Цель урока:
Учащиеся познакомится с жизнью известной исторической личности
казахского народа – хана Абылая.
Задачи:
1. Учащиеся составят характеристику хана Абылая, выделят изменения в
политической жизни Казахстана в период его правления.
2. Учащиеся продолжат развивать умения работать самостоятельно с
источниками знаний, выделять главное в тексте, обрабатывать информацию, переносить знания в новую ситуацию.
3. Учащиеся проникнутся уважением к историческим персонам своей
Родины, развивают толерантность и умение работать в коллективе.
Ход урока
1. Орг. момент
Настрой на урок . Свое имя – историческое понятие.
Притча про снежинки сопровождением видео и музыки
2. Актуализация пройденного материала:
1. Заполним схемы
Кабанбай батыр.1.( 1691), 2. Ерасыл, Нарбала прозвище.,, « Дарабоз батыр» Несравненныйбатыр Хан Абылай прозвал выделялся в сражениях 1741 году.3. более в ста сражениях 4. 1769
( 1- год и место рождения, имя и прозвище, 3- в чем проявил себя, 4 – год смерти)
2. Богенбай батыр .1.1680г.2. не было прозвище. 3. Больше 50 лет возглавлял казахские войска и участвовал во многих битвах, 4. 1778 году в мавзолеи Ходжа Ахмеда Йасауи.
3. Наурызбай батыр. 1.1706, 2) не было прозвище , 3. 20 лет воевал с джунгарами освободил земли Алтая, тарбагатая, жетысу от врагов.4.) 1781 году.
4. Баян батыр.1710, 2) нет прозвище, 3. Оказал огромную помощь русскому послу Тевкелеву в присоединении Младшего жуза4.) 1741 году в сражении с туркменами.
3. Изучение нового материала.
1. Посмотрите на слайд там , вы видите портрет .Видели ли вы его где – нибудь?
и если да то кто изображен на портрете?( Слайд 1)
Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке. Тема урока – Хан Абылай. Открывайте тетради, запишем сегодняшнюю дату и тему урока. Вы наверное уже поняли что сегодня мы будем говорить об Абылай хане, а что именно мы должны узнать? Учащиеся называют цель урока.( слайд №2) Учитель: Мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства.
Ребята в книге НурсултанаАбишевича Назарбаева«В потоке времени» есть такие слова об Абылай хане: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.
Просморт видео фильма. Ресурсы 2012 . История Казахстана ( 5 минут)
Игра «Дождь»:
Учитель: Почему- то в классе стало очень жарко, дождя бы сейчас! Представим будто пошел дождь: одна капля упала на ладошку ( дети одним пальцем ударяют по ладони другой руки), две капли упало на ладошку, три капли, четыре капли, и вот пошел ливень ( все громко аплодируют). Дождь не переставал ни днем, ни ночью. Сорок дней и ночей длился этот ливень. Вся суша и даже вершины самых высоких гор скрылись под водой. Но постепенно дождь стал стихать. Четыре капли упало на ладошку, три капли, две, одна капля и дождь закончился.
1. Работа в парах.
1. Пара « Биография Абылай хана» составить кластер образец на странице 79.
2. Работа с дополнительным материалом. 2 пара прочитать текст и составить кластер
3. Работа с дополнительным материалом. Взаимоотношения с Росссией ,Цинской империей и Седней Азии при Абылае.
Казахское ханство в период правления Абылая
4. После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов.
5. Хан Абылай (1771 - 1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он осуществил ряд нововведений, касающихся усиления ханской власти. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Во главе улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев-казы в решении судебных дел. Опираясь на батыров, Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с узбеками, кыргызами, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве.
6. Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия, содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор к земледелию.
7. Абылай еще в молодости был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах» (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений.
8. Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.
9. Задание: составить кластер
2 группа
Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае
В конце 1740 г. султан Абылай вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом присягал на верность России в г.Орске.
