Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Оценка 4.7

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
8 кл
27.03.2018
Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой? Повлияла ли на это Отечественная война 1812 г.? Какое значение имели попытки либеральных реформ, предпринятые Александром I? 1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество Победив общими усилиями Наполеона и изгнав захватнические войска, страна ждала перемен. Этими чувствами были охвачены все слои населения. Часть дворянства, мыслящая либерально, мечтала и вслух говорила о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на улучшение своего положения. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.
александр 1.docx
Технологическая карта урока ФИО учителя: Ткаченко А.С. Предмет :история   Класс: 8 класс УМК:   А.А.   Данилов,   Л.Г.   Косулина   История   России   19   век.   Учебник   для   8   класса   общеобразовательных   учреждений.   М., Просвещение, 2012 г. Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Тип урока: комбинированный Методы : объяснительно­иллюстративный и репродуктивный  Цели урока: образовательные: ­ познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815­1825 гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ; развивающие: ­ обеспечить развитие системы познавательных умений учащихся: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, запоминать и др.; ­ развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать  проблемы. воспитательные:   ­  воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи; ­ способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию ценностных установок; ­ развивать толерантность, умение добросовестно и сосредоточенно работать. Планируемые результаты обучения: предметные: включение учащихся в различные виды деятельности на уроке по     получению нового знания; преобразование и применение нового знания в учебных ситуациях; ­ ­ ­ формирование научного типа мышления;   метапредметные: ­ ­ ­ ­ ­ принятие учебной цели учащимися, организация и контроль учебного труда; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать действия;  умение определять понятия, устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы; смысловое чтение; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, находить общее решение; личностные: ­ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Этапы урока Деятельность  учителя 1.Организационный. Мотивация   учебной деятельности. Проверка готовности к уроку.  Создание положительной атмосферы. Деятельность учащихся УУД на этапах урока Самопроверка готовности к уроку. Регулятивные: самоконтроль 2.Актуализация знаний. Под влиянием каких идей  Как и почему А.С. Пушкин  1. «Историческая атака»  а. воспитывался Александр?  б. назвал первый период царствования  Александра I? в. назначение Негласного комитета, кто  входил в его состав?  Каково было главное  Личностные:  восприятие значимости учебного материала осознание   и учащимися   Ответы учащихся: ­ самодержавность и консерватизм отца  и бабушки; либерализм взглядов  Ф.С.Лагарпа;  ­ «Дней Александровых пре красное  начало»; ­ Негласный комитет – это круг близких  к царю людей, подготовивших проекты Каким образом решался  Какие изменения в системе  г. управления произошли в начале  царствования Александра I?  д. крестьянский вопрос? (1803 г. – указ  о вольных хлебопашцах, 1804 г. –  определение размеров крестьянских  повинностей в Прибалтике) е. Составить предложения со  словами барщина, самодержавие,  реформа, конституция, манифест. 3.Изучение материала   нового Мы вспомнили о реформаторских  начинаниях Александра I до войны  1812 года, а сегодня узнаем о его  политике после войны.  Задания для формулирования  темы и проблемы Историки делят царствование  Александра 1 на два периода: 1) Начальный – когда Александр I   стремился проводить либеральные  преобразования; 2)Последующий – когда внешняя и  внутренняя политика стала  реформ в России;  – амнистия 12 тыс. пострадавших при  Павле, открытие границ, разрешение на  ввоз иностранной литературы и т.д.  Состав: граф П.А. Строганов  Н.Н.Новосильцев, князь  А.А.Чарторыйский,    граф В.П. Кочубей); ­1802 г. ­ Сенат превращён в высший  судебный орган, орган контроля за  деятельностью местных властей; вместо  петровских коллегий созданы 8  министерств; учреждён Комитет  министров для обсуждения вопросов  управления страной; 1810 г. – создан  Государственный совет –законосовеща­ тельный орган при царе – по проекту  М.