ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначения в языке, употреблением их в речи других частей речи, формирования умения отличать междометия от знаменательных, служебных частей речи и звукоподражательных слов, знаки препинания при них.
Иконка файла материала работа.docx
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 7 «Б» КЛАССЕ ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»   Обучающие:   сформулировать   умение   распознавать   междометия Задачи   урока: познакомить   учащихся   с   особенностями   междометий   и звукоподражательных   слов,   назначения   в   языке,   употреблением   их   в   речи других   частей   речи,   формирования   умения   отличать   междометия   от знаменательных, служебных частей речи и звукоподражательных слов, знаки препинания при них. Цели урока:  1. производные и непроизводные. 2.   Развивающие:   развивать   речевые   способности   учащихся,   вырабатывать навыки   выразительного   чтения   с   помощью   примеров   из   художественных произведений. 3. Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию детей. Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, творческая работа. Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, распечатки предложений из поэтического текста. Тип урока: изучение нового материала.  Словарная работа (по одному у доски). Ход урока Торжественное   открытие   художественной   выставки   – вернисаж                     Свободное от работы время – досуг. Любезные приятные слова ­ комплимент. Аппарат для фотографического воспроизведения текста – ксерокс. Человек, владеющий многими языками  ­ полиглот.  Глубокие познания в какой­либо области – эрудиция.  Установленный, принятый порядок поведения – этикет. Положение, требующее доказательств – тезис. Малообразованный человек – невежда. Придумать предложения со словами вернисаж, ксерокс, полиглот, невежда. Повторение изученного Тестирование.         1. 1. Укажите правильный ответ: причастие имеет признаки: глагола; 0 – прилагательного; 0­наречия и глагола; 0­ глагола и прилагательного. 2. 1. Какое из утверждений неверно?     причастие   имеет   настоящее   и   прошедшее   время;   0­   причастие имеет будущее время; 0­ причастия бывают совершенного и несовершенного 1вида; ­0­ причастия имеют возвратную форму. 3. Укажите   предложение,   в   котором   нужно   выделить   запятыми причастный оборот ( запятые не расставлены ). Дорога освещенная бледной луной выглядела таинственной. Мы шли по освещенной бледной дороге. Таинственной выглядела освещенная бледной луной дорога. Выглядела таинственно освещенная бледной луной дорога. 1. 1. 1. 1. 4. Разобрать слово «освещенной» по составу.           5.В каком варианте ответа на месте пропуска пишется –Я ?      А. бор_щийся, Б.кле_щий, В. Краснее_щий, Г. Пил_щий (дрова)                                          Союз. 1. Какое из утверждений неверно? БГ; АВ; БВ; АБГ.   0 – Союз –самостоятельная часть речи.   0 – Союз­ служебная часть речи.   0­   Союзы могут соединять однородные члены предложения.   0­   Союзы могут соединять простые предложения в составе сложного предложения.   2. Укажите ряд, в котором все союзы сочинительные .    0­ ни­ни, чтобы, да.       0­ и, но, с тем чтобы.    0­ но, или , а.                  0­ затем , чтобы, то­то. 3. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.  В сентябре (1) когда все птицы уже покидают наши края (2) все в природе замолкает (3) и прислушивается к ветру(4) что шумит над пустыми полями. 0­ 1,2,3,4;   0­1,2; 0­ 2,4; 0­1,2,4. 4. В каком предложении неправильно расставлены запятые? 0­ Мал золотник, да дорог. 0­ Теперь особенно было заметно, как высок он ростом. 0­ Целый день шел мелкие дождь, и теперь тоже немного накрапывало. 0­ Без нитки, да иголки шубы не пошить.                                                Наречие 1. В каком ряду все наречия пишутся раздельно. 1. (не) уклюже, ­(не) по­дружески      0­ ничуть (не)весело ; (не) глубоко, а мелко;      0­ (не) тепло, а холодно, говорил (не) громко;      0­ вовсе (не) интересно; (не) брежно.       2.  В каком ряду все наречия пишутся пишутся с суффиксом А?           0­засветл_ , направ_, дочист_.           0­досух_, справ_, издавн_.           