Весной 1756 года и в июне 1757 года в Семиречье вторглись китайские войска, организатором успешного отпора китайцам стал Абылай, в результате китайцы отступили.
В 1760 г. китайские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, ранее захваченный Джунгарией. Абылай стремился разрешить спорные моменты мирным путем. В 1757-1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Абылай хан вступает в подданство Китайской империи, находясь в подданстве России, проводя, таким образом, многовекторную политику, лавируя между двумя крупными государствами.
В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абулмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.
В 70-х годах XVIII века казахские воины под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги. Туркестан, Шымкент, Созак перешли во власть Абылая. В результате международные позиции Казахского ханства значительно укрепились.
Задание: составить хронологическую таблицу
Работа с учебником
Абылай хан – великий государственный ……., ……,………. Родился он в …. году. Абылай в детстве пас верблюдов ……. би. поэтому его прозвали …….. Впервые имя Абылая стало известно в ….. году во время одной из битв с …….Официально Абылай был возведен в ханы в ….. году. Умер Абылай хан в …. Году, похоронен в мавзолее …….
Абылай хан – великий государственный деятель, политик, дипломат. Родился он в 1711 году. Абылай в детстве пас верблюдов Толе би, поэтому его прозвали Сабалак. Впервые имя Абылая стало известно в 1729 году во время одной из битв с джунгарами. Официально Абылай был возведен в ханы в 1771 году. Умер Абылай хан в 1781 году, похоронен в мавзолее Ходжи Ахмета Йасауи.
1. ТЕСТ
1. В каком году родился Абылай хан?
А) 1729г *В) 1711г С) 1871г
2. Как звали отца Абылая?
*А) Уали В) Есим С) Богенбай
3. Как называли Абылая в детстве?
АКаздаусты) В) Кишкентай *С) Сабалак
4. Настоящее имя Абылая?
*А) Абильмансур В) Айтеке С) Ерасыл
5. К В каком мавзолее похоронен Абылай хан?
А) Жошы хана *В) Ходжа Ахмета Йасауи С) Карахана
Ключ на доску
1 –В
2 –А
3 – С
4 – А
5 – В
Критерии оценок
5 – нет ошибок
4 – 1-2 ошибки
3 – 3 ошибки
4. Рефлексия
ПОПС
5. Домашнее задание.
Чит . и пересказывать, составить кроссворд 5 вопросов., 2 правды , одна ложь.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Вид задания ОтметкаЦель урока:
Учащиеся познакомится с жизнью известной исторической личности
казахского народа – хана Абылая.
Задачи:
1. Учащиеся составят характеристику хана Абылая, выделят изменения в
политической жизни Казахстана в период его правления.
2. Учащиеся продолжат развивать умения работать самостоятельно с
источниками знаний, выделять главное в тексте, обрабатывать информацию, переносить знания в новую ситуацию.
3. Учащиеся проникнутся уважением к историческим персонам своей
Родины, развивают толерантность и умение работать в коллективе.
Ход урока
1. Орг. момент
Настрой на урок . Свое имя – историческое понятие.
Притча про снежинки сопровождением видео и музыки
2. Актуализация пройденного материала:
1. Заполним схемы
Кабанбай батыр.1.( 1691), 2. Ерасыл, Нарбала прозвище.,, « Дарабоз батыр» Несравненныйбатыр Хан Абылай прозвал выделялся в сражениях 1741 году.3. более в ста сражениях 4. 1769
( 1- год и место рождения, имя и прозвище, 3- в чем проявил себя, 4 – год смерти)
2. Богенбай батыр .1.1680г.2. не было прозвище. 3. Больше 50 лет возглавлял казахские войска и участвовал во многих битвах, 4. 1778 году в мавзолеи Ходжа Ахмеда Йасауи.
3. Наурызбай батыр. 1.1706, 2) не было прозвище , 3. 20 лет воевал с джунгарами освободил земли Алтая, тарбагатая, жетысу от врагов.4.) 1781 году.
