Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.
Оценка 5

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
11 кл
10.04.2018
Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.
Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации. Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.
урок вирус.docx
Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.  Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с  вирусными инфекциями. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок­исследование. Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации «Вирусы» и «СПИД»,  видеофильм «Вирусное заражение», дидактический материал, демонстрационный  материал. Цели урока на языке действий учащихся:                                                                         Образовательные:                                                                                                                            ­ изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов,                                                    ­ выяснят  роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний;                                      ­ узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных  заболеваний, в том числе СПИДа.                                                                                                   Развивающие:                                                                                                                                    ­ продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены;                    ­ смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы.                       Воспитательные:                                                                                                                             ­ убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни;                                                    ­ проведут самоанализ деятельности;                                                                                              ­ повысят уровень коммуникативной культуры. I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации  учебной деятельности (групповая и индивидуальная  работа, система зарабатывания  баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся. Ход урока. II.Актуализация знаний. Терминологический мини­экзамен. На столах лежат листочки (обратной стороной), на которых написаны термины ( по 1 на  каждом). Учащиеся каждой группы по очереди вытягивают по 1 листочку и дают  определение какому­либо биологическому термину. В случае правильного ответа они  получают 2 балла, если ответ с ошибками – 1 балл, в случае неправильного ответа ­0  баллов. Остальные члены группы могут исправить ошибку. Общие баллы суммируются как  результат работы группы. III. Введение знаний. 1. Исследовательская работа. Исследовательская модель: «Обучение исследованию». 1. Столкновение с проблемой: «Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы — к живой или неживой природе? Каковы основания для ученого спора?» 2. Вербализация,  т.е.   проговаривание   проблемы.   «Вирус   —   это   существо   или вещество?» 3. Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез. Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение  аргументов. Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и  сторонников химической природы вирусов). Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме. Некоторые факты. 1. После   проникновения   вириона   гриппа   в   клетку,   число   вирусов   увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни. 2. Шаровидный  вирус  гриппа имеет на наружной оболочке  выступающие  детали  — гликопротеидные   шипы(N,H),   которые   постоянно   изменяются,   что   затрудняет выработку лекарств. 3. В   1957   году   Гирер   и   Шрамм   разрушили   вирус   табачной   мозаики,   выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали   нуклеиновую   кислоту   одного   вируса   и   белок   другого,   получая жизнеспособное   потомство.   Такого   рода   явления   происходят   в   природе естественным путем. 4. Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина ­ генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых   для   образования   нового   вируса.2.   Белковая   оболочка,   которую называют   капсидом   (от   латинского   слова   капса–   ящик)3.   Дополнительная липопротеидная оболочка. Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма. Некоторые факты. 1. Д.И.Ивановский   пытался   вырастить   возбудителя   мозаичной   болезни   табака   на искусственных   питательных   средах.   Но   серия   экспериментов   не   дала положительных результатов. 2. В   1935году   Венделлом   Стенли   были   получены   кристаллы   вируса   мозаичной болезни. В такой форме вирусы способны сохраняться. 3. Вирусы имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют  обмен веществ клетки ­ хозяина, ее ферменты и энергию.Попав в клетку, вирус  начинает использовать системы биосинтеза белков и нуклеиновых кислот клетки  для синтеза собственных биополимеров. Вирусные частицы появляются сразу  «взрослыми».     4. Конструкция вируса: в защитной «одежде» из белка заключено наследственное  вещество — геном (ДНК или РНК).       4.Построение объяснения. Сторонники биологической природы вирусов Вирусы способны размножаться. Они обладают наследственностью. Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям  окружающей среды. Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды. Сторонники химической природы вирусов. Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки. Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы. Вирусы не растут. Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ. У вирусов нет каких­либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет  клеточного строения). Выводы: ­Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации. ­Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы. ­Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке  чужого организма.           5.Анализ хода исследования. Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.          Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я  предлагаю вам посмотреть презентацию. 2.Презентация « Вирусы». Вопрос учащимся: Какие дополнительные сведения о вирусах вы узнали из этой  презентации? 3.Динамическая пауза. Физкультминутка – упражнение «Буратино» и элементы  дыхательной гимнастики.          По образному выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, вирусы ­ «это плохие новости в упаковке из белка». Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых  вызывает определенное заболевание растений, животных и человека. Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные. 4.Работа с таблицами. Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики  вирусных заболеваний.                                                                         Вирусные заболевания. Название  болезни Грипп Возбудитель Микровирус  одного из трёх  типов А, В, С  Поражаемые  области тела Дыхательные пути, эпителий  выстилающий  трахеи и бронхи. Оспа Корь Вирус  натуральной  оспы. ( ДНК –  содержащий  вирус). Ксовирус  (РНК –  содержащий  вирус). Коревая  краснуха Вирус краснухи Дыхательные пути, затем кожа. Дыхательные пути  от ротовой  полости до  бронхов, затем  переход на кожу и  кишечник. Дыхательные пути, шейные  лимфатические  Способ  распространения Капельная  инфекция. Капельная  инфекция  (возможно  контактная  передача через  раны). Капельная  инфекция Тип вакцинации Убитый вирус: штамм  убитого вируса  должен  соответствовать  штамму вируса  вызывающего  заболевание. Живой ослабленный  вирус.   Живой вирус. Капельная  инфекция Живой вирус ОРВИ Самые разные  вирусы. узлы, глаза, кожа. Дыхательные пути, обычно только  верхние. Капельная  инфекция. Полиомие лит Вирус  полиомиелита  (РНК –  содержащий). Жёлтая  лихорадка Свинка  Вирус,  переносимый  членистоногими Ксовирус( РНК  – содержащий) Глотка и  кишечник, затем  кровь; иногда  двигательные  нейроны спинного  мозга. Кровеносные  сосуды и печень. Дыхательные пути, затем инфекция  распространяется  по всему телу  через кровь. Капельная  инфекция. Переносчики –  членистоногие,  например клещи  и комары. Капельная  инфекция или  контактная  передача через  рот с заразной  слюной. Живой или  инактивированный  вирус вводится путём  внутримышечной  инъекции. Живой вирус. Живой вирус  Живой  вирус.  5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того,  чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?  Витамины, марлевая повязка, мыло, носовой платок, одноразовые носовые платки, зубная  щётка.      Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является  СПИД.  Давайте  обратимся к материалам презентации. 6.Презентация «СПИД». Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации  учащиеся формулируют самостоятельно. 7.Видеофильм.  Задание для учащихся. После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно  пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения  ВИЧ в клетку). IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний. Творческая работа учащихся по написанию синквейна. Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда  требований. Правила написания синквейна (на доске): В синквейне 5 строк:  1. понятие (одно слово) 2. прилагательные (два слова) 3. глаголы (три слова) 4. предложение (из четырех слов) 5. существительное (одно слово) Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой  характер. Пример синквейна по данной теме (на доске): 1.СПИД 2. Опасный, смертельный. 3. Калечит, уродует, разрушает. 4. Чаще распространяется из–за невежества. 5. Боль. Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты. V.Итоги урока. Рефлексия.                                                                       Моя работа на уроке                                                                                                        Практическая польза                          Интерес                                                                                               Работа класса Фамилия, имя__________________________ Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной? Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на  основании результатов групповой и индивидуальной деятельности. VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению. Изучить материал параграфа 2.11­ для всех учащихся класса; подготовить сообщения  «История открытия вирусов», «Вирусы и онкология»;  постараться решить проблему: «Как вирусу, у которого генетический материал — РНК, удается совершить подлог информации в ДНК клетки  и организовать производство вирусов?»  (для этого необходимо  использование не только материала сегодняшнего урока, но и применение знаний о  строении нуклеиновых кислот и процессе биосинтеза белка в клетке) – индивидуальные  задания.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.

Тема урока: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018