Тема урока: «Этимология слов»
(урок русского языка 6 класс)
Цели использования кейса в ходе урока:
• формирование навыков совместной деятельности в группе и позитивной мотивации к обучению
• стимулирование индивидуальной активности обучающихся, самостоятельности мышления, способности анализировать информацию
• формирование умения применять сведения из этимологии при объяснении лингвистических явлений
Тема урока: «Этимология слов»
(урок русского языка 6 класс)
Цели использования кейса в ходе урока:
формирование навыков совместной деятельности в группе и позитивной
мотивации к обучению
стимулирование индивидуальной активности обучающихся, самостоятельности
мышления, способности анализировать информацию
формирование умения применять сведения из этимологии при объяснении
лингвистических явлений
КЕЙС «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ»
На летние каникулы к бабушке в Липецк приехал внукдесятиклассник Игорь,
который уже много лет жил с родителями в Москве. Юноша всерьёз увлекался
краеведением, любил путешествовать, знакомиться с новыми местами. Он вёл специальный
дневник под названием «Этимологические раскопки», в который записывал интересные
слова и названия, встретившиеся ему во время путешествий.
Этим летом он решил поездить по Липецкой области,
посмотреть
достопримечательности и продолжить работу над дневником «Этимологические
раскопки». Сначала нужно было составить маршрут, и с этой целью Игорь купил большую
карту Липецкой области. Он долго рассматривал карту, обращал внимания на необычные
наименования и заметил, что многие названия сёл Липецкой области связаны с
растительным миром. Одно из таких названий – село Верхнее Чесночное Воловского
района – вызвало у Игоря улыбку.
Там, наверное, все жители выращивают на своих огородах один сплошной чеснок!
– поделился он с бабушкой.
А вот и нет! Твоя гипотеза неверна, дорогой ты мой этимолог. Огородное растение
чеснок никакого отношения к названию этого села не имеет. Постарайся выяснить, откуда
такое название!Вопросы для обсуждения кейса в группах:
Каким термином обозначаются географические объекты (в данном случае
сёла), получившие свои имена от названий растительного мира?
Этот термин зашифрован в головоломке: нужно взять из строки только русские
буквы, исключив латинские.
Wфiлqоzроsтvоfпzоrнwиdмgыl
(флоротопонимы)
Воспользовавшись Этимологическим словарём, Толковым словарём живого
великорусского языка В.И.Даля, произведите «этимологические раскопки» и объясните
Игорю происхождение названия села Верхнее Чесночное.
(Ручей, давший имя селу, получил название от понятия «забивать чеснок»: для
охраны южных окраин Руси в 17 веке на дне мелких речек забивался «чеснок»
заострённые сверху колья. Это было препятствием на пути татарской конницы).
Найдите на карте Липецкой области флоротопонимы и выпишите несколько
самых, на ваш взгляд, интересных.
Докажите, что одного звукового сходства слов недостаточно для понимания
происхождения (этимологии) некоторых названий: предложите
свою историю
происхождения одного из флоротопонимов Липецкой области, затем сравните свою версию
с объяснением в этимологическом словаре.