Тема урока: «Опасные вещества в быту»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель (образовательная): формирование культуры безопасного поведения в быту
Деятельностная цель: освоение новых понятий и терминов
Задачи урока:
образовательные:
Актуализировать знания об опасных веществах в быту. Формировать знания о последствиях действия опасных веществ. Формировать умения обращаться со средствами бытовой химии.
воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, формировать положительную мотивацию, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
развивающие:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы, с учётом характера сделанных ошибок; аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД: умение строить логические рассуждения и делать выводы, оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в совместной деятельности.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Технологическая карта урока
Класс: 5 б
УМК: Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П.Фролов [и др.]; под ред. Ю.Л.Воробьёва. – Москва:
Астрель.
Тема урока: «Опасные вещества в быту»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель (образовательная): формирование культуры безопасного поведения в быту
Деятельностная цель: освоение новых понятий и терминов
Задачи урока:
образовательные:
Актуализировать знания об опасных веществах в быту. Формировать знания о последствиях действия опасных веществ. Формировать умения обращаться со средствами
бытовой химии.
воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, формировать положительную мотивацию, способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности.
развивающие:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы, с учётом характера сделанных ошибок;
аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД: умение строить логические рассуждения и делать выводы, оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в совместной деятельности.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Результаты урока
Предметные:
познакомиться со средствами бытовой химии;
изучить правила безопасного обращения с ними;
безопасно использовать средства бытовой химии в повседневной жизни;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности
Метапредметные:
Познавательные: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства; выделять главные существенные признаки понятий, строить логичные рассуждения и делать выводы; аргументировать
свою точку зрения.
Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия; участвовать в совместной деятельности, обмениваться мнениями,
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий.
Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Личностные:
проявлять интерес к новому содержанию;
осознанно относится к собственным поступкам; овладеть навыками применения полученных знаний на практике
Ресурсы:
1. Презентация
2. Раздаточный материал, пустые ёмкости и упаковки средств бытовой химии.
3. Учебник
Организационная структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап урока
1.
Мотивация
учебной
деятельности
2. Актуализация
знаний
Создаёт условия для возникновения у учащихся
внутренней потребности включения в учебную
деятельность
Здравствуйте!
Ребята, посмотрите на меня внимательно
Учитель демонстрирует два афоризма: «Вешать
лапшу на уши», «Зарубить себе на носу»
Девизом нашего сегодняшнего урока я выбрала два
афоризма. Для меня:
Я не буду «вешать вам лапшу на уши». А для вас?
«Зарубить себе на носу».
Что это значит?
А что вы должны запомнить?
Выявляет уровень знаний.
Хочу рассказать вам один случай…
«Это случилось с 5летней девочкой, когда она
осталась дома одна. Её мама вышла из квартиры,
чтобы помочь соседке. Девочка играла в куклы.
Когда мама вернулась домой, то с порога услышала
громкий плач девочки. Вбежав в комнату, она
увидела свою дочь с красными воспалёнными руками
и таким же ртом. Рядом с игрушками стоял
флакон …»
Формы и методы
работы
Планируемые результаты
Личностные:
Фронтальная работа
Объясняют
высказывание, вступают
в диалог с учителем,
строят логическое
рассуждение
самоопределение
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
готовятся к уроку, настраиваются
на учебный процесс
Фронтальная работа
Ситуационная задача
Выполняют задания,
требующие отдельных
способностей к учебной
деятельности,
мыслительные операции
и учебные навыки.
Отвечают на вопросы,
находят и составляют
ключевые понятия урока
Личностные:
познавательный интерес
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Познавательные:
логические – анализ объектов с
целью выделения признаков
3.
Постановка
учебной задачи
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную
ситуацию.
Ответ на вопрос, что было рядом с игрушками?
