СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.
Тема урока «Смута в Российском государстве» .docx
Урок истории в 7 классе.
Тема урока: «Смута в Российском государстве»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: модульный урок с использованием информационных технологий.
Методы: викторина; словесный; проблемно – поисковый; рефлексии; диалоговая
методика;
самостоятельные работы с исторической информацией;
персонифицирующий; наглядно – иллюстративный.
Цели урока: сформировать образно – пространственное, целостное и системное
представление о Смуте в Российском государстве, причинам, приведшим к трагическим
событиям, а также выяснить, как повлияли годы Смуты на дальнейшее развитие нашего
государства.
Методика проведения:
1. Входной контроль осуществляется в виде викторины и даёт возможность логично
перейти к изучению нового материала.
2. Изучение нового материала включает 4 блока:
А) Постановка основной учебно – познавательной задачи.(35мин.)
Б) Самостоятельная работа в группах(15 мин)
Цель работы в группах: дети самостоятельно знакомиться с информацией, что
способствует развитию аналитических умений у учащихся, способности находить и
различать факты, формировать собственное мнение, опирающееся на исторические
фаты.
В) Выступление групп (23 мин)
Г) Закрепление материала(3 мин.)
3. Контроль и самоконтроль.
Контроль осуществляется в виде тестов. Самоконтроль (рефлексию) осуществляют
учащиеся при помощи графического изображения:
Круг – мне было работать интересно, я всё понял.
Квадрат – было интересно работать, но не во всём разобрался.
Треугольник – было неинтересно, понял очень мало.
Методы:
словесный;
проблемно – поисковый;
рефлексии; диалоговая методика;
самостоятельные работы с исторической информацией;
персонифицирующий;
наглядно – иллюстративный.
Оборудование:
раздаточный материал
учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России .Конец XVI XVIII век»
проектор, экран.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
групповая.
Ход урока.
1 этап: повторение материала.
А) О ком и о чём идёт речь?
1)Он построил много храмов
Крепостей, монастырей
Думал о защите славной
Руси – матушке своей.
2)Он безвинно убиенный
Умер, так и не познав.
Славы царской.
Службы верной.
3) Он решил :
«Настало время!
Стать царём ему российским!»
Хотя бывший он монах.
4) Что за время, что за нравы?
По Руси прошёлся мор.
Голод, холод
Не до славы. Знать не выстоять державе?
И Борису всё в укор.
5)Был он первым среди русских
Возглавлял святую Русь.
Патриархом был он славным.
2 этап: изучение нового материала.
Слово учителя с использованием презентации.
Итак, давайте вспомним, что предшествовало страшным событиям, развернувшимся в
начале 17 века.
Смута, что означает это слово? Могло ли наше Российское государство избежать
испытаний. свалившихся изза династического кризиса, ряда других причин? На эти и
другие вопросы предстоит нам сегодня ответить.
Давайте поработаем в группах и найдём подтверждение и ответы на вопросы.
Работа в группах.
Каждая группа получает задание на листках.
1 группа
«Причины и суть Смутного времени»
Кто претендовал на древний стол Ивана Калиты?
Почему не было единства в выборе царя? Как повели себя бояре и дворяне?
К чему привело непостоянство власти в России?
Перечислите причины Смуты.
Как вы думаете, что нужно было сделать. чтобы избежать это испытание для всей
России?
2 группа.
«Царствование Лжедмитрия 1.»
Кто он – Лжедмитрий? Какой он?
Что сделал во время своего правления новоявленный царь?
Какие ошибки допустил Лжедмитрий в своём поведении, что позволило разочароваться
москвичам в своём царе?
Как вы думаете, если бы новый царь повёл себя по –другому, соблюдая все каноны
степенной царской жизни, смог бы он избежать смерти?
Что вы посоветовали бы Лжедмитрию, чтобы удержаться на престоле? 3 группа.
«Боярский заговор»
Чем были недовольны бояре?
