влияние она оказала на
последующее развитие государства? Сегодня на уроке
нам предстоит ответить на эти вопросы. Каким образом
мы достигнем поставленной цели?
2.Первичное усвоение новых знаний (Координация
учащихся на планирование работы в классе)
Учитель объявляет, что на уроке будут работать 3 команды:
Весь класс разбит на творческие группы, которые будут
изучать одно из направлений культурного наследия
Древнерусского государства. Ваша задача заполнить
карточки – задания, которые у вас также в виде таблице и
одновременно подготовить краткий творческий отчет об
исследовании.
В вашей научной работе вам будут помогать учебник,
иллюстрации, книги, – все это источник знаний. Желаю вам
больших открытий.
На всю работу вам дается 10 мин., и 1 мин. на выступление
для каждой группы.
1 команда «Летописцы» стр. учебника 81-83
2 команда «Иконописцы» стр. 83-84
3 команда «Древнерусские зодчие» стр.84-85
Учитель Раздает приготовленные вопросы для каждой
команды, объявляет, что каждая группа по параграфу
учебника должна рассказать, чем она занимается. Учащиеся
делятся на команды, выбирают капитана, выполняют
задание, составляют план выступления перед классом 3.Этап самостоятельной работы с самопроверкой
Работа в группах. Учащиеся делятся на команды, выбирают
капитана, выполняют задание, составляют план выступления
перед классом. назначают ребят, которые по очереди
выступают перед классом, излагая основное содержание
деятельности своей группы, объясняет смысл новых
встретившихся им понятий. Учитель сопровождает
выступление учащихся иллюстрационным материалом
презентацией, задает наводящие вопросы, в случае
затруднения ответа на них учащимися
(учитель обобщает выводы детей, по каждому направлению
показывая материал наглядно)10 мин.
4.Особенности культуры XII-XIII веков: Работа с текстом,
схемой.
На основе рассказа учителя определите ведущие идеи
древнерусской литературы. Выделяются главные идеи
художественных произведений. Определяются особенности
древнерусского храма, в том числе с помощью схемы.
Приводятся примеры шедевров древнерусской культуры,
понимание их значимости. Делается вывод. Древнерусское
государство отличалось высоким для своего времени
уровнем развития культуры. Формируются самобытные
культурные традиции. Древнерусская культура стала
неотъемлемой частью мировой культуры.
Особенности Русской культуры
Основу древнерусской
культуры составляло
наследие восточных славян
Большое влияние на русскую
культуру оказала Византия,
особенно после принятия
христианства
Древнерусская культура
впитала в себя культурные
достижения, проживавших в
составе Руси и окружающих
ее народов.
Создавая свои творения,
древнерусские мастера не
стали подражать своим
византийским учителям. В
свои творениях они
стремились отобразить свои
чаяния, думы своего народа
Главным мотивом древнерусского искусства был
патриотизм, призыв к объединению народных сил против
внешних врагов IV.Рефлексия.
Рефлексия в виде устных ответов по решению проблемы
урока.
Выполнение теста приемом самопроверки. Учитель обращает
внимание на поставленные в начале урока вопросы.
Спрашивает, получили ли учащиеся ответ на них, с какими
новыми терминами познакомились. Найдите в тексте
учебника выделенные слова и объясните их значение
(проверьте друг у друга правильность понятий)
Выводит на слайде понятия по пройденному материалу.
Предлагается применить прием самопроверки в парах.
1.Назовите ключевые слова нашей темы.
2.Какие страны и народы, по вашему мнению, больше всего
могли влиять на культуру Руси IХ—ХII вв.? (Древнерусская
культура впитала в себя не только наследие восточных
славян, но и проживавших в составе Руси и
окружающих ее народов)
3.Что являлось главным мотивом древнерусского искусства,
учитывая постоянные набеги внешних врагов? (ответы детей)
– Патриотизм
Ребята отвечают на вопросы; капитан команды называет
наиболее активных участников своей группы, сообщает о
проблемах во время самостоятельной работы, если таковые
были.
Учащиеся ставят друг другу оценки, указывая на ошибки
VI.Информация о домашнем задании,
инструктаж о его выполнении. Дифференцированное
домашнее задание. ученикам предлагается
дифференцированное задание:
Опираясь на источник, ответить на вопросы: О каком из
храмов идет речь в «Слове о законе и благодати»?
Какую важную информацию содержит этот
историческое произведение?
Задание составить тематический кроссворд (Культура
Древней Руси)
Выставление оценок. Домашнее задание: § 11-12, слова,
даты. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Памятка и Анализ памятника архитектуры
1. Как называется и где находится памятник зодчества.
2. К какому периоду относится его создание
3. Назначение сооружения. Повод к его созданию.
4. План сооружения
5. Описание архитектурных деталей, указание стиля
памятника.
6. Особенности сооружения.
7. Какое впечатление он производит (ваше отношение к
нему).
Характеристика и анализ произведения
изобразительного искусства
1. Ознакомьтесь с произведением искусства:
определите автора, время (исторический период, век) и
место его создания.
2. Проанализируйте его содержание: — сюжет
произведения, кто и что изображается: передний план,
центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т.
п.; — основная идея произведения; — степень
достоверности изображённого (если в этом есть
необходимость).
3. Опишите ваши чувства, отношение к данному
произведению
Тема урока: Древнерусская культура.
Тема урока: Древнерусская культура.
Тема урока: Древнерусская культура.
Тема урока: Древнерусская культура.
Тема урока: Древнерусская культура.
Тема урока: Древнерусская культура.
Тема урока: Древнерусская культура.
Тема урока: Древнерусская культура.
Тема урока: Древнерусская культура.
Тема урока: Древнерусская культура.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.