Находится в классе…
На каждом ряду спрятано своё слово – подсказка
Формулируют тему,
ставят цель урока,
определяют, каких
Фронтальная,
групповая работа
Личностные: способность к
самооценке
Регулятивные:
целеполагание(буквы прикреплены к спинкам стульев, нужно
собрать слова). (1й ряд –средства; 2ой ряд
бытовой; 3ий ряд химии)
Средства бытовой химии
Какими эти вещества оказались для девочки?
(опасными)
Где произошёл случай с ребёнком? (в быту)
Сформулируйте тему урока.
(Опасные вещества в быту)
(слайд 1)
Почему с девочкой произошёл такой случай?
Значит, чему вы должны научиться?
(Научиться безопасному обращению со средствами
бытовой химии)
Это и будет целью нашего урока
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Давайте определим проблему, которую нужно
решить нам на уроке (слайд 2 с ребусом)
Опасность использования средств бытовой химии
Организует учащихся по исследованию проблемной
ситуации.
Для решения проблемы давайте составим алгоритм
действий (слайд 3)
1.Опреледить, какие средства бытовой химии и для
чего используем мы дома (слайд 46) (Приложение 1)
Создаёт условия для проверки и оценивания
выполненной групповой работы (Приложение 6)
2. Познакомиться с группами опасности средств
бытовой химии
(составить схему в тетради) (слайд 78)
(Приложение 2)
Создаёт условия для проверки и оценивания
выполненной индивидуальной работы (Приложение 6)
3. Научиться определять степень опасности средств
бытовой химии (игра «Контрольная закупка») (слайд
911)
(Приложение 3)
Создаёт условия для проверки и оценивания
выполненной групповой работы (Приложение 6)
4. Построение
проекта выхода
из затруднения
знаний не хватает, где и
как их добыть.
Познавательные:
общеучебные
Коммуникативные:
построение монологических
высказываний, аргументация
собственного мнения
Индивидуальная,
групповая работа
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование
Познаватльные:
моделирование, логические
выводы
Коммуникативные:
Построение монологических
высказываний, аргументация
собственного мнения,
сотрудничество в группе.
элемент технологии
критического
мышления
Знакомятся с новой
информацией, задают
уточняющие вопросы,
совместно с учителем
составляют алгоритм
действий по
исследованию
проблемной ситуации;
обсуждают новую
информацию, оставляют
«Фишбоун», проверяют,
оценивают деятельность
группы
работают с текстом
учебника, составляют в
тетради схему
«Разделение средств
бытовой химии по
степени опасности»,
проверяют, оценивают
деятельность группыДинамическая
пауза
Проводит динамическую паузу
4.Составить правила использования и хранения
средств бытовой химии
(слайд 1213)
(Приложение 4)
Создаёт условия для проверки и оценивания
выполненной групповой работы. (Приложение 6)
5. Первичное
закрепление
Устанавливает осознанность ситуации
Ситуационная задача:
Вам необходимо сделать генеральную уборку в классе.
Классный руководитель, Татьяна Петровна, принесла
моющее средство. Каковы будут ваши действия?
выбирают пакет со
средствами бытовой
химии из корзины,
определяют их степень
опасности, заполняют
бланк, проверяют и
оценивают свою работу
Под музыку, по цепочке
передают друг другу
клубок ниток, тот, на
ком музыка
останавливается, должен
назвать прилагательное,
характеризующее
средства бытовой химии
(например: опасные,
моющие, чистящие,
ядовитые и т.п.)
обсуждают в группе,
составляют правила
использования и
хранения средств
бытовой химии,
проговаривают вслух,
сравнивают с ответами
одноклассников
Обсуждают,
высказывают свою точку
зрения, аргументируют
ответ
Групповая работа,
игровая технология
Групповая работа
фронтальная работа
Коммуникативные:
умение аргументировать
собственное мнение
Регулятивные: контроль,
коррекция знаний, оценка своих
знаний
Личностные:
умение применять
полученные знанияОрганизует деятельность по применению новых знаний
(Приложение 5)
(слайд 1415)
Самостоятельно
выполняют задания,
осуществляют
самопроверку, пошагово
сравнивая с эталоном.
