Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: составление схем родословных» 10класс
Оценка 4.8

Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: составление схем родословных» 10класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
27.01.2019
Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая  работа: составление схем родословных» 10класс
На уроке узнают о истории своей семьи. В прошлом любой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история, по-другому, родословная. Родословная - слово о роде. Род - все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки - это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название "генеалогическая таблица", или "генеалогическое древо". Генеалогия - наука о родословной человека.
генег родос.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Грушевского Александровского района Ставропольского края Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая  работа: составление схем родословных» 10класс Горгосова Любовь Николаевна­ учитель биологии Цель: дополнить знания о генеалогическом методе изучения генетики человека .  Задачи: 1.Знакомить детей с такими понятиями, как “родословная”, “поколение”, “предки”.  2.Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные  способности детей.  3.Учить составлять родословное древо.  4.Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные  способности детей.  5.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к членам семьи.  1. Организационный момент.  2. Объяснение нового материала . Изучая в курсе общей биологии генетику, вы узнали, что это наука об изменчивости и  наследственности. Особое значение имеет генетика человека. То, что организмы передают  признаки и свойства своим потомкам, люди на интуитивном уровне знали давно, но понять  закономерности наследования признаков люди долгое время не могли. Первые попытки  объяснения того факта, что дети похожи на родителей, предпринимал великий ученый и  врач Древней Греции – Гиппократ. В последние десятилетия интерес к генетике особенно возрос, в связи с ее огромным практическим значением для человечества. В настоящее время изучен характер  наследования более чем 2000 признаков, нормальных и патологических. Современная  наука при исследовании генетики человека использует генеалогический метод. Он основан  на прослеживании какого­либо нормального или патологического признака в ряду  поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Генеалогический метод позволяет определить типы наследования признаков, их доминантность или  рецессивность, аутосомность или сцепленность наследования с полом, а также  моногенность или полигенность наследуемых признаков.  Именно генеалогическим методом доказано наследование сахарного диабета, шизофрении,  гемофилии. Этот метод используют и для консультирования молодых семей. Генеалогический метод был предложен в конце XIX века Ф. Гальтоном. Система  обозначения родословных – Г. Уостом в 1931 году. Благодаря составлению родословной  удалось определить наследственный характер гемофилии, дальтонизма, короткопалости,  выявить последствия родственных браков, в результате которых 20­30% детей умирает или рождается больными. Русский философ П. А. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи».             Все вы знаете о наследовании гемофилии в самой известной европейской семье,  семье Николая II. Мутация, возможно, произошла в генотипе европейской бабушки  королевы Виктории. Рецессивный ген, связанный с Х­хромосомой и стал причиной  страшной болезни царевича Алексея.            О закономерностях передачи из поколения в поколение рецессивного гена можно  проследить по генеалогическому древу. Именно исследование родословной позволяет  выявить аутосомно­ рецессивный (фенилкетонурия) и аутосомно­ доминантный  (короткопалость)  типы наследования  признаков.  б) Что такое родословная? ­ У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг,  пошли в детский сад, школу.  А что предшествовало вашему появлению на свет и отчего ваша жизнь складывается так, а  не иначе? Это всё из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история, по­другому, родословная. Родословная ­ слово о роде. Род ­ все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки ­ это ваши предки, которые жили задолго  до вас и ваших родителей. На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается  жизнь деда, а в конце века живёт внук. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название  "генеалогическая таблица", или "генеалогическое древо". Генеалогия ­ наука о родословной человека. в) Для чего люди составляют родословные? ­ А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что­то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.(Высказывания детей) В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать  своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. Знание истории семьи также нужно для определения происхождения вещей из семейной  коллекции. Памятка 1. По составлению родословного древа. 1. Родословная отвечает на вопросы: кто? где? когда? В каких родственных отношениях  состоит? 2. Начинаем с себя: полное имя, дата, место рождения, место жительства. 3. Поговорим с родителями и посмотрим, что они хранят (письма, шкатулки, документы). 4. Наткнувшись на незнакомое имя, постарайся узнать, кем этот человек приходился, даты  его жизни и смерти. Опроси маму, папу, дедушку с бабушкой. 5. Далее напиши о родителях и прочих предках, добавляя дату и место женитьбы. 6. Для озеленения древа можешь добавить пару семейных легенд, поучительных историй,  интересных фактов. 7. Ты украсишь своё семейное древо собою! При составлении родословной используют определенные символы: Памятка 2. Правила составления родословных. 1. Родословную   изображают   так,   чтобы   каждое   поколение   находилось   на   своей горизонтали.   Поколения   нумеруются   римскими   цифрами,   а   члены   родословной   – арабскими. 2. Составление   родословной   начинают   с   пробанда.   Расположите   символ   пробанда   (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх. 3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом. 4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака. 5. На  линии  родителей   изобразите  символы   ближайших   родственников  и     их  супругов, соединив их степени родства. 6. На   линии   пробанда   укажите   его   двоюродных   и   т.   д.   братьев   и   сестер,   соединив   их соответствующим образом с линией родителей. 7. Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек. 8. Если   у   пробанда   есть   дети   или   племенники,   расположите   их   на   линии   ниже   линии пробанда. 9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите   обладателей   или   гетерозиготных   носителей   признака   (чаще   всего гетерозиготные   носители   признака   определяются   уже   после   составления   и   анализа родословной). 10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной. 11. Если   в   семье   несколько   наследственных   заболеваний,   не   связанных   между   собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности. 4. Выполнение практической работы «Составление схем родословных» 5.Итог урока. ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ Возникло ли у вас желание начать составлять родословную своей семьи?  6. Домашнее задание: 1.Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной. 2.Запишите какую­нибудь интересную историю из жизни вашей семьи.

Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: составление схем родословных» 10класс

Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая  работа: составление схем родословных» 10класс

Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: составление схем родословных» 10класс

Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая  работа: составление схем родословных» 10класс

Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: составление схем родословных» 10класс

Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая  работа: составление схем родословных» 10класс

Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: составление схем родословных» 10класс

Тема урока: «Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая  работа: составление схем родословных» 10класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019