Алиева Светлана Викторовна,
Учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №883 г. Москва
Класс 10
Тема урока: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя ( 2 урока)
Цель урока:
- повторить и обобщить ранее полученные знания о «Петербургских повестях».
Задачи:
-формировать умение глубокого анализа текста;
-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
-развивать творческие способности, монологическую речь;
-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;
-формировать нравственные ценности личности.
Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ
Форма урока: проблемно- поисковый семинар с опережающими заданиями
Используемые педагогические технологии:
-традиционная педагогическая технология;
- технология метода проекта;
-информационно – коммуникационная технология;
- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.
Навыки, приобретенные учащимися: навыки внимательного слушания и запоминания, анализа произведения, выступления с сообщением, конспектирования, развития речи, общения.
Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная и письменная.
Формы организации работы учителя: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска
Этап урока |
Содержание урока |
Слайд |
I. Оргмомент |
Объявление темы, целей и задач урока. Эпиграф. Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое,
навести мосты над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий
прорыв. Но, как радуга над миром, встаёт над миром Гоголя его светлый смех.
Смех, орошённый слезами.
|
1-2 |
II. Анализ повестей.
1. «Петербургские повести» |
Вступительное слово учителя «Петербургские повести» - третий цикл произведений Н.В.Гоголя. Через все повести проходит образ Петербурга. Гоголь получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где он мог бы бороться за справедливость. В 1828 году Гоголь окончил гимназию. Впереди - свобода, Петербург, служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим. Однако в Петербурге его ждёт крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, стремится получить их любой ценой(в том числе подхалимством, взяточничеством, лицемерием). «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…»Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством». Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, - разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. - Я его воображал красивее и великолепнее». В письме матери Гоголь говорит о своем представлении о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Средств для жизни не хватает, романтическая поэма "Ганц Кюхельгартен" встречена насмешками критики, в актерском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 году повести "Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" вводит его в пушкинский круг писателей. Сборник Н. В. Гоголя «Арабески» (1835) наряду с критическими статьями по истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Позже в журнале «Современник» появился рассказ «Нос» (1836). Повесть «Шинель» впервые была опубликована в собрании сочинений Гоголя в 1842 г. Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определенной писателем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге – столице Российского государства. На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями». (Такое название появилось в критике уже после смерти писателя.) Гоголь жил в Петербурге с 1828 г. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал», – сообщал он матери. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. «Жить здесь не по-свински… несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он родным. Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских повестях». ? Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»? (Наблюдения за жизнью Санкт-Петербурга легли в основу цикла «Петербургских повестей», в которых писатель обличает пороки современного ему общества).
|
3 |
2. Анализ повести «Невский проспект» |
«Невский проспект» (1835). · А. С. Пушкин: «Он [Гоголь] издал "Арабески", где находится его "Невский проспект", самое полное из его произведений… Гоголь идет… вперед». · В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести, «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни». Анализ эпизода. 1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей? 2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте. 3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта. 4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести? 5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры. 6. Какова функция этого эпизода во всей повести? ______________________________________________________________ ? Каким предстает образ Петербурга на страницах повести «Невский проспект»? (За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека». Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».) ? Опишите Невский проспект? Перечислите предметы и детали, с помощью которых определяется положение человека в обществе. (Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…».Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.) ? Какие контрасты можно наблюдать «здесь в течение суток»? («Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!» «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…» . За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.) ? Расскажите о противоположных судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. ? Назовите главные черты гоголевских героев. (Пискарёв: чистота души, искренность, талантливость, но и отсутствие внутренней стойкости, мечтательность, идеализм. Сны заменяют ему реальную жизнь, а пробуждение от снов подчеркивает трагизм столкновения с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой-романтик обречен на гибель. Покончил с собой – не смог допустить, чтобы силы зла, «дьявола» победили его душу, а сам оказался слишком слаб, чтобы победить. Пирогов: примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов – потеря себя как личности.) Петербург. Как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.
