Тип урока: изучение новой темы.
Цели урока: выделить этапы развития информационного общества;
разъяснить учащимся определение информационной революции и
рассказать об уже свершившихся информационных революциях;
ввести понятия «информационное общество» и «признаки
информационного общества»;
разъяснить учащимся определения «информационная культура» и
«компьютерная грамотность».
Задачи:
образовательные:
изучить этапы развития информационного общества,
иметь представление о признаках информационного общества;
иметь представление о всех составляющих информационной культуры;
развивающие:
продолжить формирование информационной культуры учащихся; освоение различных форм коммуникации;
повышение уровня компетенции учащихся в вопросах информатизации современного общества.
воспитательные:
развитие коммуникативных качеств личности.
Урок № 1
Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура»
Тип урока: изучение новой темы.
Цели урока: выделить этапы развития информационного общества;
разъяснить учащимся определение информационной революции и
рассказать об уже свершившихся информационных революциях;
ввести понятия «информационное общество» и «признаки
информационного общества»;
разъяснить учащимся определения «информационная культура» и
«компьютерная грамотность».
Задачи:
образовательные:
изучить этапы развития информационного общества,
иметь представление о признаках информационного общества;
иметь представление о всех составляющих информационной
культуры;
развивающие:
продолжить формирование информационной культуры учащихся;
освоение различных форм коммуникации;
повышение уровня компетенции учащихся в вопросах
информатизации современного общества.
воспитательные:
развитие коммуникативных качеств личности.
Оборудование:
компьютерный класс
компьютерные презентации для объяснения нового материала
карточки с заготовками для создания конспекта урока
учебник «Информатика и информационные технологии. 11 класс»
Угринович Н.Д.
программное обеспечение: приложение Power Point, программа
обозреватель Internet Explorer,
рабочий лист учащегося
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие учащихся
Актуализация знаний.
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Мы с вами
тоже причастны к этому процессу. Вот поэтому, практически завершая курс
информатики средней школы, мы приступаем к изучению главы 6, которая
называется «Информатизация общества».
Сегодня мы рассмотрим два вопроса: «Информационное общество» и
«Информационная культура».
Проверка домашнего задания.1 Сколько и какие термины записали учащиеся с прилагательным
информационный .
2 Объяснить значение слова «революция». Когда происходят революции?
Изучение новой темы.
1 По подсчетам науковедов с начала нашей эры для удвоения знаний
потребовалось 1750, почти два тысячелетия. Второе удвоение произошло в
1900 году (примерно за 250 лет), а третье – к 1950 году, то есть уже за 50 лет.
Причем эта тенденция все более усиливается. Это явление получило название
«информационный взрыв», указывая на быстрое сокращение времени
удвоения объема накопленных научных знаний и превышение материальных
затрат на хранение, передачу и обработку информации в сравнении с
расходами на энергетику.
2 Этапы становления информационного общества
На заре цивилизации (десятки тысяч лет назад до н.э.) люди научились
изготавливать простые орудия труда и охоты. В первобытнообщинном,
рабовладельческом и феодальном обществах деятельность была направлена на
овладении веществом. Хватало элементарных знаний и первобытных навыков,
но постепенно объем информации увеличивался и люди почувствовали
недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать
знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и
принятию необходимых решений.
Начиная примерно с XVII века, развивается машинное производство и на
первый план выходит проблема овладения энергией (ветряные мельницы и
водяные колеса, паровая машина, двигатель внутреннего сгорания,
электрическая энергия, атомная энергия). В этот период происходили также
существенные изменения в способах хранения и передачи информации.
В развитии человеческого общества существуют четыре этапа, названные
информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.
Информационные революции.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных
революций — преобразований общественных отношений изза кардинальных
изменений в сфере обработки информации.
Следствием подобных
преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового
качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к
гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность
передачи знаний от поколения к поколению.
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое
радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию
деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодарякоторому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно
передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной
технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и
интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы
передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют
три фундаментальные инновации:
•переход от механических и электрических средств преобразования
информации к электронным;
•миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
•создание программноуправляемых устройств и процессов.
Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую
отрасль — информационную индустрию, связанную с производством
технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.
Важнейшая составляющая информационной индустрии — информационная
технология.
Задание
Запишите в заготовке для конспекта основные изобретения, с
которыми связаны четыре информационные революции
3 История развития ЭВМ.
Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало
создание Чарльзом Бэббиджем в середине 19 века механической цифровой
Аналитической машины. Однако лишь с середины 20 века, с момента
появления электронных устройств обработки и хранения информации, начался
переход от индустриального общества к информационному.
Сообщение по истории развития ЭВМ
Характеристик
а
Годы
применения
Основной
элемент
Количество
ЭВМ в мире,
шт
Размеры
Быстродействи
Поколения
Первое
Второе
Третье
Четвертое
19461960
19501964
19641970
19701990e
Электронная
лампа
Транзистор Интегральная
схема
Сотни
Тысячи
Сотни тысяч
Большая
интегральная
схема
Десятки
миллионов
Очень большие
(ENIAC,
UNIVAC,
EDSAC)
1 (условно)
Значительн
о меньшие
10
Миникомпьютер
Микрокомпьютер
ы
1 000
ы
100 000е
Носитель
информации
Перфорированна
я лента
Магнитный
диск, м.
лента
Диск
Гибкий диск
Задание.
Запишите в заготовке для конспекта элементную базу ЭВМ
каждого поколения
4 Как можно охарактеризовать современное общество?
Понятие "информационное общество" появилось в середине 60х годов
XX века в Японии и США. Смысл его заключался в том, что большая часть
населения развитых стран будет заниматься информационной
деятельностью, а главным продуктом производства и основным товаром
станет информация.
5 Признаки информационного общества:
Осознание обществом приоритетности информации перед другим
продуктом деятельности человека.
Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической,
производственной, политической, образовательной, научной, творческой,
культурной и т.п.) является информация.
Информация же является продуктом деятельности современного человека.
Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли –
продажи.
Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
Безопасность информационного общества, информации.
Защита интеллектуальной собственности.
Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на
основе ИКТ.
Управление информационным обществом со стороны государства,
общественных организаций.
В информационном обществе каждый человек, в какой бы точке земного шара
он не находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим
человеком или организацией, передать и получить любую необходимую
информацию деловую и бытовую.
6 Вопросы для размышления:
По каким основным параметрам будем судить о степени развитости
информационного общества и почему?
Можно ли назвать российское общество информационным?
7 Количество информации в современном обществе стремительно нарастает,
человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этомморе «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой.
Записать определение в тетрадь.
Самостоятельно по учебнику стр. 233234 в презентации выписать черты
информационной культуры человека.
8 Один из компонентов информационной культуры – компьютерная
грамотность. Результаты анкетирования учащихся на определение примерного
уровня компьютерной грамотности учащихся.
9 Становление информационного общества в России.
А у нас в Судиславле сформировано информационное общество?
А в МОУ Судиславская средняя школа? А в других школах района?
Какие еще термины с прилагательным информационный ты можешь теперь
дописать?
10 Заключение: «Мы живем в XXI веке – значит, мы живем в информационном
обществе. Каким оно будет – это зависит от нас!»
Рефлексия.
Тренировочный тест "Информационные технологии и общество" (ЦОР)
http://school149.averstelecom.ru/dlrstore/4361e8e5c94e47c1bc2b
313acba51cae/9_11.swf
Домашнее задание
1 Заполнить таблицы об информационных революциях, об этапах развития ЭВМ
и черты информационной культуры.
2 Подумать над вопросами:
Ожидают ли нас еще информационные революции?
Что ты знаешь о мире ITпрофессий?