Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Оценка 4.9

Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
13.10.2019
Тема урока: Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Предмет: Литература Класс: 6 Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» Цели урока. Обучающая • Показать на примере рассказа В. Распутина, какое значение в жизни имеет доброта; Развивающие • развивать умение анализировать художественный текст; • развивать устную речь учащихся; • развивать навыки критического мышления; Воспитательная • воспитание гуманизма. Оборудование: мультимедийная презентация, портрет писателя, листы А 4, фломастеры
детство Горький.doc
МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ» ПЛАН КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ  Тема:  Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького) ПОДГОТОВИЛА УРОК УЧИТЕЛЬ  МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ» ШАИХОВА РАИСАТ МАГОМЕДОВНА [email protected] Конспект урока по литературе в 7 классе Предмет: Литература   Преподаватель: Шаихова Р.М.  Класс: 7­а  Дата: … Тема:    Формирование   характера   и   духовного   мира   Алеши   Пешкова   (на примере повести «Детство» М. Горького) Цели:  Обучающая:  изучить   личность   и   биографию   писателя   на  основе произведения;  проанализировать   идейно­художественное   своеобразие произведения,   художественные   средства   создания   повести,   структуру произведения и эволюцию характера и духовного мира героя; сравнить образы бабушки   и   дедушки;   рассмотреть   отдельные   эпизоды   повести,   оказавшие влияние на становление характера; научить составлению плана, таблицы на основе материала.  Развивающая:  развитие   речи   (выразительное   чтение   эпизодов);   развитие наглядно­образного   мышления   (составление   устного   пересказа   портрета героев),   словесно­логического   мышления   (умение   сравнивать   героев произведения, делать выводы).  Воспитывающая:  воспитание   взаимоотношений   с   другими   людьми (способность   формированию   гуманности,   доброты,   ответственности   и   др. через   образ   бабушки),   чувства справедливости.  воспитание   моральных   качеств, Тип   урока:  комбинированный   (объяснение   нового   материала   и   закрепление изученного) Вид урока: урок анализа текста, беседа Оборудование:  портрет Горького; иллюстрации дома Кашириных и мест Нижнего Новгорода, посещаемых Горьким; эпиграф Внутрипредметные   связи:  с   литературоведением   (термины),   с   биографией писателя Методы   и   приемы   работы:  метод   творческого   чтения   (выразительное   чтение, комментированное чтение); эвристическая беседа (аналитическая беседа, беседа по [email protected] выявлению первичного восприятия, пропедевтическая беседа); исследовательский метод (работа в группах); репродуктивный метод (составление плана и таблицы, запись выводов в тетрадь, слово учителя, фронтальный опрос) Использованная литература: 1. Горький М. Детство: Повесть.­ И. Дет.лит., 1988. – 207 с.; 2. В мире литературы. 7 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений/ Авт.­сост. А.Г. Кутузов и др. М., 2004 Этап урока 1.Подготовка к объяснению нового материала   –   3 мин. 2.Повторение предыдущего материала   –   5 мин. 3.Объяснение нового материала   –   7 мин. Ход урока Рассматриваемые вопросы           Чем   отличается   но отличающийся автобиография Запись   темы   и   эпиграфа   в   тетрадь:   «Не   только   тем изумительна наша жизнь, что в ней плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все­таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое,   растет   доброе   –   человечье,   возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой». от ­ автобиографического произведения? (Автобиография ­ описание   своей   жизни;   литературный   жанр,   близкий мемуарам, большей сосредоточенностью   на   личности   и   внутреннем   мире автора.   В   автобиографическом   произведении повествование ведется не по хронологическим вехам, а последовательно движется повествование как результат ярких впечатлений, оставшихся в сознании ребенка).  ­ Назовите автобиографические произведения, которые вы знаете. ( Толстой «Детство» и др.) ­ «Не про себя я рассказываю»,­ говорил автор  в начале произведения.   Каков   смысл   этого   утверждения?   (Это отличает от других произведений автобиографического жанра) ­   Чьими   глазами   показана   жизнь   Алёши   в   детстве? Рассказ     о   своей   жизни,   о   чувствах,   переживаниях, событиях даны с чьих позиций? ( Мир глазами ребенка, находящегося   в   гуще   событий,   и   глазами   мудрого человека, оценивающего все с позиции его жизненного опыта) ­   На   основании   того,   как   человек   оценивает окружающие события, можно судить и о нем самом. ­   Что   влияет   на   формирование   характера   и   духовно обогащает   личность?   (   Детство   –   далеко   не   самый прекрасный период в жизни, сам писатель много видел, пережил, испытал в детстве, столкнулся с истоками зла, враждебности,   но   тем   не   менее   тянется   к   светлому, доброму). Методы и приемы Репродуктивный метод (запись темы и эпиграфа) Репродуктивный метод (Пропедевтическая беседа) Репродуктивный (слово метод учителя, составление таблицы)   Эвристический [email protected] метод   (беседа   по выявлению первичного восприятия) Репродуктивный (лекция запись в тетрадь)   учителя, Эвристический метод (аналитическая беседа) 4.Проверка домашнего задания  – 10 мин. ­ Прочитайте эпиграф и определите  основную мысль. Какой   прием   положен   в   основу   эпиграфа?   (Прием контраста) ­   При   столкновении   ребенка   с   действительностью   в противопоставлении   дано   мрачное,   трагическое   и чистое,   светлое,   радостное.   Это   является   вечной проблемой.   На   примере   широких   жизненных   картин важно   показать   тесный   круг   жутких   впечатлений ребенка,   а   также   огромное   влияние   на   Алешу   тех «прекрасных   душ»,   которые   вселяли   надежду   на возрождение к жизни светлой и человеческой. Давайте заполнять таблицу в течение всего урока. (Приложение 1). ­ На приеме контраста построено описание бабушки и деда.   Трудно   было   бы   «сочинить»   характеры   более непохожие друг на друга. Которые противоположны во всем.   Давайте   составим   план,   по   которому   опишем героев. Приложение 2. ­   К   кому   тянется   Алеша?   Почему?   (К     бабушке,   к добру, ласке. « Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким..»). ­   Какие   чувства   вызывает   у   Алеши   бабушка?   Какое решающее   влияние   оказывает   на   формирование отношения Алеши к миру?  ­   Он   вглядывается   в   деда,   и   в   нем   нет   ни   одной черточки   доброты.   И   всё   же   нельзя   сказать,   что   в бабушке он видел только хорошее, а в дедушке только плохое. Что повлияло на изменение отношения Алеши к дедушке? (его рассказ о своей жизни) ­   Каким   становится   это   отношение?   (   «Я   знал,   что дедушка   не   злой,   а   страшный»)   Алеша   видит   уже другого   человека.   Изменилось   и   его   отношение,   и восприятие   действительности,   дед   превращается   в человека   «силы   сказочной».   Человек   изменяется   не только   внешне,   но   и   внутренне   под   влиянием   среды, обстановки   жизни,   окружающих   его   людей.   Каждое новое видение деда – этап в постепенно меняющемся отношении к нему, этап духовного взросления героя, в его   понимании   сложностей   и   противоречий   жизни. Дедушка   сумел   понять,   почувствовать   страдания другого,   простить   его,   потянуться   к   тому   хорошему, что было на душе у того человека. [email protected] 5.Закрепление материала  ­ 11 мин. 6.Подведение итогов – 7 мин.   поведению   людей, Анализ эпизодов. ­ Болезнь мальчика, смерть отца, тяжелое материальное положение – всё заставило мать приехать в Н. Новгород и   перед   Алешей   проходит   целая   галерея   новых   лиц, ближайших   родственников,   среди   которых   придется жить.   Обратимся   к   будням   семьи   Кашириных.   