|
4
5
6
7
|
3. Анализ повести «Нос» |
Повесть «Нос» (1832-1833). Первоначально журнал «Московский наблюдатель» отказался печать это произведение, и автор решил опубликовать его в журнале «Современник». Гоголю пришлось услышать в свой адрес много жестокой критики, поэтому несколько раз повесть подвергалась существенным изменениям. 1. Кто такой Ковалев? 2. С какой целью Ковалев приехал в Петербург? 3. Каков портрет Ковалева? 4. Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым? 5. Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором? 6. Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего: назовите время действия; назовите место действия; назовите героя повести 7. Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего? 8. О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам? Положение человека в обществе Именно абсурдность и фантастичность сюжета вызвала такую обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него. Из повести становится ясно, что коллежский асессор Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою жизнь посвящает карьере и социальному статусу, у него нет никаких других надежд и приоритетов. Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без видимых на то причин, - и теперь не может показаться в приличном месте, в светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении. А с носом ему договориться не удается, нос делает вид, что не понимает, о чем говорит его хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим сюжетом Гоголь желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор Ковалев. Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.
|
8
9 |
4. Анализ повести «Портрет» |
«Портрет» 1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести "Портрет"? 2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде? 3. Как в образе Чарткова отразились черты эстетики романтизма и реализма? 4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль. 5. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег? ? Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение? В ходе беседы приходим к выводу, что писатель создает два типа художника: первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения.) Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил: 1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его». 2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья». «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». ? Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Почему? (Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?)
В этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе. ? Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти. Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета. Пушкин в «Пиковой даме» по существу опровергает мистическое истолкование событий, Гоголь не отрицает его. Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха «Пиковой дамы» является ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников. Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма «нет святости в лицах». Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую ... точно как будто бы хотел зарезать кого-то» Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Но восхождение к добру, требующее от человека суровых жертв, осознается в повести не как проявление, а подавление натуры. Дьявол или бог царствуют, по Гоголю, в душе человека, натура которого открыта и добру и злу. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем». Инверсии и архаизмы, характерные для церковной речи, свойственны не только настоятелю. Наставление, которое дает художник двадцатилетнему сыну, ободренному радостной надеждой на путешествие в Италию, выдержано в тонах «Нагорной проповеди» Христа и по стилю, и по смыслу: «Твой путь чист, не совратись с него... Талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его». Повесть «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету. |
10
11-12
|
5.Анализ повести «Шинель» |
«Шинель» (1842). В. Г. Белинский: «Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя». Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя». Рассказ о замысле «Шинели» Замысел, по-видимому, возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу. П. В. Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном» будущей повести. «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту, …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его "Шинель", и она заронилась в душу его в тот же самый вечер». 1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести? 2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).. (Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему «маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги. В «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». «Молодые чиновники подсмеивались над ним… рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории… сыпали на голову ему бумажки…» ) 3. Как реагировал на насмешки и унижения Башмачкин? («Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» ) 4. С какой целью Гоголь ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию? («Я брат твой…» Идея братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых, светлых идей.) 5. Расскажите о мечте Башмачкина; о работе портного Петровича, еще одного «маленького человека». 6. Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели? 7. Чтение эпизода ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.) 8. Почему Акакий Акакиевич не нашел помощи у частного пристава, у «значительного лица»?(Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой. «Значительное лицо» – ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта – эти качества не предусмотрены служебными отношениями.) 9. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение? 10. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения? 11. С какой целью автор обличает пороки современного ему общества? Существуют ли они в современном мире? Какие бы вы предложили меры для борьбы с тщеславием, жадностью, лицемерием людей, взяточничеством? Воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания. Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А. И. Ревякина, «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина . Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя. |
13
14
15
16
|
III. Вывод |
Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем, Гоголь -- мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.
|
17 |
|
Домашнее задание. Эссе: Тема «маленького человека» в современном мире. |
|
Использованные материалы:
1. Урок Г.В.Солонченко
http://nsportal.ru/galina-vasilevna-solonchenko
2. Анализ повести «Нос»
http://www.nado5.ru/e-book/v-gogol-nos
3. Анализ повести «Портрет». Автор: Маранцман В. Г., член-корр. РАО, д-р фил. наук, профессор
http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html
4. Урок Т.Ф. Ерохиной
http://ru.convdocs.org/docs/index-150702.html#1765454
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.