Тема урока Информационное общество. Информационная культура

  • Занимательные материалы
  • Контроль знаний
  • Лекции
  • Образовательные программы
  • Подготовка к тестированию
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: изучение новой темы. Цели урока: выделить этапы развития информационного общества; разъяснить учащимся определение информационной революции и рассказать об уже свершившихся информационных революциях; ввести понятия «информационное общество» и «признаки информационного общества»; разъяснить учащимся определения «информационная культура» и «компьютерная грамотность». Задачи: образовательные: изучить этапы развития информационного общества, иметь представление о признаках информационного общества; иметь представление о всех составляющих информационной культуры; развивающие: продолжить формирование информационной культуры учащихся; освоение различных форм коммуникации; повышение уровня компетенции учащихся в вопросах информатизации современного общества. воспитательные: развитие коммуникативных качеств личности.
Иконка файла материала Тема урока Информационное общество. Информационная культура.docx
Урок № 1 Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура»  Тип урока: изучение новой темы.  Цели урока: выделить этапы развития информационного общества;                        разъяснить учащимся определение информационной революции и                         рассказать об уже свершившихся информационных революциях;                         ввести понятия «информационное общество» и «признаки                         информационного общества»;                        разъяснить учащимся определения «информационная культура» и                         «компьютерная грамотность».  Задачи:  образовательные: изучить этапы развития информационного общества,  иметь представление о признаках информационного общества; иметь представление о всех составляющих информационной  культуры; развивающие: продолжить формирование информационной культуры учащихся;  освоение различных форм коммуникации; повышение уровня компетенции учащихся в вопросах  информатизации современного общества.  воспитательные: развитие коммуникативных качеств личности.  Оборудование:   компьютерный класс    компьютерные презентации для объяснения нового материала    карточки  с  заготовками для создания конспекта урока   учебник «Информатика  и  информационные  технологии. 11 класс»  Угринович Н.Д.  программное обеспечение: приложение Power  Point,  программа­ обозреватель Internet Explorer,  рабочий лист учащегося Ход урока:  Организационный момент. Приветствие учащихся Актуализация знаний. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Мы с вами  тоже причастны к этому процессу. Вот поэтому, практически завершая курс   информатики средней школы, мы приступаем к изучению главы  6, которая  называется  «Информатизация общества».  Сегодня мы рассмотрим два вопроса: «Информационное общество» и  «Информационная культура». Проверка домашнего задания.1 Сколько   и   какие   термины   записали   учащиеся   с   прилагательным информационный . 2 Объяснить значение слова «революция». Когда происходят революции? Изучение новой темы. 1 По   подсчетам   науковедов     с   начала   нашей   эры   для   удвоения   знаний потребовалось 1750, почти два  тысячелетия. Второе  удвоение произошло в 1900 году (примерно за 250 лет), а третье – к 1950 году, то есть уже за 50 лет. Причем эта тенденция все более усиливается. Это явление получило название «информационный   взрыв»,   указывая   на   быстрое   сокращение   времени удвоения объема накопленных научных знаний и превышение материальных затрат   на   хранение,   передачу     и   обработку   информации   в   сравнении   с расходами на энергетику. 2 Этапы становления информационного общества  На   заре   цивилизации   (десятки   тысяч   лет   назад   до   н.э.)   люди   научились изготавливать   простые   орудия   труда   и   охоты.   В   первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность была направлена на овладении веществом. Хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но   постепенно   объем   информации   увеличивался   и   люди   почувствовали недостаток   индивидуальных   знаний.   Потребовалось   научиться   обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений. Начиная примерно с XVII века, развивается машинное производство и на первый   план   выходит   проблема   овладения   энергией   (ветряные   мельницы   и водяные   колеса,   паровая   машина,   двигатель   внутреннего   сгорания, электрическая энергия, атомная энергия). В этот период происходили также существенные   изменения   в   способах   хранения   и   передачи   информации.   В   развитии   человеческого   общества   существуют   четыре   этапа,   названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие. Информационные революции. В истории развития цивилизации произошло несколько  информационных революций  —   преобразований   общественных   отношений   из­за   кардинальных изменений   в   сфере   обработки   информации.   Следствием   подобных преобразований   являлось   приобретение   человеческим   обществом   нового качества. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Вторая  (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально   изменило   индустриальное   общество,   культуру,   организацию деятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодарякоторому   появились   телеграф,   телефон,   радио,   позволяющие   оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая  (70­е гг. XX в.) связана с изобретением  микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных   схемах   создаются   компьютеры,   компьютерные   сети,   системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:  •переход   от   механических   и   электрических   средств   преобразования информации к электронным;  •миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;  •создание программно­управляемых устройств и процессов. Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль  —   информационную   индустрию,  связанную   с   производством технических   средств,   методов,   технологий   для   производства   новых   знаний. Важнейшая   составляющая   информационной   индустрии   —   информационная технология.   Задание   Запишите   в   заготовке   для   конспекта   основные   изобретения,   с которыми связаны четыре информационные революции 3 История развития ЭВМ. Первой   попыткой   автоматизированной   обработки   информации   стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине 19 века механической цифровой Аналитической   машины.   Однако   лишь   с   середины   20   века,   с   момента появления электронных устройств обработки и хранения информации, начался переход от индустриального общества к информационному. Сообщение по истории развития ЭВМ Характеристик а Годы применения Основной элемент Количество ЭВМ в мире, шт  Размеры Быстродействи Поколения Первое Второе Третье Четвертое 1946­1960 1950­1964 1964­1970 1970­1990­e Электронная лампа Транзистор Интегральная схема Сотни Тысячи Сотни тысяч Большая интегральная схема Десятки миллионов Очень большие (ENIAC, UNIVAC, EDSAC) 1 (условно) Значительн о меньшие 10 Миникомпьютер Микрокомпьютер ы 1 000 ы 100 000е Носитель информации Перфорированна я лента Магнитный диск, м. лента Диск Гибкий диск Задание.   Запишите   в   заготовке   для   конспекта  элементную   базу   ЭВМ каждого поколения 4 Как можно охарактеризовать современное общество?  Понятие "информационное общество" появилось в середине 60­х годов  XX века в Японии и США. Смысл его заключался в том, что большая часть  населения развитых стран будет заниматься информационной  деятельностью, а главным продуктом производства и основным товаром  станет информация. 5 Признаки информационного общества:  Осознание обществом приоритетности информации перед другим  продуктом деятельности человека.   Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической,  производственной, политической, образовательной, научной, творческой,  культурной и т.п.) является информация.   Информация же является продуктом деятельности современного человека.   Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли –  продажи.   Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.   Безопасность информационного общества, информации.   Защита интеллектуальной собственности.   Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на  основе ИКТ.   Управление информационным обществом со стороны государства,  общественных организаций. В информационном обществе каждый человек, в какой бы точке земного шара  он не находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим  человеком или организацией, передать и получить любую необходимую  информацию ­ деловую и бытовую. 6 Вопросы для размышления:  По каким основным параметрам будем судить о степени развитости  информационного общества и почему?  Можно ли назвать российское общество информационным? 7 Количество информации в современном обществе стремительно нарастает,  человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этомморе «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой.  Записать определение в тетрадь.  Самостоятельно по учебнику стр. 233­234 в презентации выписать черты  информационной культуры человека. 8 Один из компонентов информационной культуры – компьютерная  грамотность. Результаты анкетирования учащихся на определение примерного  уровня компьютерной грамотности учащихся.  9 Становление информационного общества в России. А у нас в Судиславле сформировано информационное общество? А в МОУ Судиславская средняя школа? А в других школах района? Какие еще термины с прилагательным информационный ты можешь теперь  дописать? 10 Заключение: «Мы живем в XXI веке – значит, мы живем в информационном                           обществе. Каким оно будет – это зависит от нас!» Рефлексия.  Тренировочный тест "Информационные технологии и общество" (ЦОР) ­   http://school149.avers­telecom.ru/dlrstore/4361e8e5­c94e­47c1­bc2b­ 313acba51cae/9_11.swf Домашнее задание 1 Заполнить таблицы  об информационных революциях, об этапах развития ЭВМ и черты информационной культуры.  2 Подумать над вопросами:  Ожидают ли нас еще информационные революции? Что ты знаешь о мире IT­профессий?