0­ сначал_, надолг_,слев_. 20­ затемн_, снов_, досыт_.      3. Укажите слово с ошибкой:           0­ медленно;           0­ на лево;           0­ справа;           0­ по­хорощему.       4. Укажите вариант ответа, в котором пишется две буквы Н.           А. Сметреть рассея_о,           Б. Держатся мужестве_о;           В. Мастерить искус_о;           Г. Скакать дружелюб_о.    АБ; ВГ; АГ; БГ. 4.Укажите слово с раздельным написанием: 1.все будет (по) старому ; 1.сделал (кое) как; 1.двигались (еле) еле; 1.ехали (по) старому пути. 5.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь? 1.береч_, настеж_, уж_; 1.хорош_, замуж_, наотмаш_; 1.проч_, вскач_, невтерпеж_; 1.навзнич_, сплош_, проч_.   ­ Какие части речи повторили? ­ Сколько частей речи в русском языке? ­ На какие группы они делятся? ­ Почему они так называются? ­ А почему междометие стоит особняком ? Объяснение нового материала. Работа по карточкам. Задание:   прочитать   предложения,   выделить   в   них   междометия   и определить, что они выражают?   Ах, как хорошо на свежем воздухе!   Ура! Мы победили!   Ну, скажи, что­нибудь.    Тсс…, ступайте!    Ох, как мне надоел этот шум.    «Ну , друг, ты и придумал»,­ рассмеялась она. Делается вывод. Знакомство с правилом по учебнику.   Внимательно посмотрите и скажите, какие знаки препинания ставятся 3при междометиях? ­ В какой части речи мы встречали производные и непроизводные? ­Что,   значит,   производные   предлоги?   междометия?   (   подтвердить ответы примерами). Чтение сказки. Работа по карточкам. Выделить в этой сказке производные и непроизводные междометия. СКАЗКА. «Без чего в речи не обойдешься?» Я – самое главное слово, в разговоре без меня не обойтись, потому что я чувства   и   всякие   настроения   человеческие   выражаю.   Больно   кому   –   он кричит: «Ай, ай, ай» или «Ой­ой ой». Весело ему, смеется: «Ха­ха­ха, хи­хи­ хи   хе­хе­хе».   Встретились   двое,   сразу   ко   мне   за   помощью:   «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста! Крышка! Капут!» . а все эти ну, ага,аге, ого, ох,ах,гм­гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.                                                                     Н. Александрович. О какой части речи ведется разговор? Назовите из текста производные и непроизводные междометия. Как пишутся повторяющиеся междометия? ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Задание: ­   Выделить   и   записать   междометия   на   3   группы,   эмоциональные, побудительные   и   этикетные:   а,   ага,   ай,   кис­кис,   караул,   здравствуйте,   до свидания, боже мой, господи, вот это да, как бы ни так, алло, айда, цып­цып, брыс,   марш,   благодарю,   извините,   будьте   добры,   увы,   черт   возьми,   с   ума сойти, ужас, всего хорошего, спасибо, стоп, кыш, браво. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ЭТИКЕТНЫЕ Диалог   на   тему:   «Встреча   после   летних   каникул   с   употреблением этикетных междометий». Слово учителя.  К междометиям примыкают звукоподражательные слова.  ­ Кто на доске воспроизведет звуки собаки, кошки , лягушки и часов?  ­ Учащиеся их пишут на доске. Как они пишутся?  ­ Они какие­либо чувства выражают? Делается вывод. Знакомство с правилом по учебнику. Они передают крики животных и птиц, звуки неживой природы. Выполняют упражнение 460.  ­ Что такое междометие?  ­ Какими бывают междометия? ИТОГ УРОКА 4­ На какие 3 группы делятся по своему значению междометия?  ­   Какие   знаки   препинания   ставятся   при   междометиях   и звукоподражательных словах? СЛОВО УЧИТЕЛЯ От   других   частей   речи   междометия   отличаются   тем,   что   они   не обозначают   предметы,   действия,   признаки   и   т.д.,   не   обслуживают знаменательные слова, подобно служебным словам. А между тем междометия ­ очень выразительные средства языка. Например,   в   речи   Эллочки   Щукиной   (вспомните   этот   персонаж   из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» ) междометия Хо­хо! и  Ого! выражают,   по   свидетельству   авторов   (в   зависимости   от   обстоятельств) ,иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворение. НА ДОМ: §§74,75 упр. 461 (устно), упр. 463 (письменно). 5