Кто расследовал гибель настоящего царевича Дмитрия?
Что произошло 17 мая 1606 года?
Кто избрал на престол Василия Шуйского?
В чём клялся «боярский» царь?
Кого Василий Шуйский назначил патриархом Русской православной церкви?
4 группа «Выступление Ивана Болотникова.»
Почему так дорого было имя царевича Дмитрия?
Кто он – Иван Болотников?
Какое назначение получил Болотников после возвращения на родину?
Где собиралось «царское» войско?
Какие люди пополняли войско Ивана Болотникова под Москвой?
Почему после 5 –недельной осады многие стали покидать войско?
Назовите опорные пункты, где болотниковцы укрепились после поражения под
Москвой.
На какие уступки пошёл царь Василий Шуйский, чтобы собрать большое войско?
Какая участь ожидала Болотникова после поражения?
5 группа
«Лжедмитрий 2»
Кто он очередной самозванец Лжедмитрий 2?
Как встречал жители юго – запада самозванца?
Кто входил в состав армии «воскресшего» царя Дмитрия7
Где обосновалась армия Лжедмитрия 2?
Какие планы строили папа римский и польский король в случае победы Лжедмитрия 2?
Кого называли «тушинскими перелётчиками»?
6 группа
«Перелом в настроении народа».
Какова была численность войска Лжедмитрия 2? Назовите причины, по которым крестьяне и посадские люди стали покидать ряды
войска самозванца?
Какую ошибку допустил Василий Шуйский?
На какие уступки Швеции пошёл царь?
Назовите имя полководца, возглавившего русские войска в борьбе против тушинцев?
7 группа.
«Вторжение войск Польши и Швеции»
Какие события развернулись в сентябре 1609 года?
Кто руководил сопротивлением в городе Смоленске?
Какие победы одержала войско Скопина – Шуйского?
Что помешало планам дальнейшего освобождения территории Российского
государства?
Какие территориальные потери ожидали наше государство в 1611 году?
3 этап. Закрепление. Выступление групп
Показ слайдов.(3 мин), сопровождающийся дополнительной информацией к уроку
4 этап. Контроль и самоконтроль.
Блиц викторина
1. Как называется эпоха самозванцев? (Смутное время).
2. Как погиб цесаревич Дмитрий, сын Ивана Грозного?
3. Как звали жену Лжедмитрия (Марина Мнишек).
4. Назовите руководителей второго ополчения?( Минин, Пожарский.)
5. Как называется правление бояр во время смуты? Семибоярщина.
6. Настоящее имя Лжедмитрия первого. (Григорий Отрепьев).
7. Назовите самое мощное восстание во времена голодных бунтов. (Восстание Хлопка).
8. Как звали польского королевича, которого пригласили править бояре в Россию?
(Владислав).
9. Фамилия Ивана Грозного. (Рюрик).
10. Как называли Лжедмитрия второго в народе? (тушинский вор)
11. Какие иностранные державы вели войну на территории России во времена Смуты?
(Польша, Швеция).
12. Последний царь династии Рюриковичей. (Федор Иванович).
13. Имя царя, которого первым выбрали на Земским соборе. (Борис Годунов).
14. Главные зачинщики Смуты. (Бояре).
15. Цель Земского собора в 1613 году. (выбор нового царя).
16. Как называется насильственное вмешательство одной или нескольких сторон во
внутренние дела другого государства? (интервенция)
17. Как называется абсолютная монархия в России? (самодержавие)
18. В правление какого царя была введена опричнина (Иван Грозный). 19. Почему прекратилась династия Рюриков? (не было законных наследников на
русский престол).
5. Подведение итогов. Анализ работы в группах , самооценка.
Тема урока «Смута в Российском государстве»
Тема урока «Смута в Российском государстве»
Тема урока «Смута в Российском государстве»
Тема урока «Смута в Российском государстве»
Тема урока «Смута в Российском государстве»
Тема урока «Смута в Российском государстве»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.