4. Баян батыр.1710, 2) нет прозвище, 3. Оказал огромную помощь русскому послу Тевкелеву в присоединении Младшего жуза4.) 1741 году в сражении с туркменами.
3. Изучение нового материала.
1. Посмотрите на слайд там , вы видите портрет .Видели ли вы его где – нибудь?
и если да то кто изображен на портрете?( Слайд 1)
Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке. Тема урока – Хан Абылай. Открывайте тетради, запишем сегодняшнюю дату и тему урока. Вы наверное уже поняли что сегодня мы будем говорить об Абылай хане, а что именно мы должны узнать? Учащиеся называют цель урока.( слайд №2) Учитель: Мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства.
Ребята в книге НурсултанаАбишевича Назарбаева«В потоке времени» есть такие слова об Абылай хане: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.
Просморт видео фильма. Ресурсы 2012 . История Казахстана ( 5 минут)
Игра «Дождь»:
Учитель: Почему- то в классе стало очень жарко, дождя бы сейчас! Представим будто пошел дождь: одна капля упала на ладошку ( дети одним пальцем ударяют по ладони другой руки), две капли упало на ладошку, три капли, четыре капли, и вот пошел ливень ( все громко аплодируют). Дождь не переставал ни днем, ни ночью. Сорок дней и ночей длился этот ливень. Вся суша и даже вершины самых высоких гор скрылись под водой. Но постепенно дождь стал стихать. Четыре капли упало на ладошку, три капли, две, одна капля и дождь закончился.
1. Работа в парах.
1. Пара « Биография Абылай хана» составить кластер образец на странице 79.
2. Работа с дополнительным материалом. 2 пара прочитать текст и составить кластер
3. Работа с дополнительным материалом. Взаимоотношения с Росссией ,Цинской империей и Седней Азии при Абылае.
Казахское ханство в период правления Абылая
4. После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов.
5. Хан Абылай (1771 - 1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он осуществил ряд нововведений, касающихся усиления ханской власти. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Во главе улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев-казы в решении судебных дел. Опираясь на батыров, Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с узбеками, кыргызами, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве.
6. Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия, содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор к земледелию.
7. Абылай еще в молодости был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах» (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений.
8. Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.
9. Задание: составить кластер
2 группа
Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае
В конце 1740 г. султан Абылай вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом присягал на верность России в г.Орске.
Весной 1756 года и в июне 1757 года в Семиречье вторглись китайские войска, организатором успешного отпора китайцам стал Абылай, в результате китайцы отступили.
В 1760 г. китайские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, ранее захваченный Джунгарией. Абылай стремился разрешить спорные моменты мирным путем. В 1757-1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Абылай хан вступает в подданство Китайской империи, находясь в подданстве России, проводя, таким образом, многовекторную политику, лавируя между двумя крупными государствами.
В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абулмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.
В 70-х годах XVIII века казахские воины под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги. Туркестан, Шымкент, Созак перешли во власть Абылая. В результате международные позиции Казахского ханства значительно укрепились.
Задание: составить хронологическую таблицу
Работа с учебником
Абылай хан – великий государственный ……., ……,………. Родился он в …. году. Абылай в детстве пас верблюдов ……. би. поэтому его прозвали …….. Впервые имя Абылая стало известно в ….. году во время одной из битв с …….Официально Абылай был возведен в ханы в ….. году. Умер Абылай хан в …. Году, похоронен в мавзолее …….
Абылай хан – великий государственный деятель, политик, дипломат. Родился он в 1711 году. Абылай в детстве пас верблюдов Толе би, поэтому его прозвали Сабалак. Впервые имя Абылая стало известно в 1729 году во время одной из битв с джунгарами. Официально Абылай был возведен в ханы в 1771 году. Умер Абылай хан в 1781 году, похоронен в мавзолее Ходжи Ахмета Йасауи.
1. ТЕСТ
1. В каком году родился Абылай хан?