Индивидуальная
работа
Организует рефлексию учащихся по поводу своего
психоэмоционального состояния, мотивации, своей
деятельности, взаимодействия с учителем и
одноклассниками.
Подведём итоги.
Какую проблему мы с вами определили в начале
урока?
Удалось ли её решить? Всё ли у всех получилось.
Где в жизни вы сможете применить полученные
знания?
Конкретизирует домашнее задание
прочитать §13
по желанию:
стр. 59 задание 2 или
задание на стр. 64
(слайд 16)
Фронтальная,
индивидуальная
работа
Осуществляют
самооценку собственной
учебной деятельности,
соотносят проблему и
результаты деятельности,
степень их соответствия
Записывают домашнее
задание
Индивидуальная
работа
6.Самостоятельн
ая работа с
взаимопроверко
й по эталону
7. Итоги урока.
Рефлексия
8. Домашнее
задание
Литература
Регулятивные: контроль,
коррекция знаний, оценка своих
знаний;
Коммуникативная:
аргументация собственного
мнения, сотрудничество в паре,
содействие разрешению
конфликтов
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение
аргументировать собственное
мнение;
Познавательные:
рефлексия
Личностные:
смыслообразование
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5й класс: учреждений учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П.Фролов [и
др.]; под ред. Ю.Л.Воробьёва. – Москва: Астрель, 2013.
2. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 5й класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н.Литвинова и др. «Основы безопасности
жизнедеятельности. 5 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва /С.В.Петров. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2014.
3. https://infourok.ru/opasnieveschestvavbitu1038420.html
4. http://bezopasnostdetej.ru/spravochnikzashchitadetej/43ya/61yadovityeveshchestvavbytuПриложение 1
«Фишбоун» (работа в группах)
Какое?
Для чего?
Вывод: Это
средства, которые
используются
человеком (где?) и
(для чего?)
Средства
бытовой химии
Подсчитано, что в среднем человек использует более 6 кг различных средств бытовой
химии в год.
Приложение 2
средства бытовой химии
?
? ?
?
7Приложение 3
Игра «Контрольная закупка» (работа в группах)
Каждой группе предлагается два средства бытовой химии, находящихся в корзине. Задача
определить степень опасности выбранных средств и заполнить бланк
Название
Степень опасности средства бытовой химии
Относительно
безопасные
Опасные для глаз и
кожи
огнеопасные
ядовитые
Приложение 4
(работа в группах)
Правила использования и хранения средств бытовой химии:
Хранить (где?)_____________________________________________________________
Использовать (как?)_________________________________________________________
Не допускать (чего?)_________________________________________________________
Нельзя (делать что?)__________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Приложение 5
Поставьте «+» если согласны с утверждением и «» если не согласны с утверждением:
1. После работы со средствами бытовой химии надо тщательно вымыть руки
2.Хранить в недоступных для детей местах.
3.Средства бытовой химии можно пробовать на вкус.
4. Хранить отдельно от пищевых продуктов.
5. Читать инструкцию по применению необязательно.
Самопроверка по эталону:
1 +
2 +
3 –
4 +
5
Оценивание по количеству правильных ответов
Приложение 6
8Оцени деятельность групповую (индивидуальную) в баллах по следующим критериям:
«5 баллов» работа выполнена без ошибок
«4 балла» в работе допущена 1 ошибка
«3 балла» в работе допущено 2 ошибки
«2 балла» в работе допущено много ошибок
«Фишбоун»
(групповая
деятельность
)
Работа с
учебником
(составление
схемы
«Средства
бытовой
химии»)
(индивидуальна
я
деятельность)
«Контрольная
закупка»
(групповая
деятельность)
Правила
использования,
хранения средств
бытовой химии
(групповая
деятельность)
Самостоятельная
работа с проверкой
по эталону
Средний
балл
(индивидуальная
деятельность)
9