М. Сперанского. Формулирование и запись темы в  тетрадь  «Либеральные и охранительные  тенденции во внутренней политике  Александра I в 1815—1825  гг»  Регулятивные:  Умение планировать  деятельность на различных  этапах работы, использовать  отведенное время для решения  поставленной задачи Целеполагание –постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что еще неизвестно Познавательные:  самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели. Коммуникативные: доказательство ­ установление  причинно­следственных связей,  построение логической цепи  рассуждений, доказательство Познавательные: смысловое  чтение как осмысление цели  чтения и выбор вида чтения в  зависимости от цели Формулируют проблемный вопрос:     ­В   чем   причины,   поэтапного свертывания   реформ   царя   и   отказ   от дальнейшей   либерализации   внутренней жизни   в   России   в   1815­1825   гг?   (На конкретных   фактах   подтвердите   или опровергните   суждения   историков   о том,   что,   начиная   именно   с   1814   г. Александр   1   стал   проводить консервативную политику.) Составление плана изучения темы. (на   введение   отмену   крепостного Записать в тетрадь. Настроения   в   российском   обществе после войны 1812 года: • Либеральные   конституции, права) • (опасность, ненужность   реформ   для   России, победившей   Наполеона,   тем   самым доказавшей   превосходство   своего политического строя) Консервативные   консервативной, охранительной.           При   этом   некоторые   историки считают   1814     рубежом, разделяющим царствование   Александра 1 на два периода. Какую   определить?   можно проблему г. Основные вопросы  изучения  материала 1)   Влияние   Отечественной   войны 1812 г. на власть и общество. 2) Продолжение реформ. 3)   Реформаторский   проект   Н.   Н. Новосильцева. 4)   Отказ   от   проведения   реформ   в начале 1820­х гг. ­   Отечественная   война   оказала огромное на международное   положение   России, укрепив его, на внутриполитическое развитие, настроения   в   обществе.     Подробнее об этом вы узнаете, выполнив задание (слайд   4).   Учитель   выслушивает ответы,   постепенно   выводя   их   на экран по щелчку (слайд  влияние и               и Используя  прием «Инсерт» работают с  пунктом параграфа После   войны   были   сильны   и реформаторские и антиреформаторские   Причём   последние настроения. определили   тайность,   секретность, негласность   разработки   проектов дальнейших реформ.  Записывают в тетрадь дату и событие Работа   с   учебником   §   6, (Противоречивость внутриполитического курса) Задание 1. Используя   прием   «Инсерт» поработайте   с   пунктом   параграфа («» – уже знал,   «+» – новое,     «–» –   думал   иначе,     «?»   –   есть вопросы)         2. Ответьте   на   вопрос: различных   «Какие противоречия   во   взглядах   и ожиданиях слоев общества,   которые   повлияли   на стремление   Александра   коренным образом изменить государство можно выделить?     4.Первичное осмысление. Закрепление изученного материала. 1. «Польский эксперимент»  Слайд 6 ­  Первой задачей, которую  попытался решить Александр  после  окончания войны, было дарование   конституции Польше. 15 ноября 1815  года император Александр  Благословенный даровал  Конституцию Царству Польскому.  Для этого он приехал в Варшаву,  облачился в польский мундир и с  лентой польского ордена Белого  Орла. Польское дворянство с  восторгом встречало российского  императора. Слайд7       знаково­ средствами кодирование, Познавательные:  действие со символическими (замещение,   декодирование, моделирование) анализ  – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; перевод   текста   на   знаково­ символический язык, с помощью вещественных   или   графических средств, к построению модели; использование языковых   адекватных для приводящий средств Вопрос ­   Каким   образом   Королевство Польское   оказалось   в   составе Российской империи?   В   чём   состояло   принципиальное отличие   политической   системы Царства   Польского   от   российской политической системы? (Приложение 1) Приём «SWOT – анализ» Сильные стороны Слабые стороны Польская конституция Возможности  Угрозы    Прочтите Вопрос:   Неужели   в   составе самодержавной   Российской   империи появилось   столь   демократичное, конституционное   государственное образование? текст учебника   (пункт   2   «Польский эксперимент. опыт конституции   в  России»,  абзац  1    со слов  «Главой  польского  государства объявлялся…).  