Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»
Оценка 4.7

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
28.02.2019
Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»
Казахский интелегенция был против каликтиливизаций казакских ауылов,, С приходом Голошекина сесрятарем каз Крайкома 1925 полетическое и сроциальное положения реско изменились в сторану насилственный способо власти, Дейтели нацанальной интелегенций боролис против насилственной колектевилизаций, 1928 году вКазахстане было калектирована 2 процента а 1930 - 45 працент а 1932 - 65 процент
Открытый урок Борьба Казахской интелегенции против Голощекина .docx
Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября» Цели урока: 1. Образовательные – обобщить и закрепить знания учащихся по теме индустриализация и  коллективизация; рассмотреть причины, масштабы и последствия голода в Казахстане в 1931 –  1933 гг.; показать роль личности  Ф. И. Голощёкина в этой трагедии, познакомиться с позицией видных общественных деятелей. 2.Развивающие – закрепить практические навыки работы с вопросами и тестами; умение  выстраивать причинно – следственные связи, делать выводы и работать с документальной  литературой. 3. Воспитательные – выработка активной гражданской позиции, формирование чувства  патриотизма и любви к родине, понимание роли личности в истории Тип урока:  урок изучения нового материала.  развитие умения применять полученные знания в нестандартных               ситуациях;      развитие абстрактного и наглядно­образного мышления ;   активизация познавательной деятельности в группе . Оборудование:    на каждой парте – источники  для работы в группах, в парах;  компьютерная презентация,карты СССР и Казахстана.   Педагогические технологии:  проблемное   обучение,   педагогическое   проектирование,   интерактивное   обучение,   личностно­ ориентированное обучение,ИКТ.  Методы, используемые на уроке:   проблемное обучение;  дифференцированное обучение ;  задания творческого характера ;  метод  взаимо­ и самоконтроля;   самостоятельная работа  (работа с фрагментами документов, слайдами). Структура урока:  Этап  проверки домашнего задания. (20 мин. )  Этап изучения  нового материала. (45мин.) 1 Организационный момент.(5 мин.) 2 3 4 Этап  закрепления материала.  ( 8 мин.) 5 6  Рефлексия урока.(8 мин.)  Домашнее задание.( 3 мин.) Определения и даты:     1925 г .начало политики   малого октября: коллективизация,   колхоз,   кулак,   раскулачивание.  Малый   октябрь;  Казахская интеллигенция; 1928г. – начало коллективизации  хлебо­мясо заготовительного кризиса;    1929   г.,декабрь   ­   переход   к   политике   сплошной   коллективизации   и   ликвидации  кулачества как класса; 1930г., 2 марта ­ статья Сталина «Головокружение от успехов» ; 1932­1933 г.г .­ массовый голод в зерновых районах СССР.и Казахстана. План урока.   І.Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.  II. Борьба  Казахской интеллигенции против  политики         малого октября.  III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы. IV. Итоги коллективизации.                                                       Ход урока:   1.Организационный момент : Взаимное  приветствие  учителя и обучающихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение целей урока и плана работы, запись темы урока)   2. Проверка домашнего задания .         А)Образование Киргизской (Казахской АССР);      Б)Индустриализация  в Казахстане;      В)Становление тотолитарного  режима      Г)Укрепление тотолитарной системы ;      Д)Последствии тотолитаризма;      Е)Жертвы  тоталитаризма;    3.Изучение нового материала.       1­группа : Коллективизация :                                       а) СССР ( слаид)  Темирлан                                                                                                б) Казахстана(слаид) Жанибек                                                                                                 в)Ұжымдастыру   (ақпарат) Айнур       2­группа:  О Голощекине :                                             а)   Настя (информация)                                                                                                б)  Адиль (ақпарат)                                                                                                в)  Яна  (слайд англ.)     3­группа : Казахская интеллигенция :                        а) Катарина                                                                                                 б) Тусуп                                                                                                в)Адиль    4­группа :Последствия коллективизации:                а) Рамазан                                                                                                б) Арина                                                                                               в) Анжелина   Вопросы о  тоталитаризме и коллективизации  :                                                                                                                                  Карина, Сергей, Аружан,Нуршаш. закрепления материала.   (Вопросы и ответы ,дополнения.)  4.     Этап          5.    Рефлексия " Пятерочка ". Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец ­ мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.  (Что знали? Уже многое узнали!  Еще загадка.)    6 .Домашнее задание:                О­1  стр. 270­280 ,О­2 стр 133­142,     выставление оценок                                    подготовить информацию. Приложение 1 Казахская интеллигенция в начале прошлого века Алихан Букейханов с соратниками и друзьями, г. Семипалатинск В условиях строительства суверенного Казахстана вопрос об интеллигенции приобретает  особую актуальность. В связи с этим возникает  необходимость изучить некоторые  явления, имевшие место при становлении и развитии казахской интеллигенции и ее роли в  обществе в конце Х1Х­начале ХХ веков. По мнению историка Гульмиры Султангалиевой, на первом этапе программа национального движения соответствовала социальной структуре его участников. В Казахстане это движение во  второй половине XIX века представляли выходцы из традиционной элиты, окончившие первые  светские учебные заведения, — Ч. Валиханов, Т. Сейдалин, М. Бабаджанов, С. Жантюрин. Один из известных государственных и партийных деятелей Казахстана Турар Рыскулов пишет:  «До революции 1905 года среди казахского населения можно было отличить два вида  интеллигенции. Одни — интеллигенты, персонально выдвинувшиеся из остальной среды в разное время, вроде Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, правда, немногочисленные, получившие  русское образование, которые стремились при содействии русской власти приблизить казахов к  европейской культуре. Другие — получившие воспитание в татарских, башкирских и других  мусульманских школах, стремящиеся путем распространения культуры Востока просветить  казахский народ». Перед Октябрьской революцией у казахов был очень тонкий слой интеллигенции: всего около  ста человек имели высшее и незаконченное высшее образование, около тысячи являлись  выпускниками гимназий, прогимназий, училищ, а также несколько тысяч лиц, окончивших   восточные учебные заведения. Те из них, которые получили европейское образование,  формировали своеобразный политический климат в начале XX века. На общем фоне  среднеазиатского региона интеллигенция Казахстана выглядела значительной и в качественном,  и в количественном отношении. Вот почему именно интеллигенты­казахи играли тогда очень  важную роль в судьбе Средней Азии. В статье «Казахи» крупнейший политический деятель начала XX века Алихан Букейханов  отмечает наличие двух политических течений в казахской степи. Одно — взявшее ориентацию на Бухару и Туркестан, традиционное панисламистское течение. Это направление проповедовали  различные деятели ислама, воспитанные в медресе Казани, Бухары, Уфы. Они пытались  повернуть взоры казахов на Восток. Второе течение — модернистское, ориентированное в основном на цивилизованный Запад. К  этому течению относились выросшие в русской среде представители казахской интеллигенции,  руководимые Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Мыржакыпом Дулатовым,  Жакыпом Акпаевым, Алимханом Ермековым. Эта группа проявляла политическую  сдержанность, осторожно реагировала на действия царского правительства, прежде всего  прилагая усилия к тому, чтобы поднять самосознание народа и подготовить его для действия в  целесообразных условиях. Они возлагали надежды на возможность соглашения с русской  либеральной властью и левыми партиями. Таким образом, в начале XX века на историческую арену выходит передовая казахская  интеллигенция, которая считала главным в своей политической деятельности защиту как  национальных, так и общечеловеческих ценностей. Руководителями движения стали Алихан  Букейханов — ученый­экономист, член ЦК Конституционно­демократической партии России,  депутат I и II Государственной Думы; Ахмет Байтурсынов — поэт, переводчик, лингвист,  редактор газеты «Казах»; Мыржакып Дулатов, Жакып Акпаев, Мустафа Шокай, Мухамеджан  