Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
Оценка 5

Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
07.04.2018
Тема урока:  Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии
Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии Цели урока: • Повторить, углубить и обобщить сведения о химических реакциях и способах управления ими; • рассмотреть классификацию химических реакций по разным признакам и научить обучающихся применять ее при характеристике химических реакций в неорганической и органической химии; • выявить единство и взаимосвязь химических превращений между неорганическими и органическими веществами. Формировать умения логически мыслить, составлять схемы, делать выводы. Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», ПК с медиапроектором; лабораторное оборудование – пробирки; химические вещества: оксид кальция (II), цинк, соляная кислота, гидроксид натрия, вода, серная кислота, хлорид бария, железо, сульфат меди(II). Ход урока: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. а) Задание. Прослушав загадки, написать уравнения реакций: 1. Сера, сера, сера - "эс" 32 - атомный вес, Сера в воздухе горит, Получается оксид, А оксид плюс вода - Получилась кислота. (S+O2 =SO2 ; SO2 + H2 O = H2 SO3 ) 2. Эта красавица всем вам знакома, С ней вы встречаетесь в школе и дома Бесцветна, чиста почти, но ток электрический включи И разлагается она на два известных вещества.
Konspekt_uroka_Tipy_himicheskih_reakciy_1416941156_62609.doc
Урок по теме "Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии" 11 класс (В рамках подготовки учащихся к ЕГЭ)    Тема урока: Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии • Повторить, углубить  и обобщить  сведения  о  химических  реакциях  и способах управления ими; Цели урока: • рассмотреть классификацию химических реакций по разным признакам и научить обучающихся применять ее при характеристике химических реакций в неорганической и органической  химии; выявить   единство   и   взаимосвязь   химических   превращений   между неорганическими   и   органическими   веществами.   Формировать   умения логически мыслить, составлять схемы, делать выводы. • Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», ПК с медиапроектором;  лабораторное оборудование – пробирки;  химические вещества: оксид кальция (II), цинк, соляная кислота, гидроксид натрия, вода, серная кислота, хлорид бария, железо, сульфат меди(II). Ход урока: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. а) Задание. Прослушав загадки, написать уравнения реакций: 1. Сера, сера, сера ­ "эс"     32 ­ атомный вес,     Сера в воздухе горит,      Получается оксид,      А оксид плюс вода ­      Получилась кислота. (S+O2 =SO2 ;     SO2 + H2 O = H2 SO3 ) 2. Эта красавица всем вам знакома,     С ней вы встречаетесь в школе и дома    Бесцветна, чиста почти, но ток электрический включи    И разлагается она на два известных вещества. (2H2 O = 2H2 + O2) 3. Я известна с давних пор     И имею спрос,     Опусти меня в раствор (в медный купорос).     Изменить хочу я соль:     Ну­ ка, выйди соизволь,     Стал другим раствор,     Вытесняю элемент, не вступая в спор     На меня, взглянув, ответь:    "Начинаю я ржаветь?" Fe + CuSO4 = Fe SO4 + Cu Вопросы классу: К какому типу относятся эти реакции? Почему? По каким признакам вы это определили?    III. Изучение основного содержания.  Беседа   по   вопросам   повторения   с   изучением   некоторых   вопросов нового материала  Реакции 1)   Понятие   о   химической   форме   движения   материи. осуществляются   благодаря   особой     форме   движения   материи   ­ химической.   При   этом   происходит   взаимодействие   атомов,   последнее приводит к образованию молекул, агрегатов. 2) Сущность химической реакции. Химическая   реакция   (или   химическое   явление)   –   это   процесс,   в результате   которого   из   одних   веществ   образуются   другие   вещества, отличающиеся от исходных по составу или строению, а следовательно, и по свойствам. Например:  CaO  OH 2  Ca (OH ) ,  Демонстрационный опыт –  2 где  CaO        ­ оксид кальция (II), Ca (OH 2) ­ гидроксид кальция (II) гашение «негашеной» извести                3) Значение закона сохранения массы и энергии для составления химических уравнений: а) Вспомните, как формулируется закон сохранения массы. Кто его автор?  б) Вспомните формулировку закона сохранения энергии. Кто его автор? в) Связь закона сохранения массы и энергии. Как это выражается уравнением?                 4) Признаки и условия протекания химических реакций  (вспомнить материал 8 класса)        5) Классификация химических реакций:   а) Вспомните, какие типы реакций вы знаете?   б) Что лежит в основе таких классификаций? Показ презентации "Классификация химических реакций" 1. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции 2. По тепловому эффекту 3. По признаку обратимости 4. По признаку изменения степеней окисления 5. По признаку однородности реакционной системы 6. По наличию катализатора 1. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции: Задание учащимся: Составить таблицу к данному признаку. Реакции  соединения Реакции разложения Реакции замещения  Реакции обмена Из нескольких  веществ образуется одно новое  вещество Из одного вещества  образуется несколько  новых веществ Атомы простого  вещества замещают  атомы одного из  элементов в сложном  веществе Два сложных вещества  обмениваются своими  составными частями 3 t  S + O2 = SO2 CaCO CaO CaCO 3 где SO2 ­ оксид  серы (IV)  CO где                  ­  2 карбонат кальция Zn + 2HCl =  = ZnCl2 + H2↑ где HCl – соляная  кислота,         ZnCl2 ­ хлорид цинка NaOH + HCl =  = NaCl + H2O где NaOH – гидроксид  натрия,  NaCl – хлорид натрия Демонстрационный   опыт   –   взаимодействие   цинка   с   соляной   кислотой; взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой. 2. По тепловому эффекту: а) Экзотермические реакции ­ протекают с выделением теплоты С + O2 = СO2 + Q где СO2 ­ оксид углерода (IV) б) Эндотермические реакции ­протекают с поглощением теплоты N2 + O2 = 2NO – Q где NO ­ оксид азота (II) 3. По признаку обратимости: а) Обратимые реакции ­протекают одновременно в двух противоположных направлениях 2 NH 3 3 H 2  N 2 где               ­ аммиак 3NH б) Необратимые реакции ­ протекают только в одном направлении Признаки необратимости:   образование осадка   образование малодиссоциирующеговещества ­ слабого электролита,   выделение газообразного или летучего вещества  SOH 4 BaSO 4  2 BaCl HCl   2 2 Демонстрационный опыт – взаимодействие серной  кислоты с хлоридом бария 4 2 SOH где               ­ серная кислота BaCl             ­ хлорид бария 2 BaSO             ­ сульфат бария (белый осадок) 4     4. По признаку изменения степени окисления: а) Окислительно – восстановительные реакции протекают с изменением степени окисления 0 Fe  2   1 1 ClH   2 ClFe 1  2  H 0 2  FeCl где            ­ хлорид железа (II) 2 б) Реакции, протекающие без изменения степени окисления элементов  6  OS 3 2   2 OH  1 2   6 OSH  1 2 2  4 3OS где          ­ оксид серы (VI) 2 OSH                  ­ серная кислота 4 5. По признаку однородности реакционной системы  Гетерогенные реакции ­ протекают в неоднородной среде, на поверхности раздела фаз (т­г, т­ж, ж­г, т­т)       Fe(т)   Cu(т) CuSO FeSO ­р ( р) р) (р  ­ 4 4 CuSO где                   ­ сульфат меди  (II) 4 FeSO               ­ сульфат железа (II) 4 Демонстрационный  опыт ­ взаимодействие железа с раствором сульфата меди б) Гомогенные реакции ­ протекают между веществами в однородной среде, где нет поверхности раздела фаз H2 (г)+ Cl2 (г) = 2HCl (г) где HCl – хлороводород 6. По наличию катализатора: а) Каталитические реакции протекают с участием катализатора OHHC 5 2  2H   SO 4 HC 2 4  OH 2 где                  ­ этиловый спирт OHHC 5 2 2 HC               ­ этилен  4 б) Некаталитические реакции протекают без участия катализатора 2 OMg 2  2 MgO где MgO – оксид магния (II) 6) Особенности классификации реакций в органической химии: а) Реакции соединения (гидрирования, гидратации, полимеризации и др.) б)Реакции   разложения   органических веществ и др.) (дегидрирования,   дегидратации,   гидролиз в)Реакции замещения (предельных с галогенами; ароматических с галогенами, кислотами) г) Реакции обмена (кислоты и спирта и др.) д) Реакции изомеризации. 7) Общий вывод по уроку. Независимо   от   того,   между   какими   веществами   ­   органическими   или неорганическими ­ происходят превращения, для них характерны одни и те же закономерности.  III.  Закрепление. 1)   Дать   характеристику   для   химического   уравнения   по   признакам классификации: 2MgO(т) 2Mg(т) (г)O Q   2 1. Реакция разложения 2. Реакция ОВР, так как у элементов изменились степени окисления.   2 2 OMg 2  2 0 0 QOMg   2 3. По тепловому эффекту – реакция эндотермическая. 4. Гетерогенная реакция 5. Необратимая реакция 2) Задание на слайде: После экзамена в коридоре была найдена шпаргалка: = Н2 О = NH3  = H2 SO4  = K2 Mn O4 + MnO2 + O2 = C6 H5NO2 +H2O = 2P2O5 + Q = CaO+ CO2  ­ Q = CH3 ­ C ООН  + 2Ag = ZnCl2 + H2 Задание: допишите левые части уравнений и определите типы реакций IV. Домашнее задание 1. О. С. Габриелян, «Химия 11 класс», Глава II, §11, задания №1­6 2. Закончите уравнения химических реакций и укажите их типы: а) Fe + Cl2 =  б) Ca + HCl =  tOH 2 в)  г) КOH + НCl = д)  Cu (OH 2)  t Анализ проведённого занятия "Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии" Тип и форма проведения урока были выбраны с учетом целей, задач, места  урока в разделе «Химические реакции», особенностями  учащихся данной  возрастной группы. На   этапе   актуализации   опорных   знаний   обучающихся   использовались приемы «мозговой штурм» и межпредметная интеграция.   Для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, организации произвольного и   послепроизвольного   внимания   учащихся   использовала   смену   форм (индивидуальная,   групповая;   фронтальная,   самостоятельная)   и   видов деятельности   (моделирование,   наблюдение   и   анализ).   Своевременное переключение   внимания   и   использование   динамической   паузы     позволило более полно реализовать поставленные задачи. Каждый этап урока логически завершался микрозакреплением. На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить  себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность  анализировать, вообразить что­либо, высказать свое мнение). Поощряя  самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не  формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности  ответа.  Проблем у учащихся в усвоении содержания учебного материала не  возникло, так как усвоение знаний проходило на основе повторения и  небольшого углубления темы. В концепции занятия впоследствии можно изменить работу на этапе  усвоения нового материала. Дать возможность учащимся самостоятельно  составить таблицу " Классификация химических реакций". В конце урока  учителю продемонстрировать реакции по шести признакам, записанным в  таблице.  Учитель химии МБОУ Алтайской СОШ №1 им. П.К.Коршунова     Горожанина Лидия Михайловна.

Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Тема урока:  Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии

Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Тема урока:  Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии

Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Тема урока:  Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии

Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Тема урока:  Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии

Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Тема урока:  Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии

Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Тема урока:  Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии

Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Тема урока:  Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии

Тема урока: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Тема урока:  Классификация химических реакций  в неорганической и органической химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018