К обстановке   в   доме,   что способствовало   формированию   характера   Алеши. Давайте разделимся на группы для пересказа эпизодов и сделаем   выводы,   какие   черты   характера   Алеши раскрываются,   запись   в   таблицу   результатов. Приложение 3. ­ Яркое, здоровое, творческое, доброе в людях – то, что прорастало   сквозь   «пласт   всякой   скотской   дряни». Рядом   с   жестокостью,   грубостью,   бесчеловечностью живут бескорыстная любовь бабушки к миру. Душевная щедрость   Цыганка,   мудрая   рассудительность   и терпимость к людям. Горький хочет нам показать, что обогащает, раскрывает богатые возможности человека и что   вызывает   ненависть   в   душе   через   главных   героев повести. ­ Каков же был Алеша вне дома деда. Почему дрался с улицей? (стр.92), Почему нестерпимо стыдно   было   подходить   к     Гр.   Ив.?   (стр.93)   Почему сблизился   с   братьями   Овсянниковыми?   (стр.   119) Почему не сложились взаимоотношения во время учебы в школе? (стр.183) ­ Непримиримость к жестокости, активное стремление противостоять ей, обостренное чувство справедливости –   всё   это   свидетельствует   о   духовном   возмужании главного   героя.   И   хотя   характер   героя   еще   только складывается,   проходит   проверку   жизнью,   он   сурово осуждает дикость и злобу жизни, тянется к здоровым проявлениям в окружающей действительности. В       вражды,   зависти, ­ атмосфере человеконенавистничества,   создаваемой   людьми, подобными   Михаилу   и   Якову   Кашириным,   одно   из преобладающих   настроений   –   скука,   чувство, возникающее   там,   где   нет   живых,   человеческих интересов,   и   как   бы   покрывающий   пылью   весь   мир, отнимающее всё красивое и увлекательное.  Но не одну лишь «скотскую дрянь» наблюдал Алеша. Он   увидел,   ощутил,   вобрал   в   свою   душу   немало прекрасного. Это прекрасное заключалось не только в русской природе, дарившей так много просветляющей Метод   творческого чтения (пересказ) Исследовательский метод   (работа   в группах) Репродуктивный метод (лекция учителя,   запись   в тетрадь)   Эвристический метод (аналитическая беседа) Репродуктивный метод (лекция учителя,   запись   в таблицу)   Репродуктивный   (лекция учителя) [email protected] радости ребенку. Прекрасное заключалось в тех людях, которые своей натурой, своим обликом противостояли пошлости и, доказывая красоту жизни. Один из них был отец Горького – Максима Савватиевича. Из рассказов бабушки   он   представлялся   Алеше   фольклорным добрым   молодцем   –   щедрым,   могучим,   веселым,   с широкой   душой.   Это   был   человек   не   только простодушным   и   мужественным,   благородным,   но   и умным,   прекрасно   выполнявшим   всю   работу,   за которую брался. Все эти качества и унаследовал Алеша от своего отца. ­ Давайте посмотрим на иллюстрации дома Кашириных, в   котором   родился   и   жил   Алеша.   Он   находится   на Почтовом съезде,21. Приложение 4. Ответить на вопросы: ­ Каким представляется мне мальчик Алеша Пешков? ­ История духовного формирования Алеши – это… ­ Заполнить таблицу до конца ­ Повесть «Детство» глазами Горького 7.Домашнее задание   –   2 мин. Репродуктивный метод учителя), иллюстрации   (лекция                                                       Приложения 1. Таблица контрастов Эпизод Отталкивающее, мрачное, Притягивающее, светлое, трагическое радостное 3. План характеристики героев:  Портрет   Отношение к собственности  Философские взгляды  «педагогика»  художественные вкусы  разные религии  поведение в трудные минуты [email protected]  отношение к жизни  отношение к людям, миру 4. Группы для анализа эпизодов: 1) Обед в доме Кашириных. Почему эта сцена вызывает изумление? 2) История с наперстком 3) Наказания детей 4) Пляска Цыганка. Как проявляется характеры героев в танце? 5) Пляска   бабушки   (талантливость,   одаренность,   творческое вдохновение) 6) Алеша и Хорошее дело (дружба) [email protected]

Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2019