А) 1729г *В) 1711г С) 1871г
2. Как звали отца Абылая?
*А) Уали В) Есим С) Богенбай
3. Как называли Абылая в детстве?
АКаздаусты) В) Кишкентай *С) Сабалак
4. Настоящее имя Абылая?
*А) Абильмансур В) Айтеке С) Ерасыл
5. К В каком мавзолее похоронен Абылай хан?
А) Жошы хана *В) Ходжа Ахмета Йасауи С) Карахана
Ключ на доску
1 –В
2 –А
3 – С
4 – А
5 – В
Критерии оценок
5 – нет ошибок
4 – 1-2 ошибки
3 – 3 ошибки
4. Рефлексия
ПОПС
5. Домашнее задание.
Чит . и пересказывать, составить кроссворд 5 вопросов., 2 правды , одна ложь.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Вид задания Отметка
Тема урок1.docx
Тема урока: Хан Абылай.
Цель урока:
Учащиеся познакомится с жизнью известной исторической личности
казахского народа – хана Абылая.
Задачи:
1. Учащиеся составят характеристику хана Абылая, выделят изменения в
политической жизни Казахстана в период его правления.
2. Учащиеся продолжат развивать умения работать самостоятельно с
источниками знаний, выделять главное в тексте, обрабатывать информацию,
переносить знания в новую ситуацию.
3. Учащиеся проникнутся уважением к историческим персонам своей
Родины, развивают толерантность и умение работать в коллективе.
Ход урока
1. Орг. момент
Настрой на урок . Свое имя – историческое понятие.
Притча про снежинки сопровождением видео и музыки
2. Актуализация пройденного материала:
1. Заполним схемы
Кабанбай батыр.1.( 1691), 2. Ерасыл, Нарбала прозвище.,, « Дарабоз батыр» Несравненныйбатыр
Хан Абылай прозвал выделялся в сражениях 1741 году.3. более в ста сражениях 4. 1769
( 1 год и место рождения, имя и прозвище, 3 в чем проявил себя, 4 – год смерти)
2. Богенбай батыр .1.1680г.2. не было прозвище. 3. Больше 50 лет возглавлял казахские войска и
участвовал во многих битвах, 4. 1778 году в мавзолеи Ходжа Ахмеда Йасауи.
3. Наурызбай батыр. 1.1706, 2) не было прозвище , 3. 20 лет воевал с джунгарами освободил земли
Алтая, тарбагатая, жетысу от врагов.4.) 1781 году.
4. Баян батыр.1710, 2) нет прозвище, 3. Оказал огромную помощь русскому послу Тевкелеву в
присоединении Младшего жуза4.) 1741 году в сражении с туркменами.
3. Изучение нового материала.
1. Посмотрите на слайд там , вы видите портрет .Видели ли вы его где – нибудь?
и если да то кто изображен на портрете?( Слайд 1)
Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа –
ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке. Тема урока – Хан Абылай.
Открывайте тетради, запишем сегодняшнюю дату и тему урока. Вы наверное уже поняли что
сегодня мы будем говорить об Абылай хане, а что именно мы должны узнать? Учащиеся называют
цель урока.( слайд №2) Учитель: Мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана
Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства.
Ребята в книге НурсултанаАбишевича Назарбаева«В потоке времени» есть такие слова об
Абылай хане: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана
объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор
возрождения казахского духа.
Просморт видео фильма. Ресурсы 2012 . История Казахстана ( 5 минут)
Игра «Дождь»: Учитель: Почему то в классе стало очень жарко, дождя бы сейчас! Представим будто пошел
дождь: одна капля упала на ладошку ( дети одним пальцем ударяют по ладони другой руки), две
капли упало на ладошку, три капли, четыре капли, и вот пошел ливень ( все громко аплодируют).
Дождь не переставал ни днем, ни ночью. Сорок дней и ночей длился этот ливень. Вся суша и даже
вершины самых высоких гор скрылись под водой. Но постепенно дождь стал стихать. Четыре капли
упало на ладошку, три капли, две, одна капля и дождь закончился.
