Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
13.10.2019
Предмет: Литература
Класс: 6
Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Цели урока.
Обучающая
• Показать на примере рассказа В. Распутина, какое значение в жизни имеет доброта;
Развивающие
• развивать умение анализировать художественный текст;
• развивать устную речь учащихся;
• развивать навыки критического мышления;
Воспитательная
• воспитание гуманизма.
Оборудование: мультимедийная презентация, портрет писателя, листы А 4, фломастеры
детство Горький.doc
МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ»
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на
примере повести «Детство» М. Горького)
ПОДГОТОВИЛА УРОК УЧИТЕЛЬ
МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ»
ШАИХОВА РАИСАТ МАГОМЕДОВНА
Shaikhova.Raisat@mail.ru Конспект урока по литературе в 7 классе
Предмет: Литература
Преподаватель: Шаихова Р.М.
Класс: 7а
Дата: …
Тема: Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на
примере повести «Детство» М. Горького)
Цели:
Обучающая:
изучить личность и биографию писателя на основе
произведения;
проанализировать идейнохудожественное своеобразие
произведения, художественные средства создания повести, структуру
произведения и эволюцию характера и духовного мира героя; сравнить образы
бабушки и дедушки; рассмотреть отдельные эпизоды повести, оказавшие
влияние на становление характера; научить составлению плана, таблицы на
основе материала.
Развивающая: развитие речи (выразительное чтение эпизодов); развитие
нагляднообразного мышления (составление устного пересказа портрета
героев), словеснологического мышления (умение сравнивать героев
произведения, делать выводы).
Воспитывающая:
воспитание взаимоотношений с другими людьми
(способность формированию гуманности, доброты, ответственности и др.
через образ бабушки),
чувства
справедливости.
воспитание моральных качеств,
Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала и закрепление
изученного)
Вид урока: урок анализа текста, беседа
Оборудование: портрет Горького; иллюстрации дома Кашириных и мест Нижнего
Новгорода, посещаемых Горьким; эпиграф
Внутрипредметные связи: с литературоведением (термины), с биографией
писателя
Методы и приемы работы: метод творческого чтения (выразительное чтение,
комментированное чтение); эвристическая беседа (аналитическая беседа, беседа по
Shaikhova.Raisat@mail.ru выявлению первичного восприятия, пропедевтическая беседа); исследовательский
метод (работа в группах); репродуктивный метод (составление плана и таблицы,
запись выводов в тетрадь, слово учителя, фронтальный опрос)
Использованная литература:
1. Горький М. Детство: Повесть. И. Дет.лит., 1988. – 207 с.;
2. В мире литературы. 7 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных
учебных заведений/ Авт.сост. А.Г. Кутузов и др. М., 2004
Этап урока
1.Подготовка к
объяснению
нового
материала – 3
мин.
2.Повторение
предыдущего
материала – 5
мин.
3.Объяснение
нового
материала – 7
мин.
Ход урока
Рассматриваемые вопросы
Чем
отличается
но
отличающийся
автобиография
Запись темы и эпиграфа в тетрадь: «Не только тем
изумительна наша жизнь, что в ней плодовит и жирен
пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот
пласт всетаки победно прорастает яркое, здоровое и
творческое, растет доброе – человечье, возбуждая
несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни
светлой, человеческой».
от
автобиографического произведения? (Автобиография
описание своей жизни; литературный жанр, близкий
мемуарам,
большей
сосредоточенностью на личности и внутреннем мире
автора.
В автобиографическом произведении
повествование ведется не по хронологическим вехам, а
последовательно движется повествование как результат
ярких впечатлений, оставшихся в сознании ребенка).
Назовите автобиографические произведения, которые
вы знаете. ( Толстой «Детство» и др.)
«Не про себя я рассказываю», говорил автор в начале
произведения. Каков смысл этого утверждения? (Это
отличает от других произведений автобиографического
жанра)
Чьими глазами показана жизнь Алёши в детстве?
Рассказ о своей жизни, о чувствах, переживаниях,
событиях даны с чьих позиций? ( Мир глазами ребенка,
находящегося в гуще событий, и глазами мудрого
человека, оценивающего все с позиции его жизненного
опыта)
На основании того, как человек оценивает
окружающие события, можно судить и о нем самом.
Что влияет на формирование характера и духовно
обогащает личность? ( Детство – далеко не самый
прекрасный период в жизни, сам писатель много видел,
пережил, испытал в детстве, столкнулся с истоками зла,
враждебности, но тем не менее тянется к светлому,
доброму).
Методы и приемы
Репродуктивный
метод (запись темы и
эпиграфа)
Репродуктивный
метод
(Пропедевтическая
беседа)
Репродуктивный
(слово
метод
учителя, составление
таблицы)
Эвристический
Shaikhova.Raisat@mail.ru метод (беседа по
выявлению
первичного
восприятия)
Репродуктивный
(лекция
запись в тетрадь)
учителя,
Эвристический
метод
(аналитическая
беседа)
4.Проверка
домашнего
задания
– 10 мин.
Прочитайте эпиграф и определите основную мысль.
Какой прием положен в основу эпиграфа? (Прием
контраста)
При столкновении ребенка с действительностью в
противопоставлении дано мрачное, трагическое и
чистое, светлое, радостное. Это является вечной
проблемой. На примере широких жизненных картин
важно показать тесный круг жутких впечатлений
ребенка, а также огромное влияние на Алешу тех
«прекрасных душ», которые вселяли надежду на
возрождение к жизни светлой и человеческой. Давайте
заполнять таблицу в течение всего урока. (Приложение
1).
На приеме контраста построено описание бабушки и
деда. Трудно было бы «сочинить» характеры более
непохожие друг на друга. Которые противоположны во
всем. Давайте составим план, по которому опишем
героев. Приложение 2.