Тынышбаев, Бахытжан Каратаев, Халел и Джанша Досмухамедовы и другие — в большинстве  своем выпускники высших учебных заведений и училищ Петербурга, Москвы, Варшавы, Казани,  Томска, Омска и Оренбурга. В августе 1886 года Алихан Букейханов поступает в Омское техническое училище. Блестяще  окончив его, он поступает в Императорский лесной институт в Санкт­Петербурге, который  заканчивает в 1894 году. По данным видного государственного деятеля, профессора, участника  движения «Алаш» Алимхана Ермекова, Алихан Букейханов в одно время с Лениным экстерном  окончил юридический факультет Санкт­Петербургского университета. Свободно владел  несколькими иностранными языками, в 24­летнем возрасте  имел два столичных диплома о  высшем образовании, был известен как знаток теории марксизма. После окончания института  начинается его активная общественно­политическая и научная деятельность. Выполненные Букейхановым исследования в составе экспедиций Ф. Щербины, С. Швецова — объективный  анализ жизни казахской кочевой общины — которые свидетельствуют о глубоких познаниях в  этой области. Одной из главных задач своей деятельности казахская национальная интеллигенция считала не  только сохранение национальной самобытности казахского народа, но и воссоздание  исторического прошлого и воспитание национальных чувств. Участие казахских депутатов Алихана Букейханова, Ахмета Беремжанова, Бахытжана  Каратаева, Мухаметжана Тынышбаева в Государственной Думе, накопленный ими опыт  парламентской работы сыграли важную роль в их общественно­политической деятельности. В период Первой мировой войны, в 1916 году, в Казахстане вспыхнуло восстание казахов против политики царского правительства. Поводом послужил Указ царя от 25 июня о реквизиции  инородцев Средней Азии и Казахстана и ряда других областей «для работ по устройству  оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии». Причины  восстания: массовое изъятие земель в Казахстане, политика русификации, Первая мировая  война, которая принесла народам неисчислимые страдания. По указу царя набору подлежало все трудоспособное население в возрасте 19­43 лет. Тем самым царское правительство хотело  освободить массу русских солдат и рабочих от работы по устройству оборонительных  сооружений и других тыловых работ, реквизировав из Туркестана и Степного края более 500  тысяч мужчин. Люди видели, что часть соотечественников вообще не возвращалась, погибая при  работах во время военных действий. С другой стороны, цены на основные виды продовольствия  и налоги возросли в несколько раз. В таких условиях и началось восстание в Казахстане. Каково же было отношение национальной интеллигенции Казахстана к восстанию шаруа? Ядро  казахской революционной демократической интеллигенции, сплотившееся вокруг газеты  «Казах», — Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов — в период апогея  национально­освободительной борьбы казахов против метрополии допускало возможность  репрессии со стороны царизма и предлагало отсрочить мобилизацию. «Послушайтесь, не  проливайте кровь, не сопротивляйтесь», —  писали представители национальной интеллигенции  в воззвании в октябре 1916 года. Таким образом, лидеры алашской интеллигенции  придерживались тактики разумного компромисса с колониальной империей, выдвигая на первый план идею выживания народа, сохранения его этнической целостности. С июля по август 1916 года ход событий в немалой степени зависел от позиции лидеров  общества. В этот драматический период деятели «Алаша» решили оградить народ от новых  катаклизмов и сохранить его. Именно поэтому они призвали казахов выполнить Указ царя. Во­ первых, они считали, что нависшая над Россией внешняя опасность в полной мере касается и  казахов, являющихся их подданными. 11 июля 1916 года в обращении к гражданам Букейханов,  Байтурсынов, Дулатов писали: «Соотечественники — русский народ, единоверцы —  мусульмане, татарский народ, а также другие соседние народы горят в пламени пожара. Нельзя  нам оставаться в стороне… Отказаться от приказов власти, подданными которой мы являемся, и сидеть дома, защищая себя, не вступая в защиту государства, это будет на пользу врагу»  («Казах», 1916 г., 16 июля). Во­вторых, в случае победоносного для России исхода войны они  надеялись на облегчение участи казахов и создании национальной автономии. Часть казахской молодежи, обучавшейся в центральных российских вузах, активно помогала  соотечественникам, призванным на строительство оборонительных сооружений. Об этом  рассказывают письма Алихана Бокейханова, написанные