Тема урока: «Фразеологизмы в пословицах и поговорках»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 04.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Фразеологизмы в пословицах и поговорках» Тип урока: Закрепление знаний Вид урока: с применением ИКТ Цель и задачи урока: Образовательная: Учить опознавать фразеологизмы, понимать их смысл, уместно употреблять в речи. формировать понятие “устойчивые сочетания слов (ПК6) Воспитательная: Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение. воспитание сотрудничества, взаимопомощи, умения работать в группах и парах, согласуя свои действия и мнения. (К3) Развивающая: Развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, активизация познавательной деятельности; развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде. (К1) Оборудование урока: ИКТ, учебник, рабочая тетрадь, слайды, индивидуальные карточки, мультимедийная презентация, иллюстрации
Иконка файла материала Тема Фразеологизмы Русский язык.docx
Тема урока: «Фразеологизмы в пословицах и поговорках»  Тип урока: Закрепление знаний Вид урока: с применением ИКТ Цель и задачи урока: Образовательная: Учить опознавать фразеологизмы, понимать их смысл, уместно  употреблять в речи. формировать понятие “устойчивые сочетания слов (ПК6) Воспитательная: Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию  через самообучение. воспитание сотрудничества, взаимопомощи, умения работать в  группах и парах, согласуя свои действия и мнения. (К3) Развивающая: Развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического  мышления, активизация познавательной деятельности; развитие навыков самостоятельной  поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в  команде. (К1) Оборудование урока: ИКТ, учебник, рабочая тетрадь, слайды, индивидуальные карточки,  мультимедийная презентация, иллюстрации Х о д    у р о к а 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. ­Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны! Вы уже поприветствовали гостей?  Улыбнулись добрыми улыбками?   Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмём у солнышка заряд бодрости,  энергии, радостного оптимистичного настроения! Садитесь! – Ребята, сегодня мы проведем очень интересное занятие.  Начинаем наш занятие. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив  рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново  принимайтесь за дело.  Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать?  Зарубите себе на носу – запоминать Работать засучив рукава – усердно работать Не падайте духом – не унывать в случае неудачи Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно ­ Открыли свои  тетрадочки. Записали число, классная работа. 2. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала.  Стр. 168 упр. 389. Жить чужим умом ­ не быть самостоятельным в своих решениях. поступках Саша решает свои проблемы сама, не хочет жить чужим умом. важная птица ­ человек, обладающий властью Наш начальник ­ важная птица в городе. пальчики оближешь ­ вкусно Мама приготовила вареники такие. что просто пальчики оближешь. в двух словах ­ кратко Учитель рассказал нам о строении гала в двух словах.встать не стой ноги ­ быть не в духе  Синквейн на тему Фразеологизмы. Фразеологизмы Красочные, народные Обогащают, украшают, оживляют Фразеологизмы­жемчужина русской речи Образность Фразеологизм Мудрый, поучительный Выражает, украшает, дополняет Речь яркая и эмоциональная Устойчивое выражение Фразеологизмы Яркие, жизненные, точные Украшают, дополняют, уточняют Смысл спрятан между строк Образ– Послушайте меня и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на занятии? Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять Прямо так употреблять. ­Речь идёт о фразеологизмах.  ­Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи? ­ Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову,  либо целому предложению.  Фразеологизм произошло от слова «фразеология» (от греческого «фразис» ­ выражение + «логос» ­ наука, учение, слово) – раздел науки, который изучает устойчивые обороты. ­Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по  своему значению, называется – фразеология.  Словарно­орфографическая работа. Конкурс «Фразеологический зверинец» Вывешивается таблица с изображением зверей: вороны, собаки ,курей, лошади, свиньи ,  медведя, волка, зайца.  Словарно­орфографическая работа.                                                                                           Закончи фразеологизм подходящим словом ( названием животных или птиц):                          Голоден как …(волк) труслив как  …( заяц), хитёр как… (лиса), работает как … ( лошадь), изворотлив как ….(змея),   упрям как  …( осёл), нем как …(рыба), болтлив  как …(сорока), как мокрая …(курица), здоров как…(бык).  ­ Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь. Что объединяет эти слова? ­  Названия  животных.   Блиц­опрос. ­Основная единица языка­ это… звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения. ­Словосочетания и предложения состоят из ……слов ­Прямое значение слово – это …. это его основное лексическое значение. Это значение,  которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности.  ­Переносное значение слова – это  …. это его вторичное значение, которое возникло на  основе прямого.   Мозговой штурм. Задание . “На загадку дай отгадку” ­Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом: Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в  свои дела. (Нос) Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего­то не понимают. Не бельё, а  развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда  кто­нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер) Его проглатывают, упорно не желая о чём­то говорить. Он хорошо подвешен у человека,  который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя  высказаться. (Язык)Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода) 3. Работа над новым материалом. Сценка из школьной жизни. — ________________, ты опять нарушаешь дисциплину! — Елена Александровна, я больше не буду. —  Я вчера делала тебе замечание, а с тебя как с гуся вода.   — _______________, в слове подъезд нужно писать Ъ или Ь. —  Я не запомнила. — Ты сегодня совсем не слушаешь объяснение. Сидишь и ловишь мух.   — _______________, ты обещала, что исправишь «тройку» по математике. — А меня не вызывали. — По­ моему, ты водишь меня за нос.  — Какие устойчивые сочетания слов вы услышали? — Объясните значение  фразеологизмов, использованных в сценках. Происхождение выражения «как с гуся вода». Считается, что выражение «как с гуся  вода» происходит от старинного заговора, который использовался для лечения разных  болезней. Сельские знахари, заговаривали воду, бросая в нее уголек, а после обливали  больного человека со словами «как с гуся вода, так с него худоба». Часто и родители,  купая своих чад, повторяли это присловье, чтобы ни одна напасть к ребенку не сунулась.  С течением времени  фразеологизм «как с гуся вода» используется в отношении человека,  которому все сходит с рук быстро и без последствий, какие бы поступки он не совершал.  Происхождение выражения «Водить за нос». Исследователи уверены, что этот  фразеологизм "водить за нос" возник в Средней Азии. Многие путешественники, которые оказывались в Азии, бывали поражены, видя как  ребенок ловко управляется с верблюдом. Многие предполагали, что это какое то  колдовство. На самом деле, ни волшебство, ни умение маленьких азиатских детей тут  совсем ни при чем. Все дело в том, что хитрые азиаты придумали, как управляться с этими  сильными животными. Они прокалывали им нос и вставляли металлическое кольцо, за  которое привязывалась веревка.  Разве может верблюд не подчиниться в этом случае? Эта же практика распространялась на своенравных быков, кольцо в носу весьма быстро  охлаждало их буйный нрав и легко подчиняло этих животных воле человека. В средневековой Руси применялась точно такая же уловка, однако кольцо продевали в нос  медведю. Этим как правило занимались цыгане, которые кочевали из города в город и  показывали этого опасного хищника за небольшое вознаграждение. Что бы контролироватьживотное и обезопасить зрителей цыгане крепко сжимали веревку, которая была привязана  к железному кольцу в носу медведя. Разнообразные трюки и фокусы весьма веселили  многочисленных посетителей ярмарки, которые совсем не задумывались о страданиях  бедного животного. Так и появилось выражение "водить за нос", которая обозначает  необязательность, обман и ложь. Работа по учебнику. Упр. 390. Подберите и запишите к данным фразеологизмам слова­синонимы. Надуть губы ­ обидеться завязать дружбу ­подружиться  подвести итог ­ подытожить  идти ко дну ­тонуть  клёвать носом ­ дремать  одержать победу ­ победить  портить нервы ­ злословить  кривить душой ­ лицемерить  поднять на смех ­ осмеять  буква в букву – точно Упр. 391. Запишите устойчивые словосочетания  имеющие в своём составе: 1) название какого либо животного или птицы. Белая ворона­Изгой, также не похожий на  других людей. Биться как рыба об лед­Настойчивые, но напрасные усилия (безрезультатная деятельность). Вертеться как белка в колесе­Иметь много хлопот. Взять быка за рога­Сразу приступить к делу/разговору и т. п.. Волк в овечьей шкуре­О лицемере, прячущем под  маской добродетеля свои злые намерения. Гол как сокол­Беден. 2) части лица человека (набрать в рот воды) Бросаться в глаза­ Сразу же привлекать  внимание, Повесить нос, Язык без костей, Пустить пыль в глаза 3) части человеческого тела (смотреть сквозь пальцы) Вцепиться в глотку­Крепко ухватиться. Выбить почву из­под ног­Лишить опоры. Гора с  плеч­О быстром разрешении крупной проблемы. Из первых рук­От очевидца, участника.  Золотые руки. Как снег на голову,  4. Закрепление. Самостоятельная работа. Игра «Будь внимателен» ­  Молодцы! Вы хорошо разбираетесь во фразеологизмах? Сейчас проверим. Хлопните в ладоши, если услышите фразеологизм. Рубить дрова, рубить сплеча, варить кашу, расхлебывать кашу, наклонить голову, ломать  голову ­ Какие из услышанных фразеологизмов вы запомнили и можете объяснить? (рубить сплеча — говорить, поступать резко, прямо, не стесняясь и не считаясь ни с кем;  расхлебывать кашу — справляться со сложным и непростым делом; ломать голову — напряженно, усиленно думать)Задание. Соотнесите фразеологизм со значением.  Спустя рукава Втирать очки Намылить шею Обводить вокруг пальца Кричать во всю ивановскую Переливать из пустого в порожнее  «Фразеологизмы в рисунках»  Подберите к рисункам подходящие фразеологизмы. Обманывать кого­либо для своей выгоды Делать что­либо небрежно, кое­как Хитро обманывать Задать взбучку, побить кого­либо. Заниматься бесполезным делом. Кричать очень громко 5. Подведение итогов урока. Оценивание. ­ Что такое фразеологизмы? ­ Для чего их используют в речи? Фразеологические обороты украшают речь, делают её  выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает  человек свои мысли. ­ А будете ли вы использовать в своей речи такие фразеологизмы: – Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в  грязь лицом и не сел в галошу. Давайте попробуем оценить каждый свою работу. Если считаете, что вы на уроке хорошо  работали, внимательно слушали и узнали много нового и интересного, то поднимите руки  вверх – вы собой довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.  6. Домашнее задание. Стр. 169 упр.393. Допиши пословицы , поговорки. 1.месяц светит да не греет.... 2.сначала подумай, а потом говори.... 3.кто тонет , тот и за соломинку хватается.... 4.скучен день до вечера , если делать нечего.... 5.за всё браться ничего не сделаешь........ 6.мало хотеть , надо делать....

Посмотрите также