Тема урока: «Этимология слов» (урок русского языка 6 класс

  • Памятки
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Разработки курсов
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 09.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Этимология слов» (урок русского языка 6 класс) Цели использования кейса в ходе урока: • формирование навыков совместной деятельности в группе и позитивной мотивации к обучению • стимулирование индивидуальной активности обучающихся, самостоятельности мышления, способности анализировать информацию • формирование умения применять сведения из этимологии при объяснении лингвистических явлений
Иконка файла материала Кейс Этимологические раскопки в рамках урока русского языка Этимология слов.docx
Тема урока: «Этимология слов»      (урок русского языка   6 класс) Цели использования кейса в ходе урока:  формирование   навыков   совместной   деятельности   в   группе   и   позитивной мотивации к обучению  стимулирование индивидуальной активности обучающихся, самостоятельности мышления, способности анализировать информацию  формирование   умения   применять   сведения   из   этимологии   при   объяснении лингвистических явлений КЕЙС «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ  РАСКОПКИ»   На   летние   каникулы   к   бабушке   в   Липецк   приехал   внук­десятиклассник   Игорь, который   уже   много   лет   жил   с   родителями   в   Москве.   Юноша   всерьёз   увлекался краеведением, любил путешествовать, знакомиться с новыми местами. Он вёл специальный дневник   под   названием  «Этимологические   раскопки»,  в   который   записывал   интересные слова и названия, встретившиеся ему во время путешествий.  Этим   летом   он   решил   поездить   по   Липецкой   области,   посмотреть достопримечательности   и   продолжить   работу   над   дневником   «Этимологические раскопки». Сначала нужно было составить маршрут, и с этой целью Игорь купил большую карту Липецкой области. Он долго рассматривал карту, обращал внимания на необычные наименования   и   заметил,   что   многие   названия   сёл   Липецкой   области   связаны   с растительным   миром.   Одно   из   таких   названий   –   село   Верхнее   Чесночное   Воловского района – вызвало у Игоря улыбку.  ­ Там, наверное, все жители выращивают на своих огородах один сплошной чеснок! – поделился он с бабушкой. ­ А вот и нет! Твоя гипотеза неверна, дорогой ты мой этимолог. Огородное растение чеснок никакого отношения к названию этого села не имеет. Постарайся выяснить, откуда такое название!Вопросы для обсуждения кейса в группах:  Каким   термином   обозначаются   географические   объекты   (в   данном   случае сёла), получившие свои имена от названий растительного мира?  Этот термин зашифрован  в головоломке: нужно взять из строки только русские буквы, исключив латинские. Wфiлqоzроsтvоfпzоrнwиdмgыl  (флоротопонимы)  Воспользовавшись   Этимологическим   словарём,   Толковым   словарём   живого великорусского   языка   В.И.Даля,  произведите  «этимологические   раскопки»  и   объясните Игорю происхождение названия села Верхнее Чесночное. (Ручей, давший имя селу, получил название от понятия «забивать чеснок»: для охраны   южных   окраин   Руси   в   17   веке   на   дне   мелких   речек   забивался   «чеснок»   ­ заострённые сверху колья. Это было препятствием на пути татарской конницы).  Найдите на карте Липецкой области флоротопонимы и выпишите несколько самых, на ваш взгляд, интересных.  Докажите, что одного звукового сходства слов недостаточно для понимания происхождения   (этимологии)   некоторых   названий:   предложите  свою   историю происхождения одного из флоротопонимов Липецкой области, затем сравните свою версию с объяснением в этимологическом словаре.