из Москвы в декабре 1916 года и  опубликованные в газете «Казах». Там говорится: «Через 2­3 дня я, Мырзагазы, Тел, Муса,  Хасен — впятером выедем на Западный фронт, там будем оказывать помощь казахским  джигитам. Возможно, поедем и на другие фронты». А в письме, написанном 26 декабря, он  сообщает, что они знакомятся с условиями проживания казахов из Актюбинского,  Костанайского уездов. Там же упоминаются его товарищи, московские студенты: Тел  Жаманмурынов, Муса Сейдалин и Халел Бекентаев. К сожалению, имя нашего земляка Теля Жаманмурынова, одного из настоящих патриотов республики, стоявшего у истоков движения  «Алаш» и внесшего огромный вклад в становление и развитие сельского хозяйства Советского  Казахстана, мало известно широкой общественности. Тел Жаманмурынов добровольно пошел на фронт в инородческое отделение для помощи  казахам, работающим на оборонительных объектах (район Минска). В конце призыва казахских  джигитов он организовывает возвращение простых рабочих с фронта. Об этом свидетельствуют  строки из издания «Казах»: «До управления дошло и то, что актюбинские джигиты во главе с  Телем Жаманмурыновым, джигиты из Семиречья с Билялом возвратились на родину». Таким образом, казахские интеллигенты, среди них и Жаманмурынов, летом 1917 года приняли  активное участие в ответственном деле — в деле оказания помощи казахам, работающим на  трудовом фронте Первой мировой войны. Вот что он пишет в своей автобиографии, написанной  в 1935 году для Актюбинского обкома ВКП(б): «В начале 1916 и конце 1917 годов добровольно  отправлялся на Западный фронт для исследования положения казахов, призванных на тыловые  работы, и оказания им помощи. По возвращении в мае 1917 года по мобилизации Тургайского  областного гражданского комитета был направлен в Тургайский уезд на создание волостных  комитетов. Здесь, на уездном съезде (июль 1917 года) был избран председателем уездного  земельного комитета». В этом же году он вошел в руководящий состав организации «Еркін  дала», созданной в Оренбурге. Целью данной организации было просвещение и повышение  общественно­политической активности народа. 21 июля 1917 года Жаманмурынов в качестве делегата участвует в работе съезда казахов  Тургайской области (I­общеказахский). В сентябре 1917 года его как представителя партии  «Алаш» выдвинули в депутаты Всероссийского учредительного собрания. Жаманмурынов  исполнял обязанности секретаря II съезда казахов Тургайской области, который проходил 20­25  августа 1917 года в Актюбинске. На этом собрании была принята программа, основанная на  демократических принципах. К сожалению, впоследствии  Жаманмурынова постигла участь  многих достойнейших людей своего времени. Он был репрессирован тоталитарной системой. Современное состояние исторической науки Казахстана создает значительные возможности для  разработки одной из актуальных и животрепещущих задач отечественной истории —  исследование формирования и деятельности национальной интеллигенции Казахстана.  Интеллигенция являлась носителем духовной и нравственной культуры народа. Она первой  предвидела результаты и последствия исторического события и призывала к решению проблем  мирным способом, пытаясь уберечь народ от кровопролития. Приложение 2 1925 г. XV съезд ЦК ВКП(б) объявил курс на индустриализацию страны. Голощекин Ф.И. ­ первый секретарь Крайкома партии в 1925­1933 гг., проводник жестокого  курса Сталина, идеи регионального вождизма. В Казахстане он проповедовал идею проведения  «Малого Октября», где доказывал, что аул «не чувствовал дыхания Октября и что здесь  необходимо провести малую Октябрьскую революцию». Филипп Исаевич Голощёкин Курс Голощекина встретил серьезное сопротивление, тогда он решил обратиться с письмом к И.  В. Сталину, где излагал сущность линии бюро Крайкома партии. И. В. Сталин дал краткий, но  весьма определенный ответ, который гласил: «Тов. Голощекин! Я думаю, что политика,  намеченная в настоящей записке, является в основном единственно правильной политикой». Идеи политики «Малого Октября»: • Развитие промышленности на мелком и среднем уровне; • Превращение края в сырьевую базу СССР. Этот курс он выдвигал в 1927 году и утвердил в  1930 году на VI Краевой партийной конференций. Кандидат в члены Политбюро А. А. Андреев  на конференции выступил с поддержкой курса Ф. Голощекина. Оппозиция Голощекину. С. Садуакасов, один из лидеров оппозиции курсу «Малый Октябрь», отстаивал идею: • Приближения промышленности к источникам сырья. • Развитие тяжелой промышленности края В ходе дискуссии о путях индустриализации в Казахстане выявились полярные точки зрения: • одни полагали, что переход от «верблюда к социализму» невозможен и насаждение фабрик и  заводов в степи является «сверхъестественным», подорвет «национальную самобытность» другие считали, что «казахизация удорожает производство», с казахами «промфинплан не выполнишь» и т.