К кому тянется Алеша? Почему? (К бабушке, к
добру, ласке. « Сразу стала на всю жизнь другом, самым
близким..»).
Какие чувства вызывает у Алеши бабушка? Какое
решающее влияние оказывает на формирование
отношения Алеши к миру?
Он вглядывается в деда, и в нем нет ни одной
черточки доброты. И всё же нельзя сказать, что в
бабушке он видел только хорошее, а в дедушке только
плохое. Что повлияло на изменение отношения Алеши к
дедушке? (его рассказ о своей жизни)
Каким становится это отношение? ( «Я знал, что
дедушка не злой, а страшный») Алеша видит уже
другого человека. Изменилось и его отношение, и
восприятие действительности, дед превращается в
человека «силы сказочной». Человек изменяется не
только внешне, но и внутренне под влиянием среды,
обстановки жизни, окружающих его людей. Каждое
новое видение деда – этап в постепенно меняющемся
отношении к нему, этап духовного взросления героя, в
его понимании сложностей и противоречий жизни.
Дедушка сумел понять, почувствовать страдания
другого, простить его, потянуться к тому хорошему,
что было на душе у того человека.
Shaikhova.Raisat@mail.ru 5.Закрепление
материала 11
мин.
6.Подведение
итогов – 7 мин.
поведению людей,
Анализ эпизодов.
Болезнь мальчика, смерть отца, тяжелое материальное
положение – всё заставило мать приехать в Н. Новгород
и перед Алешей проходит целая галерея новых лиц,
ближайших родственников, среди которых придется
жить. Обратимся к будням семьи Кашириных. К
обстановке в доме,
что
способствовало формированию характера Алеши.
Давайте разделимся на группы для пересказа эпизодов и
сделаем выводы, какие черты характера Алеши
раскрываются,
запись в таблицу результатов.
Приложение 3.
Яркое, здоровое, творческое, доброе в людях – то, что
прорастало сквозь «пласт всякой скотской дряни».
Рядом с жестокостью, грубостью, бесчеловечностью
живут бескорыстная любовь бабушки к миру. Душевная
щедрость Цыганка,
мудрая рассудительность и
терпимость к людям. Горький хочет нам показать, что
обогащает, раскрывает богатые возможности человека и
что вызывает ненависть в душе через главных героев
повести.
Каков же был Алеша вне дома деда.
Почему дрался с улицей? (стр.92), Почему нестерпимо
стыдно было подходить к Гр. Ив.? (стр.93) Почему
сблизился с братьями Овсянниковыми? (стр. 119)
Почему не сложились взаимоотношения во время учебы
в школе? (стр.183)
Непримиримость к жестокости, активное стремление
противостоять ей, обостренное чувство справедливости
– всё это свидетельствует о духовном возмужании
главного героя. И хотя характер героя еще только
складывается, проходит проверку жизнью, он сурово
осуждает дикость и злобу жизни, тянется к здоровым
проявлениям в окружающей действительности.
В
вражды,
зависти,
атмосфере
человеконенавистничества,
создаваемой людьми,
подобными Михаилу и Якову Кашириным, одно из
преобладающих настроений – скука,
чувство,
возникающее там, где нет живых, человеческих
интересов, и как бы покрывающий пылью весь мир,
отнимающее всё красивое и увлекательное.
Но не одну лишь «скотскую дрянь» наблюдал Алеша.
Он увидел, ощутил, вобрал в свою душу немало
прекрасного. Это прекрасное заключалось не только в
русской природе, дарившей так много просветляющей
Метод творческого
чтения (пересказ)
Исследовательский
метод (работа в
группах)
Репродуктивный
метод
(лекция
учителя, запись в
тетрадь)
Эвристический
метод
(аналитическая
беседа)
Репродуктивный
метод
(лекция
учителя, запись в
таблицу)
Репродуктивный
(лекция учителя)
Shaikhova.Raisat@mail.ru радости ребенку. Прекрасное заключалось в тех людях,
которые своей натурой, своим обликом противостояли
пошлости и, доказывая красоту жизни. Один из них был
отец Горького – Максима Савватиевича. Из рассказов
бабушки он представлялся Алеше фольклорным
добрым молодцем – щедрым, могучим, веселым, с
широкой душой. Это был человек не только
простодушным и мужественным, благородным, но и
умным, прекрасно выполнявшим всю работу, за
которую брался. Все эти качества и унаследовал Алеша
от своего отца.
Давайте посмотрим на иллюстрации дома Кашириных,
в котором родился и жил Алеша. Он находится на
Почтовом съезде,21. Приложение 4.
Ответить на вопросы:
Каким представляется мне мальчик Алеша Пешков?
История духовного формирования Алеши – это…
Заполнить таблицу до конца
Повесть «Детство» глазами Горького
7.Домашнее
задание – 2
мин.
Репродуктивный
метод
учителя),
иллюстрации
(лекция
Приложения
1.
Таблица контрастов
Эпизод
Отталкивающее, мрачное,
Притягивающее, светлое,
трагическое
радостное
3.
План характеристики героев:
Портрет
Отношение к собственности
Философские взгляды
«педагогика»
художественные вкусы
разные религии
поведение в трудные минуты
Shaikhova.Raisat@mail.ru отношение к жизни
отношение к людям, миру
4. Группы для анализа эпизодов:
1) Обед в доме Кашириных. Почему эта сцена вызывает изумление?
2) История с наперстком
3) Наказания детей
4) Пляска Цыганка. Как проявляется характеры героев в танце?
5) Пляска бабушки (талантливость,
одаренность,
творческое
вдохновение)
6) Алеша и Хорошее дело (дружба)
Shaikhova.Raisat@mail.ru
Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.