А как же основная часть Российской империи?   Первый     Учащийся  показывает на карте и  отвечает на вопрос о вхождении   Королевства Польского в состав  Российской империи  (по решению  Венского конгресса 1814­1815 гг. после  разгрома Наполеона). Работа с документом  (слайд 8).  В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства  Польского от российской политической  системы? Работают с документом Отвечают на вопросы по тексту  документа. (появление конституции,  действующий двухпалатный сейм,  выборы, свобода печати,  неприкосновенность личности – всё это  шло вразрез с российской политической  системой).  4 чел. у доски, остальные в тетрадях Учащиеся дополняют свои ответы  (Российский император становился  польским королём,  ему принадлежала  законодательная власть, т.к. сейм не мог принимать законы) и делают общий  вывод об ограниченности этой  политической реформы, но в то же  время её важности как первого,  пробного шага в российской истории,  правда, на польской её территории.       представлять в отображения   в   форме   речевых высказываний   своих   чувств, мыслей. Коммуникативные:  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в   соответствии   с   задачами   и условиями коммуникации; умение информацию, сообщать письменной и устной форме; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать   умение вступать   в   диалог,   а   также участвовать   в   коллективном обсуждении   проблем,   владение монологической и диалогической формами   речи   в   соответствии   с грамматическими и   синтаксическими нормами родного языка. Личностные: умение оценивать других людей и их деятельность с точки зрения  целесообразности исходя из  требований и веяний изучаемой  эпохи свое, 2. Реформаторский   проект Н.Н.Новосильцева     бывший Рассказ учителя             Менее   чем   через   год  на   стол императора   лег   проект   конституции Новосильцева,   который   назывался «Уставная   грамота   Российской империи (1820 г.).   1819   год   –   Николай   Николаевич Новосильцев, член Негласного комитета, служивший на различных   постах   в   Царстве Польском,   разработал   проект Конституции   –   «Государственную уставную   грамоту».   Давайте   были   ли   в   ней разберёмся, противоречия,   как   в   польской конституции.     (слайд   10);   1   ряд   – находят прогрессивные черты, 2 ряд ­ консервативные.   После   проработки текста   учащиеся   дают   ответы, учитель   щелчком   выводит   их   на экран, учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради. Вопрос: Можно ли говорить, что с  появлением по проекту Новосильцева в России двухпалатного парламента  уничтожалось самодержавие?    3. Отказ   от   проведения реформ.  Вопрос: Сперанского и его реформ.    Вспомните   судьбу Определяют изменения,  предполагавшиеся в соответствии с  проектом конституции Н.Новосильцева Работают по пункту параграфа Выполняют задания Учащиеся отвечают на вопрос: (Отчасти.  Самодержавие как  неограниченная абсолютная власть всё  же уже ограничивалось парламентом,  без которого царь не мог утверждать  законы. В то же время лишь царь  обладал правом законодательной  инициативы и мог не предлагать для  обсуждения не устраивавший его закон). Учащиеся отвечают на вопрос:  (из всего проекта реализовано только  Познавательные: Структуриров ание   своих   знаний;   выявление причинно­следственных   связей Коммуникативные: умение полно   и   точно   выражать   свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: планирование и  коррекция ученического труда,  прогнозирование. создание законосовещательного  Государственного совета в 1810 г. (Сам  Сперанский под давлением высшего  света в марте 1812 года отправлен в  отставку и выслан сначала в Нижний  Новгород, затем в Пермь).  Учащиеся отвечают (скорее всего дети  скажут, что противостояние в высших  кругах, в среде дворянства реформам  пугало Александра I, помнившего о  судьбе отца).     Конституции Проект   Новосильцева   также   не   был утверждён.   Во   время   разработки проекта   произошли   революции   в Италии   и   Испании,   которые встревожили   Александра   I.   