д. Разумные голоса местных партийных, советских, хозяйственных кадров о необходимости пересмотра колониальной структуры экономики края, прежде всего, в промышленности в ходе осуществления индустриализации (С.Садуакасов, Ж.Мынбаев и др.), квалифицировались  Голощекиным, .Курамысовым и их сподвижниками как проявление местного национализма, а  призывы некоторых экономистов из планирующих органов о темпах индустриализации,  соответствующих уровню развития производительных сил, наличию трудовых ресурсов ­ как  проявление великодержавного шовинизма. Субъективизм в теории и командно­волевые методы на практике исключали возможность изучения альтернативы движения республики к социализму. Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов. Комплексные  экспедиции, организованные Академией наук: • Экспедиция академика Н. С. Курнакова ­ изучала минерально­сырьевые ресурсы Центрального  Казахстана, которая в результате своих исследований доказала, что Казахстан является  «сплошной металлогенической провинцией Советского Союза». • Экспедиция академика И.М.Губкина ­ изучала Урало­Эмбенский нефтяной район, пришли к  выводу, что это месторождение ­ одна из богатейших нефтяных областей страны. • Экспедиция инженер­геолога К. И. Сатпаева ­ произвела тщательную разведку месторождений  меди в районе Джезказгана и доказал перспективность региона. Крупные стройка индустриализации ­Туркестано­Сибирская железнодорожная магистраль. • 1927 г. ­ начало строительства Туркестано­Сибирской железнодорожной магистрали: южное направление со станции ­ Луговое и северное ­ со станции Семипалатинск • 28 апреля 1930 года ­ завершение строительства магистрали, северный и южные участки  сомкнулись на ст. Айнабулак. • С января 1931 г. ­ Турксиб введен в постоянную эксплуатацию. Руководители Турксиба: • Шатов B.C. ­ начальник строительства: • Нурмаков Н. ­ председатель комиссии по содействию Турксибу Совнаркома республики Н.  Нурмаков; • Рыскулов Т. ­ председатель специального комитета содействия постройке Турксиба при правительстве РСФСР. Ход стройки: • На строительстве Турксиба трудились почти 100 тыс. человек: русские, казахи, украинцы,  киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около 10.000 рабочих­казахов стали специалистами­ железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела. • Семиреченская дорога, один из участии Турксиба длиной в 266,5 км, была построена за семь  месяцев, т.е. в сутки укладывали примерно 1500 м путей. • Турксиб был построен за три года вместо пяти, намеченных по плану  Государственное и социально­экономическое значение Турксиба: 1.Турксиб ­ одна из ударных народных первой пятилетки; 2.Соединила Среднюю Азию с районами Сибири; 3.Повлияла на подъем экономики и культура восточных районов страны; 4. Стала школой воспитания и мужания рабочего класса Советского Казахстана. 5.Проявление трудового героизма людей, числе рядовых строителей были Д. Омаров,  прошедший впоследствии путь до начала Турксиба, Т. Казыбеков, ставший Героем  Социалистического Труда, начальнике треста «Казахтрансстрой». Промышленные гиганты, построенные в годы индустриализации: • шахты Караганды; • нефтепромыслы Эмбы; • Чимкентский свинцовый завод; • Балхашский и Джезказганский горно­металлургические комбинаты; • полиметаллические предприятия на Рудном Алтае и в Ачисае; • Актюбинский комбинат; • Тепло и гидроэлектростанции; • предприятия промышленности строительных материалов. Экономические связи между промышленными районами: • В предвоенные годы сырьевой регион Центральный Казахстан снабжал рудой, миллионом,  углем промышленные предприятия Южного Урала. • Рудный Алтай стыковался с индустриальным комплексом Сибири. • Треугольник Урал­Сибирь­Казахстан за ведущее положение в СССР по производству цинка,  меди, свинца и других стратегических металлов. • Нефтяная Эмба, по существу являлась частью новой нефтяной базы — «второй Баку»  создаваемой между Волгой и Уралом.

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской интеллигенции против политики «Малого октября»

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства», борьба казахской  интеллигенции против  политики «Малого октября»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019