1. Работа в парах.
1. Пара « Биография Абылай хана» составить кластер образец на странице 79.
2. Работа с дополнительным материалом. 2 пара прочитать текст и составить
кластер
3. Работа с дополнительным материалом. Взаимоотношения с Росссией
,Цинской империей и Седней Азии при Абылае.
Казахское ханство в период правления Абылая
4. После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави
Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех
жузов.
5. Хан Абылай (1771 1781) последний казахский хан, авторитет которого был
непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая
внутри государства. Он осуществил ряд нововведений, касающихся усиления
ханской власти. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие
сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть
хана». Во главе улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов,
ограничил власть биевказы в решении судебных дел. Опираясь на батыров,
Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с узбеками, кыргызами, жестоко
расправляясь со своими противниками в самом ханстве.
6. Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия,
содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау
и Тарбагатайских гор к земледелию.
7. Абылай еще в молодости был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах»
(дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых
затруднительных положений.
8. Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи
Ахмеда Яссави в Туркестане.
9. Задание: составить кластер
2 группа
Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае
В конце 1740 г. султан Абылай вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом присягал на
верность России в г.Орске.
Весной 1756 года и в июне 1757 года в Семиречье вторглись китайские войска,
организатором успешного отпора китайцам стал Абылай, в результате китайцы отступили.
В 1760 г. китайские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор,
ранее захваченный Джунгарией. Абылай стремился разрешить спорные моменты мирным путем. В
17571760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Абылай хан вступает в подданство Китайской империи, находясь в
подданстве России, проводя, таким образом, многовекторную политику, лавируя между двумя
крупными государствами.
В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абулмамбета и занять его
место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.
В 70х годах XVIII века казахские воины под предводительством Абылая нанесли ряд
поражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги.
Туркестан, Шымкент, Созак перешли во власть Абылая. В результате международные позиции
Казахского ханства значительно укрепились.
Задание: составить хронологическую таблицу
Работа с учебником
Абылай хан – великий государственный ……., ……,………. Родился он в …. году. Абылай в детстве пас
верблюдов ……. би. поэтому его прозвали …….. Впервые имя Абылая стало известно в ….. году во время
одной из битв с …….Официально Абылай был возведен в ханы в ….. году. Умер Абылай хан в …. Году,
похоронен в мавзолее …….
Абылай хан – великий государственный деятель, политик, дипломат. Родился он в 1711 году. Абылай в
детстве пас верблюдов Толе би, поэтому его прозвали Сабалак. Впервые имя Абылая стало известно в 1729
году во время одной из битв с джунгарами. Официально Абылай был возведен в ханы в 1771 году. Умер
Абылай хан в 1781 году, похоронен в мавзолее Ходжи Ахмета Йасауи.
1. ТЕСТ
1. В каком году родился Абылай хан?
А) 1729г *В) 1711г С) 1871г
2. Как звали отца Абылая?
*А) Уали В) Есим С) Богенбай
3. Как называли Абылая в детстве?
АКаздаусты) В) Кишкентай *С) Сабалак
4. Настоящее имя Абылая?
*А) Абильмансур В) Айтеке С) Ерасыл
5. К В каком мавзолее похоронен Абылай хан?
А) Жошы хана *В) Ходжа Ахмета Йасауи С) Карахана
Ключ на доску
1 –В
2 –А
3 – С
4 – А
5 – В
Критерии оценок
5 – нет ошибок
4 – 12 ошибки
3 – 3 ошибки
4. Рефлексия
ПОПС
5. Домашнее задание.
Чит . и пересказывать, составить кроссворд 5 вопросов., 2 правды , одна ложь. Фамилия, имя ученика_____________________________
Вид задания
Отметка
Тема урока: Хан Абылай.
Тема урока: Хан Абылай.
Тема урока: Хан Абылай.
Тема урока: Хан Абылай.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.