После некоторого   колебания   царь   отложил принятие на неопределённое время. Да и в целом реформаторское   направление   в   его деятельности   в   начале   20­х   годов было   свёрнуто.   Причины   разные. Вопрос:   Попробуйте   предположить, какие?  Как видите, столько планов,  оставшихся нереализованными,  столько противоречий во  внутриполитическом курсе. Думаю,  вам придётся призадуматься, давая  оценку императору как политику и  его внутренней политике. Работа   с   учебником   §   6  (пункт «Отказ   от   проведения   реформ   в начале 20­х гг.») Задания 1. реформ. 2. Выполните следующие задания и сделайте все возможные выводы о внутренней политике Александра 1. Выделите   причины   отказа   от Записать в тетрадь: Причины сворачивания реформ в конце  правления Александра I: Активное противодействие большинства дворян (восстание Семёновского полка  в 1820 г.)  Служившие в Семёновском  полку в Петербурге офицеры  установили в нём порядки, которые  были существенно гуманнее, чем  принятые в большинстве частей русской армии. Было исключено  Коммуникативные:  смысловое   чтение,   умение работать  с   текстом,   отвечать   на вопросы. рукоприкладство, солдат обучали  грамоте. Однако в 1820 г. командиром  полка был назначен полковник Ф. Е.  Шварц, который не придерживался  столь либеральных взглядов на военную  службу. В полку стали активно  применяться телесные наказания,  насаждалась жестокая муштра. Вскоре  полк взбунтовался и потребовал смены  командира. Восстание полка было  жестоко подавлено. Александр I счёл,  что причиной восстания стала не  жестокость полковника Шварца, а  «неумеренный либерализм» офицеров  полка. (Слайд7)  Нарастание революционного движения  в Европе;  3) Убеждённость Александра, что  крестьянство не готово к свободе(слайд 8 Личная трагедия Александра I,  потерявшего дочерей и сестру; (слайд  9); Усиление религиозности и мистицизма в мировоззрении императора  (слайд 9). Фронтальный опрос учащихся Регулятивные: прогнозирование, предвосхищени е результата и уровня усвоения; оценка, выделение   и   осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: доказательство ­ установление  причинно­следственных связей,  4. Контрольно­ оценочный Вопросы и задания для закрепления: 1) В   чем   причины,   поэтапного свертывания реформ царя и отказ от дальнейшей либерализации внутренней   жизни   в   России   в   1815­ 1825 гг? (проблемный вопрос урока) 2) Какие   периоды   в правлении   Александра   I   можно выделить? Как менялась в целом его политика? 3) Кем   были   разработаны проекты   политических   реформ   в правление Александра I? 4) Как   на   ваш   взгляд   связаны отмена крепостного права и введение Конституции? 5) Почему   Александру   1   не удалось претворить в жизнь то, о чём он мечтал в молодости? 6) Словарная работа: сейм, ценз, уставная   грамота,   законодательная инициатива (слайды 10­13). Анализ   и   оценка   успешности достижения   цели,   поставленной   в начале урока.  Подведение итогов работы учащихся. Домашнее задание:  ­параграф 6, вопросы ;  историческую составить характеристику личности Александра I   5.Рефлексия   учебной деятельности. Подведение итогов Рецензия  работы учащихся  одноклассниками. построение логической цепи  рассуждений, доказательство   Коммуникативные: Принимать       различные   точки зрения   одноклассников,   не совпадающие с собственной. Регулятивные:  саморегуляция, волевая собственной оценивание деятельности   и   работы   класса   в целом. Личностные: умение высказывать своё  отношение к уроку, выражать  свои эмоции.   Методический комментарий: на уроке используется презентация, организовывается самостоятельная работа с учебником. Приложение 1 Текст документа: Польская конституция 1815 г. Королевство Польское становилось конституционной монархией в составе Российской  империи. По конституции польский король осуществлял исполнительную власть, а законодательную власть разделял с сеймом, сохраняя за  собой законодательную инициативу и право вето. Сейм состоял из 2 палат: сената (назначался королём) и «посольской избы» (77 послов от  шляхетских сеймиков и 51 депутат от городских общин (гмин)). Избирательный ценз определялся уплатой прямого налога не менее 100  злотых. Провозглашалась неприкосновенность личности, свобода печати, признание польского языка официальным и т. д.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018